«Не надо, чтобы сердечко щемило»
— Можно ли, как говорят школьники, затащить химию на сотку, если ты не фанат этого предмета?
— Можно! Ее обычно сдают для медицинских университетов. Людям нравятся анатомия, биология, но никуда не денешься, химию тоже сдавать придется.
Нет ничего страшного в том, чтобы воспринимать ее просто как инструмент. Необязательно, чтобы она нравилась так сильно, чтобы сердечко щемило. И нужно понимать, что в любом случае химия — над биологией. Хочешь разобраться в биологии, тем более в биохимии, придется подучить и химию.
— То есть у вас задача число прикладная — научить технологии?
— Ну нет. Я хочу заряжать людей, чтобы у них глаза загорались. На наших онлайн-курсах иногда бывает, что изначально химия детям была нужна только для медицины, а в итоге они раз — и поступают на биохимические направления или химфак. Потому что когда вы начинаете рассказывать химию логично, последовательно, наглядно, то все становится понятно.
А когда мы что-то понимаем, нам это автоматически начинает нравиться.
Но и тех, для кого химия не цель, а средство, я тоже стараюсь хоть немного увлечь, это главный секрет успешной сдачи ЕГЭ. Через «не хочу» ничего не получится.
— Какие темы особенно заряжают людей?
— Вещества, превращения, реакции. Именно в этих разделах начинается настоящая химия. В неорганической химии к тому же много всего цветного и красивого. Тогда появляются интерес и любовь.
Трудность в том, что к этим разделам не перейти просто так, приходится разбирать более сухие вещи, больше связанные с физикой. Зато, когда все скучное перетерпишь, начнешь по-настоящему кайфовать.
— На чем люди обламываются? Что труднее всего?
— Главная проблема химии — в том, что она интуитивно непонятна. Физика наглядна, мы видим какие-то физические процессы, нам эмпирически ясно, что такое масса, вес или рычаг. Биология — это животные, растения, наш собственный организм. А химия протекает на более элементарном уровне — атомы, молекулы, реакции — и ученики теряются.
И еще, к сожалению, учителя часто не рассказывают, в чем собственно суть химии. Они пытаются придумать мнемонические правила, лайфхаки, дать набор отмычек, но это далеко не всегда работает. В какой-то момент происходит надлом, интерес пропадает.
ЩМЯГА и экзоскелет
— В чем же суть химии?
— Это наука о веществах и их превращениях. Вы изучаете вещества, их состав, особенности строения, и, зная эти особенности, вы можете предсказывать какие-то химические свойства и реакции.
А если уже говорить о настоящей химии, то люди пытаются найти применение этим реакциям. Это не значит, что вся химия прикладная, но, даже занимаясь фундаментальной наукой, ты понимаешь, что какие-то вещи не имеют применения прямо сейчас, но могут найти его лет через 20 или 50.
— Есть какие-то хитрости, которые человек должен понимать, если он хочет просто сдать химию — не по любви, а по расчету?
— Мы в химии всегда от общих вещей переходим к частным, поэтому я против лайфхаков. Конечно, есть какие-то мнемонические приемы, которые кочуют от учителя к учителю, типа ЩМЯГА. Это первые буквы названий двухосновных карбоновых кислот: щавелевая, малоновая, янтарная, глутаровая и адипиновая.
Мой личный прием: дети часто путают экзо- и эндотермические реакции. Экзотермические реакции протекают с выделением тепла. Я провожу аналогию с экзоскелетом, он снаружи, значит и тепло выделяется «наружу». Эндотермические реакции протекают с поглощением тепла. Я провожу пример с эндотелием, он внутри, значит и тепло выделяется «внутрь», то есть поглощается.
Как не вылететь с 1-го курса меда
— Не слишком ли заумная параллель?
— Я стараюсь не скатываться в объяснения типа «мальчик-атом взялся за руку с атомом-девочкой, получилась химическая связь». Это как-никак 11-й класс, я чувствую ответственность за их знания для вуза. В универе все серьезно, там уже вообще никто никаких параллелей не проводит. И с первого курса меда часто отчисляют именно из-за химии.
В любом случае на «запоминалках» далеко не уедешь.
Химикам повезло меньше всех, им нужно знать и физику, и математику. Зато, когда есть такой фундамент, никакой экзамен не страшен.
В биологии есть некоторые вещи, которые нужно запомнить, для них нет объяснений, хотя логические взаимосвязи все равно прослеживаются. А наш предмет нужно понимать на самом базовом уровне — строение атома, периодический закон, химические связи, степени окисления, валентности. Дальше мы поднимаемся на следующую ступень, к реакциям. Нужно разбираться с основами, а не пытаться запоминать химию, как стихотворение.
Зазубривать ничего не нужно, за исключением каких-то вещей, которые сложно объяснить в школе. А в остальном, ребята и сами говорят, что одна тема плавно вытекает из другой, все связывается вместе, петелька к петельке.
— Это мантра всех предметников: «У нас ничего зубрить не нужно, у нас все логично». Почему же так трудно-то?
— В некоторых учебниках — неверная последовательность изучения тем. В лицее мы шли не по учебнику, а по программе учителя. Увы, не все учителя имеют профильное химическое образование. Чем лучше ты понимаешь этот предмет как науку, тем его легче объяснить простым языком.
Сама я пришла в школу сразу после университета, совсем молодым преподавателем, поэтому мне не давали профильных классов. А с непрофильными — самое сложное заинтересовать. Особенно гуманитариев, которые с ходу отключают мозг: «Так, это не мое».
Но я старалась рассказывать про биохимию, про лекарства и медицину, поскольку это имеет непосредственное отношение к жизни. Неорганическая химия — это потенциально какие-то новые материалы, те же батарейки в телефонах, дисплеи и многое другое. Я всегда пытаюсь привязать химию к тому, что мы используем в быту, сделать ее более осязаемой и наглядной.
Но при этом говорю ребятам: чтобы добраться до интересного, вы должны узнать обычную школьную химию. Зато если вдруг вы захотите связать свою жизнь с этой наукой, то сможете заниматься суперинтересными вещами.
Чтобы жизнь не сгорела
— Чем работа школьного преподавателя отличается от преподавания в онлайне?
— В школе меньше времени, и не всегда получается уложиться. Учителя остаются после уроков, но и это часто не помогает. В онлайне я не ограничена во времени и могу делать абсолютно все, что хочу. Всегда можно записать на ютубе дополнительное занятие, которое ребята посмотрят, когда будет время, выберут по тайм-кодам нужную тему и прослушают ее столько раз, сколько нужно.
Но наш дедлайн — это ЕГЭ. Иногда приходит народ, у которого к 11-му классу знаний по химии — ноль. Ну вот как-то так вышло. Я говорю: «Окей, ладно» — и мы работаем как не в себя.
— Вам не страшно готовить к ЕГЭ? Вы готовите — а человек не поступил.
— Я начинала с индивидуального репетиторства на третьем курсе химфака, было немного страшно. Но я понимала, что если человек будет работать и я буду работать, то будет и результат.
Случалось, что я работаю, а ученик нет. В таких случаях я говорила с родителями. Или, допустим, у ученика никаких знаний, но он берет одно занятие в неделю. Тут тоже ничего сделать невозможно, я не волшебница.
Полную ответственность я на себя брала, только если у нас общая работа, регулярные занятия и обратная связь с родителями.
И не было такого, чтобы результатами моей работы были недовольны.
— Где проще мотивировать ребенка — при очных занятиях или в онлайне?
— В школе есть личный контакт, а онлайн-образование подходит только самым ответственным, которых не надо заставлять. Но совсем без контроля и в онлайн-школе не обойтись. У нас есть кураторы, которые следят за работой учеников.
А еще у нас есть система «жизней». Если ученик вовремя не сдает домашнее задание, то «жизнь» сгорает, а их дается только три в месяц. Если три «жизни» подряд сгорели, то человек вылетает с онлайн-курсов и вернуться не может, поскольку оплата помесячная. И это ребят довольно сильно подстегивает.
— Как вы сами полюбили химию?
— Сначала я ее абсолютно не знала и не любила, но в 9-м классе перешла в специализированную школу и случайно попала в химико-биологический класс, куда вообще-то не собиралась, к очень сильной и крутой учительнице. У меня начало получаться — и тогда сразу понравилось.
Потом я, не будучи гением, выигрывала олимпиады разного уровня, что позволило мне поступить в МГУ без экзаменов. Я закончила с красным дипломом, хотя мне никогда не было легко, я многое не понимала с первого раза. Но не сдавалась, выработала какой-то внутренний стержень.
Дальше началась аспирантура и занятия наукой, плюс я работала в школе, подрабатывала репетитором и преподавала в онлайн-школе. Все нравилось, ничего не хотелось бросать. В итоге все вылилось и в защиту диссертации, и в преподавание в отличной онлайн-школе, и в собственный ютуб-канал.