Не превращать свои аскетические труды в проблему для всех остальных
Протоиерей Феодор Бородин
Думаю, что ситуация с Новым годом возвращает нас к словам Христа: «Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый» (Мф. 6:17), что в те времена было признаком радости и веселия. То есть Господь говорит нам о том, что пост должен рождать в нас не унылость лица, а стать настоящей радостью для нас.
Как раз это испытание, которое почти все православные церковные люди проходят ежегодно – очень хороший повод потрудиться для того, чтобы свои аскетические труды не превращать в проблему для всех остальных. Пост – это инструмент. Как говорил один древний святой, на рынке ни один ремесленник, пытаясь продать товар, не будет хвастаться, какие у него хорошие, красивые и остро наточенные инструменты. Он хвастается товаром, который сделал с помощью этих инструментов. Господь ждет от нас не поста как такового, а результата, и этим результатом пусть будет радость.
В итоге любого доброделания, в том числе поста, мы должны почувствовать радость общения с Богом, которая должна рождать радость от общения с ближними.
А дальше начинается творчество: как мы это делаем. У всех по-разному.
Помню, как поразил меня рассказ из древнего патерика, когда к одному знаменитому подвижнику пришли монахи и спросили: «Авва, что ты будешь делать, если ты увидишь брата своего, который засыпает на богослужении?» Тот ответил: «Я положу его голову себе на колени». Вопрошающие ожидали, что подвижник в такой ситуации пожурит заснувшего, выскажет ему все. А старец говорит, что прежде всего нужно проявить любовь. Думаю, в храме авва не позволил бы себе дремать никогда. Поэтому в житиях многих святых говорится, что аскет был строг к себе и снисходителен к ближнему.
Вот в пост тем более хорошо поучиться проявлять любовь прежде всего в той ситуации, которая нам дана, в том числе к тем, кто празднует Новый год по всем светским советским «канонам», кто пока не знает радости церковной жизни. Что они от нас, христиан, должны чувствовать? Радость, ведь Христос пришел в нашу жизнь, и поэтому нам хорошо, а не наоборот, уныло. И поэтому Новый год надо проводить соответственно. В конце концов, даже не нарушая устава поста о пище, можно устроить своим родственникам праздник.
Церковь прекрасно умеет сочетать праздник даже со строгим постом, допустим, на Усекновение главы Иоанна Предтечи и на Крестовоздвижение. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы календарная проблема была как-то решена.
Христиане всегда должны быть радостными
Протоиерей Александр Ильяшенко
Новый год в советские времена стал одним из самых популярных праздников не только значительностью самого новолетия. Это вызвано еще и тем, что после революции Церковь была отделена от государства, множество храмов было закрыто, и церковные праздники верующие могли отмечать только у себя дома в самом узком кругу. Кроме того, в начале 1918 года советское правительство приняло декрет о переходе на григорианский календарь, в то время как Церковь сохранила юлианский, в котором Рождество празднуется 25 декабря, а Новый год, как ему и полагается – 1 января, то есть на Святках, когда поста нет. Календарная реформа привела к тому, что Новый год стал праздноваться прежде Рождества, так как 25 декабря по старому стилю соответствует 7 января по новому.
Юлианский календарь был введен в Древнем Риме при Юлии Цезаре, поэтому он и носит его имя. Святые отцы Первого Вселенского Собора приняли этот календарь как очень удобный инструмент для вычисления даты празднования Пасхи. Григорианский календарь принят в 1582 году в Риме при папе Григории. Григорианский календарь точнее юлианского. Но надо сказать, что и тот, и другой календарь являются приблизительными, их продолжительность несколько отличается от продолжительности тропического года, которая измеряется с высокой точностью с помощью тонких и трудоемких астрономических измерений.
Продолжительность григорианского календаря его творцы приблизили к продолжительности тропического года, а от святоотеческой традиции отдалились. Русская Православная Церковь и ряд других Православных Церквей, включая Грузинскую и Сербскую, сохранили эту многовековую традицию, и мы дату празднования Пасхи вычисляем так же, как это делали и древние отцы.
Весь западный мир целиком перешел на григорианский календарь, и дату Пасхи они рассчитывают, исходя из него. Но это противоречит тысячелетней традиции и положениям Первого Вселенского Собора, который утвердил расчет Пасхалии, исходя из юлианского календаря.
В 20-х годах ХХ века появился так называемый комбинированный календарь: Пасху и другие подвижные праздники церковного года рассчитывать и праздновать по юлианскому календарю, а неподвижные – по новому календарю, по григорианскому. У этого календаря есть ряд несомненных преимуществ, например, Рождество празднуется 25 декабря, и оно вновь становится перед Новым годом и по праву вновь его предваряет. Часть Православных Церквей перешла на такой совмещенный календарь. А часть, включая Россию, сохранила юлианский календарь, не изменив его.
Календарная проблема – одна из самых трудноразрешимых, потому что она касается практически всех. Если предложить последовать примеру Православных Церквей, празднующих неподвижные праздники по григорианскому календарю, то неизбежно поднимется буря протестов. Ведь все мы привыкли жить по григорианскому календарю, а не по юлианскому. Спроси любого: когда Рождество, и услышишь в ответ, что 7 января, а не 25 декабря. Или назови любой другой праздник неподвижного круга, например, Преображение – ответят, что 19 августа, а не 6-го. Психологически очень трудно принять календарную реформу, в данный момент люди к этому совершенно не готовы.
Чтобы стали возможны какие-то изменения, людей готовить к ним нужно продолжительное время спокойно и серьезно, чтобы не последовало потрясений. Для того, чтобы каждый открыто и с пониманием относился к тем или иным предложениям, мог что-то глубоко воспринимать, нужно включить в школьную программу, в курсы истории, географии, астрономии изложение календарной проблемы, чтобы все с детства знали – проблема существует, и нужно искать ее решение. Может быть, решение уже найдено, а может быть, со временем будет найдено более совершенное решение этой проблемы.
Дело в том, что календарная проблема со всей остротой неизбежно встанет перед нашими не столь отдаленными потомками. В григорианском календаре, так же как и в юлианском, каждый четвертый год, который нацело делится на 4 – високосный, в нем 366 дней, в остальных 365. Но в григорианском календаре, в отличие от юлианского, ввели еще и високосные столетия. Например, в XXI веке число столетий равно 20, на 4 делится, поэтому это столетие – високосное, и продолжительность 2000 года 366 дней и по тому, и по другому календарю. Поэтому и даты церковных праздников по григорианскому календарю не изменились. В XXII веке число столетий равно 21 и на 4 не делится, поэтому 2100 год по григорианскому календарю будет иметь 365 дней, а по юлианскому 366, и календари разойдутся еще на один день. Поэтому Рождество по юлианскому календарю останется 25 декабря, а по григорианскому переместится на 8 января.
Представьте себе, что вы живете не сейчас, а на рубеже XXI и XXII веков, и вдруг все даты церковные изменятся на один день… Это же просто катастрофа!
Так что проблема, хотим мы этого или не хотим, все равно стоит и ее придется решать. Другое дело, что это нельзя делать скоропалительно, навязывая какие-то решения. Необходимо систематическое образование и большая подготовительная, разъяснительная работа.
А современным христианам нужно просто жить в сложившихся условиях. Можно не быть в стороне от тех, кто празднует Новый год, на тех же корпоративах, радоваться вместе со всеми, никому не становясь в тягость своим унылым видом, только стараясь выбирать постную еду.
Радость посту совсем не противоречит: преподобный Серафим встречал приходящих к нему словами: «Христос Воскресе, радость моя!» И апостол Павел призывает: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16). Постом или не постом, христиане всегда должны быть радостными.
Другое дело, что в этих условиях новогодних праздничных выходных трудно соблюдать пост. Но ведь трудно – не значит невозможно. Да, действительно, всем все можно, а тебе нужно себя ограничивать. Но, если ты понимаешь, что ты ограничиваешь себя ради Христа и ради того, чтобы внутренне подготовиться, настроиться на действительно светоносный праздник Рождества Христова, значит, пожертвуешь чем-то. Деткам, конечно, можно дать какое-то послабление, но надо организовать их пост так, чтобы и они в соответствии с возрастом и силами немного себя ограничили.
Для православного христианина центром должна быть храмовая жизнь, надо стремиться жить в ритме церковной жизни. Понятно, что всеобщие праздничные каникулы – некие соблазняющие, уводящие обстоятельства. Трудно проявлять воздержание в период, когда вся страна может развлекаться и лакомиться.
Либо ты поддаешься, либо выдерживаешь и приносишь некую жертву. Но – ради Христа. И Господь вознаградит тебя так, как Он умеет. Ради этого можно и потерпеть.
И детей надо настраивать именно на Рождество. Елку ставить не на Новый год, а немного позже, перед Рождеством. Если вас пригласят на Новый год, пожалуйста, но только скажите ребеночку: «Следи и себя немного ограничивай, мясной пирожок не ешь, бутерброд с колбасой не ешь, а с сыром возьми или с рыбой». Ребенку не нужен и даже вреден такой строгий пост, как взрослому.