Вопрос:
«Здравствуйте, прошу помощи. Общаясь с девушками, обнаружил, что они обижаются, когда говоришь о девственности. Начинаются несвязные безумные оправдания и т.д. А для меня это важно. Господь воплотился не от кого-нибудь, а от Приснодевы Марии. Пусть попытаются вылечить сначала чеченцев, дагестанцев и армян, которые женятся исключительно на девственницах. Это, получается, если следовать логике глупышек, нам можно жену и в притоне искать? Они не берегут девство, а мужа им подавай трезвого и работящего».
Спаситель пришел в обыкновенный человеческий род
Дорогой и уважаемый вопрошатель, конечно к выбору спутницы жизни необходимо подходить очень основательно. И хорошо бы, если бы этот человек был умен, красив, духовен и конечно безгрешен. Хорошо бы, чтобы чисты и безгрешны были и вы, и я, и все люди живущие вокруг нас.
Но когда-то давным-давно человек, сотворенный безгрешным и богоподобным, сделал свой личный свободный выбор и уклонился от путей Господних. Произошло грехопадение и в мир вошло зло. И с тех пор люди совершали на своем жизненном пути много чего. Вся история рода человеческого наполнена победами и поражениями, взлетами и падениями, счастьем и страданием. Однако 2000 лет назад, Творец всего сущего, снова дал шанс человеку обрести свой эдемский сад и вернуть радость безгрешной жизни.
В изуродованный грехом мир, вошло Существо, не относящееся к этому миру, но пришедшее спасти венец мира — человека. И действительно Господь явился к нам через непорочную и девственную Мариам. Но в роду Богородицы и Христа были и Раав – проститутка (которую, кстати, взял в жены один из подвижников Иисуса Навина, Салмон, и таким образом она стала праматерью царя Давида и самого Иисуса, и бил ли он ложкой по лбу ее за потерянную девственность – это вопрос открытый), и Тамара (Фамарь) имевшая отношения со своим свекром.
Был и царь Ахаз, уклонившийся от почитания Яхве к страшным языческим культам, и принесший в жертву бесам своего сына. Род Спасителя был отнюдь не кристально чистым. Там было вдоволь и грешников и праведников.
Христос происходил из колена Иудина, того самого Иуды, который вместе со своими братьями, продал в рабство Иосифа Прекрасного. Царь Давид обманом и подлостью взял в жены чужую жену – Вирсавию, и несмотря на его великое раскаяние, Господь все же дал ему в будущем почувствовать скорби. Но при этом, от этого отнюдь не девственного брака, родился Соломон. Если читать родословию Иисуса в Евангелии от Матфея там как присутствуют имена (а Библия вообще не сильно любит персонифицировать женщин) именно женщины с подмоченной репутацией.
При этом Матфей не упоминает в роду Спасителя имен праведниц, которые тоже безусловно были – Сару, Рахиль, Ребекку, их имен нет. Еще большая странность подобного заключается в том, что Евангелие это было написано на арамейском исключительно для евреев. Получалось, на первый взгляд, что Матфей сознательно портил репутацию рода Спасителя?! Но это, конечно, не так. Матфей сознательно указывал евреям, что Спаситель пришел в ОБЫКНОВЕННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД (с точки зрения его греховности, разумеется) и Он не побрезговал им. Не побрезговал греховностью и несовершенством этих людей.
А значит, Он не побрезгует и другими, кто будет жить уже в новое время — когда чистота и святость «кадиш» понимаются принципиально иначе, чем во времена закона Моисея. Главное условие этой чистоты – искреннее покаяние и вера в искупителя нашего Господа Иисуса Христа. При этом не имеет значения, кровоточивая ты или недевственная, прокаженный ты или слепой от рождения, ешь ты «чистое» или «нечистое. Книга Чистоты или Книга Святости «Левит» «Торат коханим», для нас уже не более чем благочестивая история.
Он пришел именно к грешникам
Для нас ныне очень важно понимать, что можно быть не таковым, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как эти «малолетние шалавы»: можно поститься два раза в неделю (как раз-среда и пятница!), давать десятую часть из всего, что приобретаете на храм, но при этом пребывать в тяжелейшем состоянии богоотверженности из-за величайшей гордыни, обжигающей даже небо. И это тяжелейшее и величайшее искушение. Можно «от и до» соблюдать внешний закон, но Христос дал нам понять, что уже не внешние закон и чистота будут определять нашу праведность. Пребывающая в путах блудных грехов Мария Египетская покаялась и открыла Богу душу, а «чистые и непорочные» учителя и законники так и не узрели своего Мессию.
Господь не побрезговал человеком, падшим немощным и грешным, лежащим во грехах и беззаконии. Он пришел в этот мир отнюдь не к праведникам. Потому что «нездоровые имеют нужду во враче, но больные». Он показал, что главное — это не обличение и унижение падшего и живущего, как пес в своей блевотине, человека, а призвание его к покаянию, побуждение его к осознанию своих грехов, к внутреннему переустройству и, как следствие, уже и к внешнему изменению жизни. «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12-13).
Представим себе на минуту такую картину: на страницах Книги Книг рассказывается история о том, как Христос тягал за волосы блудницу, которую к нему подвели фарисеи, а потом первый бросил в нее камень — как было бы вполне необходимо поступить по тогдашним канонам. А когда оказался рядом с самарянкой (у которой, к слову, тоже плоховато было с девственностью), не только не попросил у нее пить, но, как от огня, бежал от нее, не дождавшись своих учеников. Возможно, ли было бы такое развитие событий?
А давайте еще вспомним, кого постоянно «бичевал» своими речами Спаситель? Может блудников, может мытарей, может прокаженных (кто априори по Закону был в грехах)? Да нет… На «орехи» в основном попадало фарисеям (по нашему — православным активистам) и моим коллегам, саддукеям, тогдашним священнослужителям.
Очень часто в церковной жизни мы сталкиваемся с проявлениями греховной немощи человека. Но вера у нас крайне интересная: нам не так важно механическое и фактическое исполнение чего-либо, как стремление, сердечные намерения и внутренняя мотивация, так как именно это шаги к подлинному покаянию. А только искреннее и сердечное покаяние, вместе с верой в Искупителя, открывает нам путь на небеса. Христос, безусловно, видел сердечные помыслы людей. Он пришел именно к грешникам, чтобы вырвать их из когтей ада : «Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Матф.9:12).
Ту же Фотинию Самарянку (мы называем ее по-гречески – Фотиния, по-русски – Светланой, на кельтских языках – Фионой, на других западных языках – Клэр), жившую с пятью мужчинами вне брака, полуязычницу и блудницу, Христос освещает Своим светом. Именно ей Он преподает “воду живую, иссушающую источники грехов”. Более того, Иисус открыл самарянке, что Он и есть Машиах, ранее, чем перед своими апостолами. Почему? Он увидел в блудной ее оболочке «внутреннего человека» с открытым сердцем, человека для которого есть принципиальные вопросы веры.
Другая грешница, бывшая блудница, женщина с очень неоднозначной личной жизнью, глубоко раскаялась и возлюбила Христа, и стала первой стала свидетельницей чудесного Воскресения. Имя ее теперь знают все — Мария Магдалина. А вспомним ту блудницу, которая омыла слезами и волосами своими отерла ноги Спасителя. И в это же время учитель «праведности и святости», «хранитель» девства и нравственности даже не приблизился к Спасителю.
Не оскорблениями и силой, а любовью и заботой
Христос видит все наши сердечные помыслы, мы же этого не видим. Мы понимаем, что далеко не каждая «малолетняя шалава» близка к сердечному покаянию, но может именно эта особа сейчас близка к тому, чтобы отереть своими волосами ноги Христовы. Можем ли мы это знать и предвидеть? Конечно, нет. И вот как раз поэтому мы должны не судить, а личным подвигом становиться примером для оступившихся наших братьев и сестер.
И не оскорблениями и силой, а любовью и заботой показывать им путь в счастливую жизнь. Потому что любой грешник в сути своей несчастен, тот суррогат, который он временами принимает за счастье, рано или поздно начнет отравлять всю его жизнь. При этом наша помощь должна идти не как «челяди с барского стола», а с осознанием того, что и мы, и они — люди грешные, и помогаем каждый друг другу, чем можем.
А мы с вами так же поражены греховным недугом, как и эти девушки, очень рано потерявшие девственность. Их грех быстро обнаружился чисто физически, наши с вами грехи иногда очень глубоко спрятаны и хорошо «замаскированы». Иногда девушка внешне очень девственна и целомудренна, очень набожна и застенчива, но в глубинах души до небес полыхает огонь самого страшного и главного, «коренного» греха, от которого произрастают все остальные грехи – ГОРДЫНИ. Внешне чистая, внутренне полна костей мертвых и всякой нечистоты, исполненная лицемерием и беззаконием. Говорящая о набожности и правильности, застенчиво берущая благословение у священника может быть «драконом в юбке», и, что самое поганое — она, как тот фарисей, считает себя очень верующей и очень правильной, и гордится тем, что она — не как та, «которая шалава».