10 сентября Православная Церковь празднует Собор преподобных Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. В 1051 году преподобный Антоний Печерский поселился в пещере, по преданию, вырытой митрополитом Киевским Иларионом. Именно этот год принято считать годом основания Киево-Печерского монастыря. Когда количество братии стало увеличиваться, преподобный, любящий уединение, отошел на соседний холм и в 1057 году выкопал новую пещеру. Со временем и там поселились монахи. Так образовалось два комплекса пещер – Дальние и Ближние. И хотя 300 лет уже не живут под землей монахи лавры, но даже и в наше время есть люди, отваживающиеся на «печерский» образ жизни.
Разверзшиеся остовы скальных храмов, пещеры монастырской горы, источник преподобного Антония Печерского и келья, в которой жил и молился основатель монашества на Руси. Даже разрушенный, Лядовский монастырь поражает особенной красотой и величием. А вокруг – природа удивительной красоты, скалы над Днестром в крутой излучине, тишина, покой, умиротворение…
По преданию, Лядовский Усекновенский скальный монастырь 1000 лет назад был основан преподобным Антонием Печерским на пути со Святой горы Афон в Киев. Обитель находится на левом берегу Днестра, на границе Украины с Молдовой. Неподалеку в Днестр впадает маленькая речка Лядава, рядом с которой расположено село с одноименным названием. Преподобный Антоний поселился в скальных пещерах, где высек себе келью, которая и сегодня носит его имя. Келья остается неизменной на протяжении последнего тысячелетия.
В 1938 году монастырь взорвали большевики, и 60 лет на руинах лишь иногда молились жители окрестных сел.
В сентябре 1998 года нынешний настоятель обители архимандрит Антоний (Нетребин) и еще трое послушников Почаевской лавры пришли на место одного из древнейших на Руси монастырей, чтобы жить там в тиши и уединении. Три года провела в пещерах над Днестром первая братия Лядовского Усекновенского скального мужского монастыря.
– Мы служили здесь первую Литургию в 1998 году – как раз перед днем памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи, престольным праздником монастыря, – рассказывает архимандрит Антоний. – Люди издавна любили нашу обитель, но в то время, конечно, не так много прихожан приезжало, как сейчас.
Тогда 21-летнему иноку хотелось именно здесь отрешиться от мира в молитве отшельников:
– Я знал, что здесь есть пещеры. Раньше бывал в этом месте много раз, когда еще в семинарии учился. Ехал в уединение, а оказалось – совсем наоборот. Видно, Господь призвал не для спокойствия, а для возрождения святыни.
Зимой в пещерах жить лучше
– Поселились мы ещё с двумя иноками в пещерной келье с пристройкой – комнаткой, в которой у нас была кухня и трапезная, – вспоминает отец Антоний. – А жили в самой пещере – там, где сейчас старая иконная лавка. Печка уже была, так что более-менее обустроено – жить было можно.
До первых поселенцев на развалины Лядовского монастыря приезжал служить священник, он и оборудовал пещеру печкой с пристройкой, чтобы было где остановиться. Печка – обычная, на Украине ее называют «грубка». Выложена в перестенке, а из-под скалы сразу – вытяжка и дымоход.
– Нормально было – топили, дров хватало. Зимой в пещерах жить лучше, чем летом, потому что зимой постоянно отапливается и нет сырости, а летом сырость накапливается. Приходилось топить даже летом, но и тяги нет, и жарко очень.
На вопрос, как проживание в пещере сказывалось на здоровье, отец Антоний отвечает неохотно:
– В первое время не чувствовалось – молодые были, здоровые. Болели, конечно, но сразу так и не замечаешь особо. А потом – у всех по-разному. Кому и на пользу пошло.
Селились не только в этой пещере, но и в пристройке:
– И в Антониевском храме на хорах, и в келье преподобного Антония жили. Позже вверху в скале еще две кельи себе вырубили. Обустроили, печки поставили. Обходились по минимуму.
Свет в пещере был. Уже позже построили для монастыря свою трансформаторную подстанцию. А тогда электричество провели стальной проволокой, и хватало только на освещение, электроприборы подключить было нельзя. Лампочка еле-еле светила, читали и служили в пещерном Антониевском храме при свечах.
Не романтики ради
О первых трех годах пребывания в Лядовской обители архимандрит Антоний рассказывает буднично. Но то, что он считает простым и очевидным, многие даже представить себе не могут.
– Да ничего такого особенного и необычного, – просто приехали, поселились, живем, трудимся. Жили в пещерах не потому, что какой-то романтики хотелось или мечтали о подвижничестве. Просто на то время это было единственное жилье в монастыре. А потом построили кельи и перебрались – вот и всё.
Тогда со всем были трудности: ни средств, ни материалов. Но Господь посылал утешения – особенно после того, как съездили на Афон, и игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем благословил обитель иконой Божией Матери «Отрада и Утешение». Привезли святыню в монастырь и потихоньку начали строительство братского корпуса. Теперь на третьем этаже – храм в честь этого Богородичного образа.
К 1000-летию обители, которое отмечали в 2013 году, многое здесь преобразилось. И колокольню построили, и обустроили источник преподобного Антония, и территорию на берегу Днестра под монастырскою горой в порядок привели, и еще огромное количество разных мелочей.
Отстраивается Лядовский монастырь в византийском стиле – сплошь каменная кладка, мозаики и резьба по камню. Сейчас подходит к концу реставрация Антониевского храма. Как говорит настоятель: «Даст Бог, до зимы управимся».
Сердце монастыря
Пещеры – одна из главных особенностей Лядовского монастыря. Но глубоких больших пещер, – чтобы и подземные ходы, и переходы, и кельи, как в Киево-Печерской лавре, – здесь нет. Это природные пещеры, которые древние монахи немного расширяли. Подмуровывали камнем переднюю стенку, и получалось, что одна стена, наружная, все время прогревалась и подсыхала. И окна делали, и коридорчик небольшой.
На территории монастыря пять таких пещер, плюс келья преподобного Антония, а также Антониевский, Усекновенский и Параскеевский пещерные храмы.
Не ко всем Лядовским пещерам имеется легкий доступ. Чтобы добраться к некоторым, нужны и лестницы, и другие приспособления. А вот келья преподобного Антония Печерского – в самом сердце монастыря. Куда бы ни шел в этой скальной обители, к этой пещере обязательно попадешь.
В некотором удалении от обители сейчас обустраивается еще и пещерный скит. Там, как и в Лядово, Днестр делает крутой поворот и тоже целая гряда скал, в которых около пятнадцати пещер, где жили монахи-отшельники.
– Монастыря там не было, но действовал небольшой пещерный храм. Еще до Октябрьской революции эти пещеры описывал историк и археолог Владимир Антонович, – рассказывает архимандрит Антоний. – Сейчас строим там храм во имя Семи отроков Ефесских. И скит этот, скорее всего, будет женский, потому что в Могилев-Подольской епархии женского монастыря пока нет. Возможно, матушки, которые живут под горой Лядовского монастыря, переселятся туда.
Как планирует настоятель, в пещерах будет только храм, жить в них никто из монахов не будет. И незачем, да и доступа к ним нет – нужно альпинистом быть, чтобы туда добраться.
Напротив Лядовского монастыря есть комплекс Нагорянских пещер. Там тоже когда-то жили монахи-отшельники, и планируется со временем обустроить скит.
«Хоть под землю спрячься, хоть в пещеру, а борьба одна и та же»
Раньше люди жили в пещерах, потому что больше было негде, да и по необходимости: прятались от врагов и диких зверей.
– Для современных монахов проживание в пещерах ничего не дает, – уверен архимандрит Антоний. – Кроме духа гордыни: вот такой подвижник, что в пещере затворился! То время ушло. Господь так управил, что даже в Киево-Печерской лавре уже 300 лет как монахи в пещерах не живут. Можно в пещеры приходить, уединяться, молиться, служить. Но жизнь там особой пользы не приносит – только вред здоровью. Древние иноки, действительно, старались уединиться в пещерах, сосредоточиться. Им была польза от этого. А сейчас не только у мирян, но и у монахов из мира осталось столько всяких воспоминаний, что хоть под землю спрячься, хоть в пещеру, – борьба одна и та же будет.
– Ничего особенного у нас нет – монастырь, храмы, братия, служба, – продолжает отец Антоний. – Просто место такое – был когда-то монастырь, и Богу угодно, чтобы он возрождался. Хочется отстроить то, что было взорвано. Возможно, это жест покаяния от нас за те поколения. А еще мы живем надеждой, что закончатся все эти стройки, будет все спокойно и тихо, и мы отгородимся, наконец, от мира и хлопот. И, конечно, хочется, чтобы мир был, чтобы людей не убивали.