Первый сезон мы смотрели «Голос» всей семьёй. Что-то новенькое – интересно ведь.
Понимаю, что многие сейчас, наверное, недовольно хмыкнут, мол, православные люди, вроде бы серьёзные, многодетные, должны думать о духовном – и вдруг такой конфуз. Моветон даже какой-то… Ну да… Уж простите.
Второй – уже не так, третий сезон вообще почти не смотрели. Решили, что все это себя исчерпало.
А в этом году смотрим с огромным интересом. По одной простой причине – там участвует насельник Пафнутьев-Боровского монастыря иеромонах Фотий. Неожиданность!
Есть, правда, ещё и вторая причина, но о ней чуть позже.
Написать же я решила из-за нескончаемых споров, которые вдруг разогрелись как вокруг самой персоны отца Фотия, так и вокруг духовности или бездуховности такого его «странного» поступка.
«Как можно, монах – в шоу! Монах должен сидеть в монастыре!» – возмущаются одни. «Да-да, а лучше в катакомбах – соглашаются другие. – И носу оттуда не казать!». «Как низко пала РПЦ… хотя мы всегда это подозревали», – сокрушаются третьи. «Монах – это ангел на земле, он должен возносить очи горЕ, а не стремиться в бездну порока Первого канала», «Новый Охлобыстин!», «Зазвездит, а деньги пропьёт», «Да нет, купит крутую тачку и будет гонять, как все эти гламурные попы», «Церковь отделена от государства!», ну и так далее.
Я никоим образом не претендую на истину в последней инстанции. Выскажу лишь своё сугубо личное мнение. Далеко не глубокомысленное, причём. И, скорее всего, чисто женское. Тем более, что я человек мирской, как христианин – очень хиленький, если вообще христианин. И именно поэтому считаю, что не пристало мне учить монахов духовности и рассказывать, где и как они должны сидеть и куда возносить очи.
Но как же любим мы пообсуждать и священников, и монахов, ведь правда? И, увы, из них первый есмь аз. Все про них рассказать, всему их научить. Сколько всего мы знаем о правильном устроении ИХ духовной жизни. Впору самим монастырь открывать и там старчествовать.
А уж если мы в храм в принципе никогда не ходим и о церкви знаем лишь по отголоскам советского журнала «Спутник атеиста», то тут мы вообще в монашестве и путях спасения души непревзойденные спецы. Почитайте интернет – убедитесь.
Но это ладно. Больше всего меня удивили именно люди церковные. Не сомневаюсь, что они во всем духовном понимают гораздо больше, чем я. Честно! И сами живут, действительно правильной, больше скажу – праведной жизнью. Но что такого страшного, греховного случилось?
Согласна, монашество – это особый путь. Неотмирный. Но, знаете, не далее как сегодня одна моя совсем не церковная подруга, увидев по телевизору отца Фотия, сказала: «Представляешь, я никогда не думала, что монахи такие». «А ты думала они какие?» – спросила я. «Нууууу… Такие… Никакие. На голову больные».
Задумайтесь, ведь многие люди, которые не ходят в храм, считают, что православные – это сборище унылых, выживших из ума старушек, которых ежедневно злокозненный поп опьяняет опиумом для нашего бедного недалекого народа. И под действием того же опиума все в церкви ходят строем, несут сребролюбивым клирикам свои последние копейки и кроме «паки-паки и аминь» ничего сказать не могут.
А монастырь для таких людей – вообще резервация для кривых на один глаз безграмотных старых дев, которые в этой жизни никому и ни на что не сгодились. Это если монастырь женский.
А если мужской – то это гетто (модное нынче на «Правмире» слово) для спившихся бездельников, немытых и обтрёпанных неудачников, бедолаг, негодных по мужской части и вообще гомосексуалистов.
Так что же плохого в том, что те, кто считают монахов «бабаями», которыми пугают маленьких детей, вдруг увидят удивительно-талантливого, красивого, образованного человека, говорящего на нескольких иностранных языках? Который даже на «попсовой» сцене ведёт себя очень достойно! Очень!
Никто не обратил внимание на то, что даже члены жюри как-то собираются, что ли, когда выступает отец Фотий? Понятно, что они и до него не сидели с ногами на столе и не лузгали семечки. Но здесь кажется, что они даже подбирают слова, когда с ним говорят – из уважения к сану, из уважения «к особому, духовному смыслу», которым он наполняет то, что поёт. Это их слова – не мои.
А чем плох его репертуар? Прекрасная, серьёзная музыка, потрясающие стихи. Быть может кто-то вообще впервые услышал (а главное – дослушал до конца) такую музыку. А не эти привычные и вездесущие «поющие трусы».
Так что же вам не нравится? Что монах не в монастыре? А откуда вы знаете, что он не в монастыре? Недавно мы с воскресной школой ездили в Пафнутьев-Боровский и там его видели.
Что он не молится, не постится и не возносит очи горЕ? А откуда вы это знаете? Нет, может, и не молится, но лично я с уверенностью этого сказать не могу – не видела.
Что это не миссионерство и вообще – что это за благословение такое? Нормальное благословение, считаю. А вы хотели бы, чтобы он вышел на сцену и начал бить поклоны и кричать: «Покайтесь, нечестивцы»?
Вам не нравится, что он показал свой талант людям? Но ведь все мы любим книги, например, монаха Лазаря (Афанасьева), других монахов и монахинь. Они тоже дарили свой талант миру. Что, они тоже не постились, не молились, сбежали из монастыря и день и ночь мечтали о деньгах и славе? Может, и мечтали, но и тут я с уверенностью не могу ничего сказать, потому что опять же – не знаю.
Кто-то решил, что он станет артистом, и прощай спасение души! Может и станет, а может, и нет… Может, зазвездит, а может, и нет.
Мы не знаем, что будет потом, почему мы так сразу легко приписываем человеку самые плохие намерения?
Помните, как все смеялись над «Бурановскими бабушками», когда они «потащились на это Евровидение позориться»? А они на полученные деньги восстановили в селе (или деревне, где они там живут) храм.
В общем, не вижу я ничего плохого в том, что отец Фотий сделал этот шаг. Смелый шаг – заметьте. Ведь и он, и тот, кто давал благословение, уверена, ожидали такую реакцию части нашей публики.
Может, я что-то не понимаю? Так объясните мне.
***
А теперь о второй причине, почему я сейчас смотрю «Голос». Потому что все деньги, которые переводят зрители с помощью СМС, идут в фонд помощи хосписам «Вера». Идут смертельно-больным деткам. И зрители, и само шоу, и все, кто в нем участвует, прямо или косвенно делают огромное, важное и доброе дело. Быть может, вы помогаете хосписам, поэтому и можете их всех осуждать. Я хосписам не помогаю! И осуждать не смею!