– Отец Павел, не секрет, что сегодня молодые люди не слишком глубоко задумываются о том, что такое верность. Может быть, действительно, это понятие устарело?
– Я соглашусь с тем, что сегодня в молодежной среде наблюдается потеря нравственных ориентиров, распущенность в брачных отношениях. Но, несмотря на это, в России отношение к браку, хотя бы в идеале, остается традиционным. То есть люди по-прежнему хотят видеть в нем союз любящих, верных друг другу людей.
Если мы спросим на улице, ну, скажем, у тысячи молодых парней, хотели бы они, чтобы их супруга хранила им верность, я уверен, что девяносто девять процентов из них ответят, что им это далеко не безразлично! Мне часто приходится слышать от мужчин, как их возмущает, когда их жена с кем-то переписывается, флиртует и т. д.
Другое дело, что часто у мужчин в плане верности бывают двойные стандарты: они требуют верности от жены и в то же время считают, что мужчине хранить верность вовсе не обязательно. На самом же деле в браке должны хранить обет верности как женщина, так и мужчина. Брак, как установление Божие, не может существовать без верности. Недаром Господь дал нам седьмую заповедь: «Не прелюбодействуй».
Перед совершением таинства венчания я обязательно исповедую молодых людей, вступающих в брак: многие из них каются в «грехах молодости». В ответ на это я им напоминаю народную мудрость: смолоду прорешка, а под старость дыра, – кто с легкостью относится к верности до брака, у того обязательно появятся искушения нарушить обет верности и в браке.
Часто это случается в какой-то период охлаждений отношений с женой, или появляются новые знакомства на работе, – вокруг нас множество соблазнов!
Кроме того, сейчас тема измены, поисков новых отношений эксплуатируется везде: в рекламе, сериалах, фильмах. Подспудно это как бы объявляется нормой.
Многие попадаются на эту удочку, вот поэтому и распадается так много семей, и именно поэтому так важно воспитывать в себе верность.
– И все же, нормы супружеских отношений менялись с течением времени. Например, в Ветхом Завете они другие по сравнению с Новым. Неудивительно, что нормы и сейчас могли измениться.
– Ветхозаветный Израиль – народ упрямый, жестоковыйный. Народ, постоянно изменявший Богу. Ветхозаветные израильтяне со всех сторон были окружены развращенными язычниками, для которых распутство, блуд были возведены в культ. Дать людям Ветхого Завета нравственный закон и нормы, близкие к новозаветной нравственности, было бы несвоевременно. Они просто не смогли бы их понести. Поэтому их планка нравственности – для младенцев в вере, а наша – для взрослых.
Но, вместе с тем, я не совсем соглашусь, что нормы семейной верности в Ветхом Завете сильно отличались от наших. Ведь седьмая заповедь о верности «Не прелюбодействуй» дана как мужчинам, так и женщинам, и за ее нарушение, кстати, полагалось побиение камнями.
– Это относилось только к женщинам?
– Нет, к обоим согрешившим. Например, книга Второзаконие говорит нам: «Если мужчину найдут спящим с женою другого человека, и тот мужчина, и та женщина должны умереть» (Втор. 22:22–24). «Если кто будет прелюбодействовать с женою замужнею; если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего: да будут преданы смерти и прелюбодей, и прелюбодейка» (Левит 20:10–21). То есть обоим прелюбодеям – высшая мера наказания.
Именно о мужчинах-прелюбодеях сказано: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это» (Притч. 6:32); «Человек, блудодействующий в теле плоти своей, не перестанет, пока не прогорит огонь. Такой человек будет наказан на улицах города и будет застигнут там, где не думал» (Сир. 23:22, 30).
Конечно, как я уже говорил, нравственные нормы того времени весьма сильно отличались от христианских. К примеру, считалось возможным разводиться с женой по причине ее бесплодия или просто если она чем-то досадила мужу. Но в то же время это не означало, что у мужчины не было никаких обязательств перед женщиной: он должен был ей вернуть приданое, которое за нее взял, и выплачивать отступные, своего рода алименты.
Также мужчина не мог потом вернуться к своей бывшей жене: развод существовал один раз на всю жизнь. Что же касается бесплодия, то эта норма была оправдана тем, что для Израиля было важно быстро распространяться и заселять новые территории.
– Традиционно к нарушению брачных обетов со стороны мужчины общество более снисходительно, чем к нарушению их женщинами. С точки зрения христианской этики, равны ли измена мужчины и измена женщины, и почему?
– С наступлением Нового Завета и мужчина, и женщина являются сонаследниками Царства Божия. И поэтому духовно-нравственные нормы для них одинаковы. Апостол Павел пишет, что во Христе «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:27–28). Но кроме равной свободы во Христе, мы имеем и равную ответственность за свои поступки.
Святитель Василий Великий говорит в своем 9-м правиле о том, к кому прилагается именование прелюбодея: «По последовательности понятий равно прилагаемо быть должно и к мужам, и к женам изречение Господне о непозволительности оставлять брачную жизнь “разве словесе любодейнаго” (Мф. 5:32) …если муж, отказавшийся от жены, перешел к другой, то и он прелюбодей, потому что жену доводит до прелюбодейства, и живущая с ним вместе есть прелюбодеица, потому что отвлекла к себе чужого мужа».
Прелюбодеяние именуется святыми отцами еще более тяжким грехом, чем блуд. Епитимии за него назначаются Церковью еще более длительные и серьезные.
– Ну а если все же произошла измена, то как быть в этом случае: нужно ли разводиться?
– Ситуации бывают разные.
То, что брак может быть расторгнут по причине прелюбодеяния, не является какой-то заповедью. Не сказано, что человек должен сразу бежать и разводиться. Дается просто возможность для развода.
Потому что пережить измену и сохранить после этого брак трудно, так как разрушается целостность брака. Но если есть желание со стороны потерпевшей сохранять семью, например ради детей, – то это причина не разводиться, а стараться врачевать отношения.
Но бывает так, что жена хочет сохранить брак и все прощает мужу, а муж живет на две семьи, издевается над ней, обещает уйти, но не уходит, потому что ему так удобно, и такая ситуация длится годами. Вот в этом случае, я считаю, надо разводиться, терпеть унижения не стоит.
Но если со стороны, виноватой в измене, есть покаяние, то в этом случае много шансов восстановить семью. Покаянием все можно уврачевать, хотя это и нелегко. Трудно бывает примириться, и тогда жена припоминает мужу его старый грех при каждом удобном случае. Если простил человека, нельзя вспоминать прошлые обиды.
– Может ли существовать брак без верности?
– Брак существует до тех пор, пока он не расторгнут юридически. Бывают печальные примеры, когда в браке нет верности. Например, муж блудит, а жена все это терпит. Но вот возникают какие-то тяжелые обстоятельства: у супруга серьезные проблемы со здоровьем, например, и жене приходится за ним ухаживать, тогда как другим его женщинам он оказался не нужен. В итоге муж возвращается в семью, он понимает, как важна для него жена, и отношения восстанавливаются.
Бывают иногда браки, например, в каких-то артистических семьях, когда супруги договариваются, что они не будут хранить друг другу верность. Конечно, это ненормально, но все же это брак. Кстати, подобные союзы очень непрочны. Важность верности в том, что без нее семья разрушается. В основном люди разводятся после измен.
Пережить измену очень тяжело, потому что постоянные переживания разрушают психику, душу.
– Связана ли верность с нашей верой? Ведь все же это однокоренные слова.
– Да, эти слова, конечно, связаны. Особенно с верой в Бога. Мы, верующие люди, верим в то, что Господь – наш Небесный Отец. Он хочет для нас только блага. Он никогда не солжет нам, не бросит нас. И эта вера порождает доверие и любовь к Нему. Мы храним верность Богу, потому что Он есть Единственная Истина.
Когда мы храним верность семье или, скажем, Родине, это несколько другая верность. Мы не можем быть абсолютно уверены, что наши близкие нас никогда не обманут, не причинят боль, не бросят в беде. И близкие, и Родина, в отличие от Бога, не идеальны, не безгрешны. Здесь мы верны просто потому, что любим их.
Также здесь наша верность зиждется на вере в наши принципы, убеждения. Семья, Родина – понятия не идеальные, но святые. И мы твердо верим, что должны хранить верность этим святыням.
Кстати, семья – это создание Божье. Вот почему так важно нам, православным людям, верить в нее и хранить ей верность. Семья – это божественное установление. Поэтому в том, что мы храним семью, мы храним и веру Господу.
Это, можно сказать, наше христианское «кредо», что в переводе с латыни означает «верю».
– Можно ли как-то верность воспитывать у детей, либо же она передается сама по себе?
– Мы всегда воспитываем детей в первую очередь личным примером.
Ребенок учится быть верным тогда, когда видит любовь и верность своих родителей друг другу.
Неверность заключается не только в измене, о которой ребенок может и не подозревать.
Но если кто-либо из родителей, находясь в семье, живет совершенно своей жизнью, не уделяет внимания своим родным, проводит свободное время в компании друзей, на рыбалке либо сидит за компьютером и «режется» в сетевые игры – это тоже неверность.
Или, бывает, жена берет детей и отправляется на все выходные в гости к подруге. Это тоже никуда не годится. Или когда родители проводят отдельно отпуск, «чтобы отдохнуть друг от друга», – измена начинается с этого. Конечно, это не повод для развода, но как пример для ребенка – это очень плохо. Если же ребенок видит, что для родителей семья – это ценность, что родители являются ценностью друг для друга, проводят время вместе, то это закрепляется у него как образ семьи.
Кроме примера своей жизни, верность начинается с умения держать слово: верности своим принципам, своим убеждениям. Например, привычные опоздания – это как раз неверность своему слову. Еще пример частой неверности слову – ложь. Кстати, с вранья, как правило, начинаются все измены. Супруг начинает что-то утаивать, и это постепенно переходит в измену. Поэтому важно учить ребенка всегда говорить правду, учить ответственности за свои слова. Как известно, верный в малом и во многом будет верен.