Владимир Берхин — президент благотворительного фонда «Предание», эксперт благотворительности.
Великий пост — это время сугубого внимания к духовным вопросам, и в том числе — к вопросам милосердия. Это время, когда человек сам себя учит быть лучше, чем был до поста — иначе непонятно, зачем вообще в этом смысле «поститься».
Но если задача в научении, то совершенно разумно использовать несколько простых принципов, проверенных временем и практикой. Я намеренно почти не буду касаться в тексте духовных аспектов, оставив эти вопросы профессионалам, и буду приводить примеры из собственной жизни, просто потому, что знаю ее лучше всех прочих жизней.
Помогайте тем, кому велит сердце
Доброе дело должно быть именно добрым, оно должно идти из глубины сердца и быть именно вам почему-то важным. Если же доброе дело совершается чисто механически, «потому что надо», если в нем не участвует сердце — велик риск, что со временем оно начнет раздражать и вы бросите это занятие. Это диагностически полезно, ибо показывает человеку его подлинное состояние, но задача не в этом.
Я несколько раз пытался приучить себя помогать тем, кому не сочувствую — например, животным — и каждый раз это кончалось ничем. После нескольких попыток я бросал это занятие, не приносящее радости, казавшееся мне глупым и утомительным.
Приложите усилия
Добрые дела должны быть заметны вам, они не должны быть слишком мелкими. В идеале доброделание Великим постом должно быть для вас новым и слегка нестандартным, чтобы для его совершения каждый раз требовались хотя бы небольшие, но вполне сознательные усилия. Надо о необходимости сделать доброе дело хотя бы вспомнить, а не использовать автоматику. Потому что без усилия навык не вырабатывается.
Я подписан на полтора десятка фондов на регулярные пожертвования на какие-то небольшие суммы, но я не помню, кому жертвую. Суммы слишком незначительны, усилия слишком малы, и от того, спишутся у меня деньги или нет, в моей душе ничего не изменится.
Не ждите благодарности
Добрые дела должно хранить в тайне. И потому просто, что такова заповедь, и для того, чтобы сохранить в чистоте мотивацию. Доброе дело совершается ради Господа и ближнего, а не ради чьего бы то ни было одобрения. И это правило стоит соблюдать неукоснительно.
Более того, первейшее правило для работников благотворительной сферы звучит так: «Не ждите благодарности». Подобная мотивация скоротечна, к тому же благодарность зависит от других людей, а в этом случае довольно быстро милосердие уступает место маркетингу. Если солдат сражается ради того, чтобы блистать орденами, а не ради победы, он уйдет с поля боя, как только получит орден, даже если тот вручен незаслуженно.
Делайте добро регулярно
Чтобы научиться, важны не сверхусилия, а упорство и регулярность. Раздача имения нищим — подвиг, дело достойное, но разовое. Оно изменит жизнь, но невозможно раздавать имение регулярно и есть серьезный шанс превратиться из благонамеренного обеспеченного человека в человека бедного, но озлобленного, то сожалеющего о своем «опрометчивом шаге», то гордящегося величием собственного поступка.
К тому же дело не должно быть — если речь идет о научении — слишком редким. Если вы сделаете что-то хорошее дважды за пост, то вы не потеряете, как сказано в Евангелии, награды своей. Но и на серьезные перемены в сердце, вероятно, рассчитывать не стоит. Если ходить в спортивный зал раз в три недели, вряд ли получишь заметный результат.
Не навязывайтесь
Ваше доброе дело не должно быть насильственным по отношению к тому, кому вы помогаете. Это правило важно в том случае, если вы решили — что совершенно правильно — помогать кому-то из своих близких, с кем у вас есть сформированные отношения. Регулярно ходить в гости к одинокому родственнику, мыть за кем-то посуду (и лучше за тем, кто этого, вероятнее всего, не заметит), проявлять заботу и участие — во всем этом важно не превратиться в грозного «причинителя добра», навязывающего свое неравнодушие там, где его не просили.
Сколько я отношений испортил таким образом — не перечесть. И особенно сильно они портились, когда я пытался милосердно открыть человеку глаза на его недостатки.
Избавьте милосердие от лишней рассудочности
Как странно, но великопостное доброделание, как мне кажется, лучше не оценивать с точки зрения «эффективности», не высчитывать, насколько серьезная проблема будет решена вашим участием и какой будет возврат социального эффекта на вложенный рубль либо человеко-час.
Пост — время исправления постящегося, а не мироздания.
Ориентируйтесь на перемены в собственном сердце, на отношения, на проявления именно милосердия, а не бизнес-мышления в социальной сфере. Потому что последнее отчуждает дело от делателя, оно становится менее личным, а значит — меньше меняет вас.
Я не призываю раздавать милостыню мошенникам (хотя святой Иоанн Милостивый поступал именно так), но вот избавить свое милосердие от лишней рассудочности на время поста точно стоит. Рассудочность потом вернется, когда настанет следующая стадия и к уже сформированному навыку можно будет подойти критически и уточнить — а что, собственно, делается и для чего.
Откажитесь от чего-то бесполезного
Пост — время самоограничения и дисциплины. А значит, добрые дела не должны добавлять в жизнь суеты — ее у современного горожанина и без того избыток. И оттого они в каком-то смысле не очень возможны без того, чтобы отказаться от чего-то бесполезного, отнимающего время и силы. Это может быть трудно (и стоит подходить к ограничениям осторожно), но это важно хотя бы с той точки зрения, что ваш труд сделал из обезьяны именно человека, а не просто уставшую обезьяну.
Молитесь и читайте Писание
И последнее. Пост — религиозная практика, а значит, дела милосердия в ходе поста входят именно в религиозную практику. Но практика есть штука цельная, делить ее на части достаточно сложно.
Следовать только одной стороне поста похоже на попытку получать образование, постоянно уходя с середины лекции и дочитывая учебники только до половины.
Если вы взяли на себя труд так или иначе поститься, привязали перемены в своей жизни к церковному календарю — то логично хотя бы отчасти привязать к нему не только дела, но и мысли.
Попросту говоря, если вы решили постом совершать дела милосердия — попробуйте совершать их с молитвой и чтением Писания. Просто для системности, для полноты погружения в контекст.
И я почти что уверен, что если эти рекомендации выполнить, приложить к ним сердце и волю и выдержать с Прощеного Воскресенья до Воскресенья Христова, то не заметить результат будет невозможно.