Вопрос. Внуку семь лет. В первый класс вместе с ним идет неадекватный и агрессивный ребенок. Моя дочь, чтобы избежать конфликта, хотела перевести сына на семейное обучение. В школе заявили, что там такой формы обучения нет. Ребенок должен учиться в школе якобы в целях социализации. А к буйному мальчику постараются найти подход. Что можно сделать в данной ситуации?
Только родители решают, где будет учиться ребенок
Законодательством не предусмотрена процедура отчисления «неадекватного», «агрессивного» или любого «неудобного» ребенка. Если у школьника есть поведенческие проблемы, когнитивные или ментальные нарушения, особые возможности и потребности, только его родители могут обратиться с этим в школу.
Администрация направит такого ученика на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая и разработает для него индивидуальный учебный план. Также школа, которая обязана предоставлять ученику всю свою инфраструктуру и оказать ему образовательные услуги, может предложить альтернативную форму обучения: очно-заочную (предполагает выборочное посещение уроков), домашнюю (учителя ходят домой к детям с особыми потребностями). ПМПК может дать ученику направление в коррекционную школу, в которой существует больше возможностей для удовлетворения особых потребностей ребенка.
При этом школа не обязана по требованию родителей других учеников что-либо предлагать или требовать от родителей школьника, заподозренного в «неадекватности».
Закон предусматривает право отца и матери самим решать, где учиться их ребенку, переводить или оставлять его в данной образовательной организации. Никто не может навязать им иной выбор. Максимум, что по своей инициативе способна сделать школа — осуществить ротацию детей в рамках параллели, то есть перевести в другой класс, а также инициировать постановку «проблемного» ученика на учет в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если в классе 30 человек и один из них хулиган — это не повод его выгонять. Тем более если он хулиган гипотетически. Если проблема приобретает более серьезный и опасный характер, школа обязана уведомить родителей о проблемах с освоением учебной программы, взаимодействием со сверстниками, наконец, с законом. Школа может привлечь к работе с таким ребенком социального педагога, психолога, взаимодействовать с органами внутренних дел и комиссией по делам несовершеннолетних. Администрация может предложить варианты выхода из кризисной ситуации. Иными словами, у школы действительно есть способы решить проблему и найти подход к каждому ребенку.
Право на семейное обучение
Законодательством федерального уровня предусмотрено право родителей на выбор формы обучения, например, семейного обучения или даже самообразования. Самообразование возможно в 10–11-м классе, семейная форма может быть применена на протяжении всего периода освоения программы среднего общего образования.
Поскольку право родителей на выбор формы обучения закреплено в Федеральном законе, администрация школы не может ссылаться на то, что в данной школе нет семейной формы обучения. Если школа на своем уровне издает подобный приказ, такой нормативно-правовой акт будет противоречить закону, а значит, может быть обжалован и признан недействительным. Ссылки школы на социализацию, ради которой ребенок якобы должен посещать школу, также не основаны на законе и не состоятельны.
Семейная форма обучения предполагает систематическое прохождение ребенком аттестации, причем в любой образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию. Именно поэтому администрация школы не вправе ссылаться на то, что не обладает достаточными административными и организационными ресурсами, чтобы реализовывать такую форму обучения. Такая аттестация ничем не отличается от стандартной аттестации детей, обучающихся в школе очно.
От школы требуется лишь одно: разработать и составить учебный план и выделить для ребенка временные слоты, в которые он мог бы прийти и сдать экзамены, как любой другой ученик.
Для перевода ребенка на семейную форму обучения школе не нужно ровным счетом ничего — ни инфраструктура, ни дополнительный бюджет, ни дополнительные кадры и даже дополнительное законодательство не требуется. Школа просто исключает из своего контингента конкретного ребенка. С бюджетного финансирования он переводится на семейное. С родителями при этом заключается договор о прохождении промежуточной и итоговой аттестаций.
При этом ребенок не обязан проходить аттестацию в школе, к которой был приписан. Родители могут обратиться с этой целью в любое другое учебное заведение соответствующего профиля.
Как перевести ребенка на семейное обучение
Перевести ребенка на семейную форму обучения родители могут без аргументов и причин, просто уведомив об этом школу и органы местного самоуправления (управу района). Закон не предъявляет к родителю никаких особых требований, считая, что любой родитель способен помочь освоить учебную программу своему ребенку. Нет требований ни к наличию особых ресурсов, ни к квалификации.
Семейный кодекс исходит из предпосылки, что родительские забота и воспитание имеют приоритетный характер, это прописано в Семейном кодексе.
И, при прочих равных, именно семья способна дать ребенку наилучшее развитие.
Вам не нужно будет собирать документы и обивать пороги инстанций. Достаточно направить заявление в школу: «Прошу перевести ребенка на семейное обучение… с … числа. Подпись» и уведомить орган местного самоуправления. Последнее делается в том числе затем, чтобы органы местного самоуправления вашего населенного пункта понимали, какое количество детей находится в инфраструктуре школы, под ее ответственностью. При этом родители имеют право в любой момент изменить форму обучения и зачислить ребенка обратно в школу, также без объяснения причин.
Что будет, если не проходить аттестацию
Может ли школа или кто-либо еще требовать вернуть ребенка с семейной формы обучения? По закону дети имеют право на образование, а родители обязаны обеспечить получение ребенком среднего общего образования, то есть помочь ему освоить программу 11 классов (ст. 63 Семейного Кодекса РФ).
Если ребенок по каким-то причинам не проходит внутренние промежуточные аттестации и не сдает экзамены, закон рассматривает такую ситуацию как нарушение родителями прав ребенка на получение образования и невыполнение родителями своих обязанностей.
Среднее общее образование в нашей стране является обязательным. Получить его должен каждый несовершеннолетний. Обязанность по исполнению этого требования всецело лежит на родителях. И если ребенок систематически не проходит аттестации, местным органам социальной защиты населения предписано обратиться в органы опеки и попечительства, а также в комиссию по делам несовершеннолетних в связи с неисполнением родителями их обязанностей. Таких родителей могут привлечь к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»).
Семейное обучение, которое полностью ложится на плечи мам и пап, все-таки не самый простой путь. Согласитесь, не все родители обладают ресурсами, чтобы обеспечить полноценное обучение дома. Образование — это не только вложение времени, сил, контроль за освоением программы, успешная аттестация. Родителям, например, самим придется закупать все материалы и учебные пособия. Школа не обязана их предоставлять, раз ребенок в ней не учится.
В некоторых субъектах РФ реализована выплата денежной компенсации родителям, которые забрали детей на семейное обучение. В конце концов, они берут на себя функцию государства и не должны выполнять ее бесплатно. Федеральным законодательством данный вопрос отнесен к прерогативе субъектов Федерации (Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.01.2016 года № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»). Однако такая практика существует не повсеместно. И даже там, где существует, работает пока не очень эффективно.
Другие формы обучения
Мало кто знает, но система образования помимо семейной формы обучения предлагает другие альтернативные формы образования. Ученик может посещать школу по индивидуально утвержденному графику и плану. Например, приходить в школу только для прослушивания программы по определенным предметам (очно-заочная форма обучения).
В случае, если у ученика есть особые потребности или его возможности ограничены, он имеет право на индивидуальный подход со стороны школы. Школа обязана его обеспечить, правда для этого нужно пройти ПМПК.
Есть немало гибридных форм, которые не снимают ответственности со школы за сопровождение ученика, обеспечение его учебными материалами и инфраструктурой, но при этом снижают нагрузку на ребенка.
Перевод ребенка на семейную форму обучения, конечно, право родителя, в котором никто не может ему отказать. Но это право предусматривает исполнение целого ряда встречных обязанностей. Если объективно вы понимаете, что перевод в другую школу невозможен, а исправить ситуацию с буллингом не получается, рассмотрите гибридные формы обучения, возьмите максимум, который должна предоставить вам школа.