Пока не ясно, кто совершил это злодеяние — сама по себе тактика бомбистов-самоубийц активно практиковалась «Тиграми освобождения Тамил-Илама» во время затяжной гражданской войны в Шри-Ланке, которая закончилась (поражением «Тигров») около десяти лет назад. Большинство тамилов традиционно исповедуют индуизм, хотя идеология «Тигров» была чисто светской. Большинство населения страны — сингальцы, исповедующие буддизм. Среди них есть свои экстремисты. Около десятой части населения — мусульмане.
В этом отношении остается ждать дополнительной информации.
Но есть важные вещи, которые можно сказать уже сейчас.
Когда мы говорим о «духовной брани», мы не употребляем иносказание. Мы говорим о том, что существуют совершенно реальные духи злобы поднебесной, которые не могут перенести Церковь — где люди слышат слово Божие, примиряются с Богом через покаяние и приступают к Евхаристии.
Ненависть к Церкви, которую мы видели в недавней истории нашей страны, и которую в других странах мы видим сейчас — это нечто большее, чем просто злоба или глупость отдельных людей. Это проявление определенной духовной реальности. Когда мы говорим о «нечеловеческой злобе» — это тоже не иносказание. Это буквально так — источник этой злобы находится не в мире людей.
И пасхальное торжество, возвещение о Воскресении Христа из мертвых, вызывает у этой силы особенно мучительную ярость. Врагу очень важно как-то заставить замолчать эту весть, как-то убить эту радость.
Слово Божие говорит, что все мы, исповедующие имя Христово, вовлечены в войну: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:11-18)
И это не поэтический способ сказать нам, чтобы мы боролись со своими страстями и пороками — это указание на духовную реальность. Духи злобы реальны, и мы должны нанести им поражение через веру, праведность, благовестие и молитву.
А это значит, что в мире, преисполненном ненависти, мы должны возвещать Божие прощение и любовь, в мире безвыходной скорби — светлое Христово Воскресение, в мире, охваченном страхом — уверенность в Божией победе над силами зла, которые уже сокрушены на Голгофе и будут окончательно изгнаны из мира в день Его второго и славного пришествия.
Это требует дисциплинированных усилий, и не зря Апостол прибегает к этой воинской аналогии. Диавол еще раз себя демаскировал — и мы должны с глубокой серьезностью отнестись к той борьбе, в которую мы вовлечены.
Люди, убитые в Шри-Ланке (как и в других местах) за имя Христово, побуждают задуматься об еще одном — нашем отношении к другим христианам.
Убитые и искалеченные — католики. Мы не принадлежим к Римо-Католической Церкви, мы не разделяем ряд доктрин католического Магистериума. Нельзя сказать, что это не важно. Вопросы вероучения важны, теплохладное отношение к ним недопустимо.
Но они умерли за Господа нашего Иисуса Христа, от рук злодеев, подстрекаемых врагом нашего спасения. В той брани, о которой говорит Апостол, мы находимся с ними в одном окопе, исповедуем одного и того же Господа, торжествуем одно и то же Воскресение, и ожидаем одного и того же Пришествия.
Административно мы едва ли воссоединимся до конца этого мира, и, наверное, в этом есть свой смысл. Но нам стоит признавать друг друга за своих, соратников, собратьев.
И молиться об упокоении убитых, исцелении раненных и утешении скорбящих.