Христианин как иерей природы
Иерей природы восхищается и любит красоту творения, однако знает, что величайшие богатства мира глубоко таятся в невидимых нашему глазу глубинах боголюбивых душ [1].

Иерей природы становится всеобщим рабом, ставя себя ниже всякого творения [2]. Сколько святых старцев, преодолевавших естественные законы природы, было связано с ней: Серафим Саровский и медведь, старец Паисий и дикие птицы, старец Хадзигеоргис и дикий кабан, преподобный Павел Обнорский и старец Феофилакт из скита святого Василия, обладавшие поистине райской связью с окружающей средой, равно как и многие другие святые отцы. Через нашу личную святость природа обновляется и освящается. Пост, согласно святому Серафиму Саровскому, делая тело прозрачным и легким, переносит его в первоначальное состояние Адама, и животные чуют в нем это адамово благоухание [3].

Иерей природы выступает посредником, через которого прославляют и воспевают Бога небо, звезды, вода, дождь. Святой Леонтий Неапольский пишет: “Я через небо, землю, моря, деревья, камни, мощи, храмы, крест, через Ангелов, людей и через все творение, видимое и невидимое, поклоняюсь и чествую всеобщего Творца, Владыку и единого Создателя. Ведь творение не само по себе поклоняется Ему, но через меня небеса возносят хвалу Богу. Через меня поклоняется Ему луна, и славят Его звезды” [4].

Чтобы и мы смогли разглядеть уникальность и неповторимость мира, увидеть его ясно и различить святость и слово Творца в каждом творении и создании, мы должны облечься в одежду посильной нам святости, смирения, любви и Божественного дара и принять нашу роль иереев природы, дарованную нам от Бога, как пишет епископ Каллист Уэр. Иерей природы – это человек, который свободно и абсолютно сознательно берет мир в свои руки, мир, дарованный нам Богом, и преподносит этот дар Дарителю, тем самым призывая Его благодать на все живое. Посредством этого акта священного дарения творение говорит с Богом, спасаясь, исполняя свое предназначение и преображаясь [5].

Только подняв свой Крест, отрекшись от себя, своих желаний и постоянно растущих потребностей, мы сумеем открыть для себя всю ценность и красоту мира. Не существует истинной любви без смирения и самоотверженности. Нам необходимы воздержанность, самоконтроль и добровольное ограничение своих потребностей [6]. Благодаря своему смиренномудрию иерей природы считает себя ответственным за все зло, присутствующее в мире. Он знает, что грех – это причина умаления благодати, которая оживотворяет, укрепляет и поддерживает все творение, разумное и неразумное. Душа иерея природы не в силах смотреть на причинение вреда любому существу, как разумному, так и нет. Она страдает, и это есть “возгорение сердца о всем творении” [7]. И когда природа видит всякого человека, облаченного в святое смиренномудрие, одежду святости, она поклоняется ему в честь своего владыки, которого видела облаченным в святость, как пишет святой Исаак Сирин [8]. След иерея природы на земле трудноразличим и незаметен.

Гимн любви христианина к природе

Сознательный православный христианин, будучи иереем природы, где бы не находился – дома, на работе, в школе, в храме, на собраниях, в своих делах, мыслях, молитвах – показывает, что действительно обладает особой связью с естественной средой и всем творением. Православный христианин, любящий окружающую среду, не беспокоится о выгоде, не жертвует природой во имя своего обогащения, не покупает новые продукты, бросая старые в мусорную корзину. Он не становится гиперпотребителем. Православный христианин, любящий природу, добродетелен, энергичен и полезен окружающей среде. Он радуется, находясь на природе и видя заботу об окружающей среде и Божественном творении. И, напротив, огорчается, наблюдая, как естественная среда разрушается, как лишается жизни всякое разумное и неразумное существо. Он скорбит, когда мир творения испытывает боль.

Один взгляд на звездное небо, полет бабочки, пение птицы, маленький цветок с его красками и ароматами достаточны, чтобы наполнить его радостью и заставить его прославить Творца. Православный христианин, любящий природу, довольствуется малым и самым необходимым. Он верит в величие Творца, надеясь на сохранение Земли, изобилие ее плодов, стремясь увидеть “новое небо и новую землю” (Откр. 21:1). Но сильнее и выше всего оказывается его любовь к Богу Творцу.

Ссылки:

[1] Архимандрит Астериос Хадзиниколау. «Путь Господа, тесный, широкий и парадоксальный» (Αρχιμ. Αστέριου Χατζηνικολάου, Η οδός του Κυρίου, στενή και ευρύχωρος και παράδοξος, εκδ. Αδελφότης Θεολόγων Ο ΣΩΤΗΡ, 2007, σελ. 179).

[2] Авва Сисой, Великий Отечник (Αββά Σισόη, εις Το Μέγα Γεροντικόν, εκδ. Ιερού Ησυχαστηρίου «Το Γενέσιον της Θεοτόκου», Πανόραμα Θεσσαλονίκης 1999, τομ. Δ΄, σελ. 116).

[3] А. Николаиди. Космология аскезы и отречения (Α. Νικολαϊδη Η Κοσμολογία της Άσκησης και της Παραίτησης, Κατερίνη, Τέρτιος, 1990).

[4] PG93, 1604 AB.

[5] Каллист Уэр. Экологический кризис и надежда (Κάλλιστος Wear, 2008, Οικολογική Κρίση και Ελπίδα, Εκδ. Ακρίτας, σελ. 81).

[6] Каллист Уэр. Экологический кризис и надежда (Κάλλιστος Wear, 2008, Οικολογική Κρίση και Ελπίδα, Εκδ. Ακρίτας, σελ. 81).

[7] Исаак Сирин. Слова подвижнические (Ἰσαάκ τοῦ Σύρου, Λόγοι ἀσκητικοί, ΠΑ΄ 7, ΕΠΕ Φιλοκαλία 8Γ, 174).

[8] Исаак Сирин. Из книги «Смирение по образцу Священного Писания и отцов церкви» (Ισαάκ του Σύρου, Λόγος κ, Νεοελληνική απόδοση από το βιβλίο «Η Ταπείνωσις κατά την Αγίαν Γραφή και τους πατέρες της εκκλησίας»).

Проф. Андреас Хатзихабис, биолог

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.