СМИ заполнили публикации о планах волгоградских монархистов по созданию организации для защиты православных ценностей. Гвардейцы от православия? Что на самом деле происходит в Волгограде?
ПРАВМИР обратился к автору этой инициативы инженеру-экологу Михаилу Шорину за комментарием.
Михаил Шорин: В епархию мы не обращались
— Михаил Николаевич, расскажите, пожалуйста, об этой деятельности? Кто в епархии благословил Вас на нее?
— Мы в епархию не обращались с этим вопросом. Вопрос возник после хамской выходки рок-группы в храме, потом в связи с массовыми убийствами православных священников. Я живу в Волгограде, у нас один убитый похоронен в Церкви Покрова.
Наша организация инициатива монархистов Южно-Русского монархического союза. Мы, Региональный монархический союз, входим в этот союз.
У Вашей организации есть сайт, где можно ознакомиться с ее деятельностью?
— Нет.
— Вы являетесь прихожанином какого-то храма?
– Разумеется. Храм св. Иоанна Предтечи, протоиерей Олег Кириченко.
– Он — Ваш духовник?
– Ну, в общем-то, да. И не только мой, но и многих таких людей. Когда у нас возникла мысль создать такое движение, мы думали, что помогут казачьи организации, но они – декларативны. А нужна эффективная физическая защита и духовная. Вот где были казаки, когда была эта дикая выходка в храме? Где были казачьи общины, где они стояли?
Поэтому должна быть создана организация по аналогии владычных полков в средневековой Руси, которые занимались именно охраной духовных и моральных ценностей, в том числе и священнослужителей охраняли.
–И что, существуют люди, готовые этим заняться?
– Разумеется. Если бы этих людей не было, не было бы и обращения.
– А откуда они появились, сколько их?
– Просите, я об этом не могу говорить. Но их достаточно много. Очень много. Только по нашему федеральному округу – десятки тысяч. Причем это люди, прошедшие горячие точки.
– А собираются ли они, например бороться с наркопритонами? А публичными домами? А стриптиз клубами? Будут ли протестовать против, скажем, неоднозначных культурных акций?
– Так они этим и занимаются, многие в охранных подразделениях работают.
– Почему они считают, что именно их миссия защищать Православие?
– Это долгий вопрос, а я сейчас ограничен во времени. Потому что это – состояние души.
– Но разве проповедь не должна быть явлена делами, а не кулаками. Как Вы считаете, можно ли силой сделать общество нравственным?
– Добро с кулаками должно быть. Когда, например, на вас стадо пришлых людей нападет и все будут проповеди читать, вам наверное не легче будет, согласитесь? Должны быть люди, которые подойдут и спасут.
– И в Волгограде такие люди имеются?
– Почему только в Волгограде? И в Волгограде и в Ростове, в Ставрополе и Краснодаре.
– Это казаки?
– Не только казаки. Разные люди.
Корреспондент ПРАВМИРа обратился к священнику храма Иоанна Предтечи в Волгограде, руководителю отдела по взаимодействию с казачеством Волгоградской митрополии протоиерею Олегу Кириченко, которого М. Шорин назвал духовником.
Протоиерей Олег Кириченко: Акцию я расцениваю как самопиар
Эту акцию я расцениваю как самопиар. Михаил Шорин мне незнаком. Возможно, это кто-то из моих прихожан, но я его пока не идентифицировал. Никакого благословения ни у меня, ни у кого в епархии на свои действия он не получал. Идея патриаршей гвардии, или как он ее там называет – это его личная инициатива.
Этот человек говорит, что он монархист. Я, как и многие православные, с уважением отношусь к монархической идее. Но именно как к идее, к некоторой гипотетической модели устройства общества. Главное, чтобы вокруг этой идеи не было маргинализации, не было экстремизма, каких-то националистических проявлений.
К казачеству сейчас многие испытывают интерес, которым этот человек захотел воспользоваться, чтобы привлечь к себе внимание. Взрослый православный христианин, который хочет выступить с какой-то инициативой, не будет делать этого таким образом. Это клоунада какая-то! Во-первых, у него нет никакого понятия о субординации. Он предлагает Патриарху услуги какого-то неведомого войска от себя лично. Судя по тому, что этот человек говорит, он не вполне церковный, может быть – околоцерковный, и какие-то свои идеи он выдает за голос православия.
Я удивлен тем, что журналисты «Независимой газеты» стали с этим человеком всерьез разговаривать. И вот теперь это спорное субъективное мнение пошло в народ под соусом «РПЦ будут защищать гвардейцы патриарха». Да причем тут Церковь? Церковь с казачеством действительно взаимодействует, но это происходит по-другому.
Я занимаюсь взаимодействием с казачеством по всей митрополии. Откуда же в Волгограде появились казаки? Сам Волгоград – не казачий город, а вот в области есть места традиционного проживания казаков.
Движение по возрождению казачества в Ростовской и Волгоградской областях началось в 90-е годы. Действительно сейчас в нашей митрополии внедряется программа воцерковления казаков. Потому что казак без веры – не казак. С каждым казачьим обществом и окормляющим его приходом мы подписываем договор о сотрудничестве.
Мы никогда раньше с подобными выступлениями не сталкивались и еще не вполне поняли, как на это реагировать. Но священник для казака был и остается авторитетом. Ни один казачий круг (это организационное собрание, на котором присутствуют атаманы) не является легитимным, если на нем не присутствует священник.
Недавно это было зафиксировано законодательно в войсковом уставе типового казачьего общества, который подписал Дмитрий Анатольевич Медведев. Подобный документ был принят впервые в постсоветской России. Полиция, ОМОН и армия сами по себе могут принимать решения, а вот казачий круг без священника – не может. Так что узнать, где казаки, а где ряженые – довольно просто. Не бывает казаков, которым священник – не указ.
Волгоградская епархия сообщила газете «Известия», что не имеет отношения к Российскому монархическому центру, местное отделение которого создает «владычные полки» для защиты православия от посягательств, подобных акции панк-группы Pussy Riot или выставке известного галериста Марата Гельмана Icons, вызвавших бурную реакцию в обществе.
Беседовала Алиса Орлова