О том, почему тема экологии пока не так популярна среди прихожан, христианских ценностях как мотивации экологической деятельности и о других вопросах мы поговорили с руководителем экологического отдела Гродненской епархии протоиереем Георгием Суботковским и директором Центра экологических решений, заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи Белорусской Православной Церкви Евгением Лобановым.
– Если к светским экологическим организациям мы все уже давно привыкли, то понятие «экологический епархиальный отдел» звучит пока еще непривычно. Поэтому начну с вас, отец Георгий: не приходилось ли вам встречаться с недоумением, может, даже критикой своей деятельности в обществе и в Церкви?
Протоиерей Георгий: Нет. Никогда. Экологическая деятельность Церкви, как нечто новое, вызывает у общественности скорее интерес, нежели недоумение и критику. А положительное отношение к экологическим вопросам у православных христиан, я считаю, просто «в крови».
Существенная часть дополнительного требника в своих чинопоследованиях призывает освящать Божие творение и всю хозяйственную деятельность человека на земле (освящение посевов, плодов и т.д.), говоря языком экологов: пермакультуру. И благодарность Богу о творении возносится в евхаристических молитвах за каждой божественной литургией Церкви. Поэтому отношение может быть только положительным.
А то, что в настоящее время Церковь берет на себя ответственность заниматься вопросами экологии, звучит непривычно и ново только для нашего церковного пространства, где, к сожалению, этот вопрос до последнего времени не был до конца разработан. Экологический отдел Гродненской епархии как раз и был создан после ознакомительной поездки представителей епархии, во время которой изучался опыт работы в данном направлении христиан Чехии и Германии.
– Честно говоря, сразу трудно представить, чем может заниматься экологический епархиальный отдел, кроме каких-нибудь скучных лекций о том, как плохо мусорить. Или, может, вы выпускаете экологически чистые свечки, которые не «коптят» атмосферу?
Протоиерей Георгий: Ну, чтобы было веселей, можно, например, на здании церковно-причтового дома установить солнечные батареи и оснастить его экологической канализацией, что мы и сделали на приходе в деревне Сынковичи. Там, кстати, расположен уникальный храм оборонного типа в честь Архистратига Михаила.
А вообще, одним из основных практических достижений нашего отдела является создание так называемых эко-команд. Это молодежные группы, созданные при воскресных школах приходов епархии, которым в течение года по особой программе систематически преподается образование для «устойчивого развития».
Дети обучаются экономить электроэнергию, воду, другие ресурсы, благоустраивают территории, после чего проводят аудиты по итогом своей деятельности. А в летний период наши «Зеленые братья» собираются на экологические слеты для обмена опытом и мониторинга. В ближайшее время планируется возвести эту работу на качественно новый уровень и охватить по возможности большинство приходов епархии.
– Евгений, следующий мой вопрос к вам. Ваш «Центр экологических решений» – светская организация. Но, насколько я знаю, лично ваши мотивы экологической деятельности – христианские. Расскажите о них подробнее.
Евгений Лобанов: В общем, да, для меня христианские убеждения являются одним из самых важных стимулов в работе. Из Книги Бытия мы знаем, что первая заповедь, которая дана была Богом человеку – заботиться о том саде, в который он был помещен. То есть человеку была вверена забота о Божьем творении!
Евангелие много говорит о самоограничении, и это сильно контрастирует с ценностями современного общества потребления. А ведь именно неумеренное потребление – главная причина большинства современных экологических проблем.
– Но ведь общество потребления появилось на Западе и там очень развито, а с экологией у них ситуация, по-моему, лучше нашей.
Евгений Лобанов: Ну, во-первых, большинство стран очень сильно отличаются друг от друга, поэтому говорить о Западе или Востоке в целом – очень сложно. Вопросы экологии имеют глобальный характер. Например, большинство современных товаров массового потребления производится в Китае, а продается в других странах.
Я бы не сказал, что в других странах ситуация кардинально отличается от нашей. Мы можем говорить скорее о том, что во многих странах уровень озабоченности экологическими проблемами гораздо выше, чем у нас, и это, конечно, влияет на людей, принимающих решения. Люди там раньше столкнулись с проблемой неумеренного потребления, поэтому логично, что они же начали раньше и более активно бороться с последствиями. В то же время, большинство действительно фундаментальных причин экологических проблем по-прежнему не устранены.
– Т.е. получается, что это можно сравнить с тем, как общество, не отказавшись от курения, просто научилось лечить больше болезней, вызванных табаком.
Евгений Лобанов: Ну, грубо говоря, да. Если продолжать эту аналогию, у них сигареты содержат меньше смол, у них хорошие фильтры, в целом они курят меньше, чем мы, но то, что они не курят вообще, сказать нельзя.
Понимаете, мы можем сколько угодно собирать и сортировать мусор, но это не решает проблему в корне. Она останется, пока мы будем продолжать производить бесчисленное количество товаров, которые нам просто не нужны, без оглядки используя для этого природные ресурсы.
Христианская аскетическая практика предполагает совсем иной подход к окружающей среде. Человек должен брать только то, что действительно необходимо. Если он будет ловить рыбу – он будет ловить ее для того, чтобы поесть, а не для того, чтобы устроить соревнования по спортивной рыбалке.
Протоиерей Георгий: Кстати, по мысли Максима Исповедника, человек может превратить в рай Землю только тогда, когда он будет носить рай в себе самом.
– Но все же, мне кажется, что если сегодняшние христиане хорошо понимают необходимость заботы о людях, то вот необходимость именно из христианских убеждений заботиться о природе видят не все. Почему, как вам кажется, в нашем сознании нет привязки экологической ответственности к ответственности нравственной?
Протоиерей Георгий: Христиане строят свое мировоззрение исходя из Священного Писания, которое говорит, прежде всего, о первичной и главной цели – приобретении Царствия Небесного, которое, как известно, «не от мира сего».
Мог ли, например, апостол Павел много говорить о приоритете вопросов экологии, когда все христианские общины того времени находились в постоянном ожидании скорой парусии. Хотя, конечно, мысль о важности творения Божия для человека косвенно пронизывает его послания. Возможно, эта разница приоритетов сказывается на мироощущении христиан.
Евгений Лобанов: Я думаю, что здесь есть несколько причин.
Во-первых, современная цивилизация – это, в первую очередь, городское общество. Мы живем в городах, т.е. в неестественных условиях, говоря откровенно. Очень много чего происходит вне нашего поля зрения. Еда берется из холодильника, а в лучшем случае – в магазине. Электричество всегда есть в розетке. Бензин на заправке. Мы не ощущаем связи с окружающей нас средой в повседневном режиме.
И христиане – это такие же люди, часть такого вот общества. У нас эта связь тоже ослабеает. Действительно, много чинов в требнике имеет отношение к аграрному циклу или к природным явлениям вроде благословения собранных плодов, молитв при засухе, о дожде, и т.д., которые для человека очень большое значение имели еще буквально сто лет назад. А сейчас для нас, горожан, многие их этих чинов просто анахронизм.
А во-вторых, СМИ на экологические темы пишут очень мало. Одни из наших коллег проводили исследование по количеству материалов, посвященных экологическим вопросам в Беларуси. Делалась выборка государственных и негосударственных СМИ, сайтов и т.д., и по результатам исследования оказалось, что количество материалов, которые напрямую касаются вопросов экологии, составляло около 2–3 %.
В Церкви, кстати, об этом тоже говорится очень мало. У людей в связи с этим не возникает повода, чтобы задуматься, выявить те связи между нашими действиями и теми процессами, которые мы наблюдаем.
А ведь зачастую это не просто вопрос «нравится-не нравится», а вопрос того, делаем мы добро или зло. Если человек, скажем, сливает отработанное машинное масло в землю или водоем, и при этом идет очень серьезное загрязнение окружающей среды (а это и влияние на здоровье людей), то вряд ли это можно назвать добром. А если это происходит в огромных промышленных масштабах, то как это назвать? А ведь такими вещами могут заниматься люди, которые являются членами Церкви.
– Т.е. в сущности, вы считаете, что христиане просто слишком сильно сливаются с окружающим их обществом в этом отношении. Теряют, так сказать, свою уникальность, соль.
Евгений Лобанов: Я думаю, что загрязнение окружающей среды и последующее влияние на здоровье людей – это одна из самых актуальных глобальных проблем. В этом смысле христиане не могут оставаться равнодушными, так как то, что сейчас происходит с окружающей средой – это по сути еще один индикатор крайне серьезных проблем людей и общества.
И решение этих проблем невозможно только технологическими методами, важно изменение отношения людей к тому, что происходит. И если христиане про это не говорят, не демонстрируют своим примером, как нужно относиться к тому, что дал нам Бог, то, наверное, можно говорить о том, что мы действительно сливаемся с окружающим обществом.
– Отец Георгий, так может, нам пока рановато заниматься экологией и стоит обратить внимание на какие-то более важные вещи внутри Церкви?
Протоиерей Георгий: Несомненно, тема экологии не является самой приоритетной задачей для Церкви, однако это не значит, что она не заслуживает внимания наряду с другими, более традиционными сферами церковной деятельности. Кроме того, я убежден, что Церковь должна быть везде, где есть люди доброй воли.
Беседовал диакон Дмитрий Павлюкевич