Откуда у нас может взяться плохое настроение
Я не очень понимаю плохого настроения у православных людей. Понятно, что не всегда удается радоваться и веселиться по Евангелию, но надо хотя бы стараться не выглядеть унылыми и скорбящими не по заслугам.
Постоянные жалобы на жизнь, к сожалению, присущи и опытному прихожанину, который хорошо знает, что уныние – это грех. Разве может быть хорошее настроение у грешника, если он постоянно должен помнить о своих неистребимых грехах? Так рассуждают некоторые и живут так, как будто умерли еще вчера, но почему-то ходят по земле и сегодня.
Однако хорошее настроение – не всегда вызывающая улыбка и громкий восторг от своего состояния, и вовсе не повод, чтобы им хвастаться или подкалывать других – «чего такой грустный, нет настроения?». При таком превозношении потерять свое хорошее настроение – дело нескольких секунд, потому что мы еще не умеем искренне радоваться чужим радостям и молиться за других больше, чем за себя.
Многие ведь, видя хорошее настроение у других, только и думают, как бы его испортить у этих счастливчиков. Это я не про христиан. А про тех, кто живет от случая к случаю, считая все случайным и зависящим от них самих. С нас же совсем другой спрос. И первый вопрос к самим себе, если мы считаем себя людьми церковными – откуда у нас может взяться плохое настроение?
Рядом со Христом души наполнялись любовью
Говорю так, потому что вижу многих прихожан, которые многие годы остаются недовольными жизнью, в которую вовлечены их родные и близкие, друзья и коллеги, батюшки и не только. Человек исповедуется, причащается и все так же, как и раньше, ропщет на жизнь, бесполезно благодаря Господа, потому что делает это не искренне, не простив всех, а лишь произнеся впустую слова о всепрощении. И то не так, и эдак не так.
Вот и ходим мы с опущенными глазами и серыми лицами, будто жизнь приносит нам лишь одни неприятности. Разве это путь православного христианина? У святых отцов, да и в Библии я не нашел четкого определения «хорошего настроения» или ссылок на него.
Но есть вещи, которые и не требуют особого определения. Они и так понятны. И вот, когда мы читаем Слово Божие и любимых святых отцов, почему-то хорошее настроение так и распирает обрадованную душу. Значит, у них было хорошее настроение, несмотря на осознание своего падшего состояния и горький плач о своих грехах.
Христос не был весельчаком в нашем понимании этого слова, но и Он не мог всегда ходить грозным и устрашающим, отчего у других – слушающих Его – должно было бы быть плохое настроение. Но, когда люди слушали Учителя, души их наполнялись любовью, оттого они и пребывали в настроении, которое позволяло делиться им этой любовью с другими.
А ведь это и есть хорошее настроение – живое и заразительное, когда искренне любишь Бога и ближних. Тогда отчего мы грустим и пребываем в состоянии нелюбви, которое хорошее настроение превращает в мучительно плохое? Причастились, пришли домой и…
Из-за нашей напускной грусти многие боятся и нас, и Церкви
Куда пропадает наше хорошее настроение, когда мы встречаем родных, которые еще не «доросли» до храма? Почему мы продолжаем жить прежними возмущениями и недовольством? Как нам полюбить тех, кому мы должны передать свое хорошее настроение, навеянное нам Самим Святым Духом на святой службе?
Из-за нашей напускной грусти многие боятся и нас, и Церкви. Вместо того чтобы поделиться христианской радостью и всеобъемлющим хорошим настроением, мы выжимаем из себя скорбь и тесноту, которой у нас не должно быть. Любящий Бога и ждущий Вечности, умеющий бороться со страстями и получивший освобождение от грехов в таинстве Исповеди не может постоянно пребывать в плохом настроении.
Это абсурд и искривленное понимание церковной жизни. Ведь что другим плохо и портит настроение, то нам-то все во благо должно быть: и страдания, и множество искушений, без которых не живет ни одна душа.
Хорошее настроение – от хорошего отношения к жизни
Поэтому хорошее настроение можно назвать непризнанной добродетелью, которая помогать жить с благодарностью к Богу не только нам, но и сотням окружающих нас людей.
Тебя спрашивают по обычаю: «Как настроение?», а ты в ответ: «Отличное от плохого. Хорошо мне здесь быть с Господом! Слава Богу за все». И подтвердить свои слова еще и на деле, переспрашивая вопрошающего: «Может, тебе чем-то помочь?» Не уверен, что ваша реакция и предложение не вызовет недоумения, но то, что вы поднимете настроение другому человеку, – это точно…
И в заключение приведу цитаты по поводу хорошего настроения людей неправославных, но, уверен, думающих и умных, не называя их имен:
«Хорошее настроение – это доброта и мудрость вместе».
«Хорошее настроение не от хорошей жизни, а от хорошего отношения к ней».
Молодцы, правда? Разве это не по-христиански? Вот мы и должны стремиться к мудрости и доброте, и относиться к жизни по-православному – с верой, надеждой и любовью. И разве при таком отношении к жизни у нас может быть плохое настроение?