В мае 2014 года мировую общественность поразил вопиющий случай христианофобии. В Судане к смертной казни за вероотступничество приговорили беременную христианку Мериам Ибрагим.
Первоначально 27-летняя Мериам была арестована и освобождена под залог в сентябре 2013 г. Ее брат подал против нее иск, в связи с тем, что когда-то она якобы была мусульманкой, а потом приняла христианство и вышла замуж за христианина. Пара поженилась в церкви в 2012 г. и на тот момент уже имела общего ребенка. Сама Мериам Ибрагим утверждала, что не имеет никаких родственников и мужчина только представился ее братом.
11 мая суд Аль-Хадж Юсефа признал Мериам виновной в «прелюбодеянии», объявив ее заключенный в церкви брак недействительным, поскольку она якобы была воспитана в мусульманских традициях. Законы Судана предписывают наказание 100 ударов плетью за внебрачные связи и смертную казнь за «вероотступничество». Но тех, кто «покаялся» и «отрекся от своего отступления», вернувшись в ислам, ждет помилование. Дело о «внебрачной связи» было открыто против мужа Мериам. Но, поскольку он всегда был христианином и заключил брак в соответствии со своей традицией, дело было закрыто.
В мае 2014 года суд Хартума приговорил беременную христианку Мериам Яхья Ибрагим к ударам плетью за «прелюбодеяние» и смертной казни за «апостасию».
Когда 27 мая, на 5 дней раньше срока, Мериам Ибрагим родила в тюрьме дочь и отказалась принять ислам для своего спасения, поднялась волна общественного негодования.
Суд, вынесший обвинительное заключение, предложил ей 10 дней, чтобы публично отречься от Христианства и заново принять ислам, тем самым сохранив себе жизнь. Мериам Ибрагим отказалась отречься от Христа.
Она проводила большую часть своего времени прикованной к полу, не получала достаточно питания, ей редко позволяли выходить на свежий воздух. В тюрьме с Мериам Ибрагим находился и ее старший сын 20-месячный Мартин, власти считали его мусульманином и не позволяли забрать домой отцу-христианину.
Муж Мериам, 27-летний биохимик Даниэль Вани, который прикован к инвалидной коляске из-за мышечной дистрофии, проживал в Нью-Хемпшире, хотя родился в Южном Судане. В 1998 г. он иммигрировал в США. В 2011 г. вернулся в Судан, чтобы жениться на Мериам. В брачной церемонии приняли участие более 500 человек, свидетельства которых суд не принял во внимание.
После ареста Мериам в сентябре ее муж обратился за помощью в американское посольство в Хартуме, но там ему отказали, сказав, что у них нет времени заниматься его случаем.
Адвокат Мериам, мусульманин Мохаммед Мустафа Эльнур, получал угрозы смерти. Он подал на апелляцию и в случае провала был намерен идти дальше – в Верховный суд. По его словам, придание огласки этому случаю сыграло им на руку, но большая часть населения в Судане выступала за то, чтобы его подзащитную повесили. Кроме того даже в случае свободны опасность для жизни женщины в Судане не исчезла бы, поскольку некоторые мусульмане обещали убить ее, как только она будет освобождена.
Сообщения об освобождении Мериам после вмешательства Главы Британского правительства, который предупреждал, что его страна прекратит оказание Судану финансовой помощи, если христианку не освободят, то появлялись, то опровергались в СМИ.
Христиане Судана молились об освобождении Мериам Ибрагим и ее детей.
19 июня 2014 года появилась первая обнадеживающая информация – в тюрьме женщину, наконец, освободили от оков. Освободили лишь спустя 120 дней содержания в цепях.
По исламскому закону, любой приговоренный к смертной казни должен был провести остаток жизни до исполнения приговора прикованным цепями. По сообщению одного из адвокатов Мериам Мохамада Мустафы, условия ее содержания изменились после «предписаний врача», а не вследствие принятия решения судьей.
Предположительно даже рожать Мериам Ибрагим пришлось, находясь в цепях.
24 июня 2014 года стало известно, что Мериам Ибрагим, наконец, помиловали и выпустили на свободу, к сожалению, выяснилось, что в тот же день женщину вновь арестовали. На этот раз за попытку покинуть страну, в которой ей пришлось пережить 120 дней, прикованной к цепям.
Источник, близкий к семье, сообщил, что Мериам Ибрагим и ее муж Дэниэл Вани (Daniel Wani), являющийся гражданином США, были задержаны в аэропорту Хартума.
Отмечалось, что о судьбе их двух малолетних детей пока ничего не известно.
К счастью, в тот же день женщину вновь отпустили на свободу.
Сочувствуя судьбе Мериам Ибрагим, многие представители мировой общественности, тем не менее, отмечали, что женщина отчасти сама подвергла себя и своих детей неоправданном риску.
«В конкретном случае с Марьям Ибрагим можно ожидать любого поворота событий. Большую роль может сыграть международное общественное мнение, так как эта история уже получила большой резонанс по всему миру.
Если говорить о Судане в целом, то это государство с 90-х годов прошлого века страдает гонениями на христиан. Там произошло резкое обострение религиозной ситуации, когда начались целенаправленные гонения, покрываемые диктатурой Омара аль-Башира. Одна из причин отделения в 2011 г. Южного Судана от Северного как раз и состояла в том, что на Юге в основном проживает афро-христианское население, а на Севере — арабо-мусульманское. В связи с этим обострились и остальные аспекты межсуданского конфликта. Решающую роль, конечно, играл вопрос распределения доходов от нефти, но религиозный фактор тоже имел значение.
Как сложится судьба Марьям Ибрагим никто, конечно, предсказать не может. Ее историю следует рассматривать в разрезе ситуации в Судане в целом. Возможно, ей все-таки удастся вырваться с территории Судана. Переход из ислама в христианство, что вменяется в вину Марьям Ибрагим, в Судане может иметь необратимые последствия, вплоть до смертной казни. Можно сказать, что женщина сама подвергала себя опасности, сочетавшись браком по христианскому обряду, так как, несомненно, знала, чем все это может кончиться. Тем более, она мать и должна была думать о благополучии своих детей. Не стоило бросать вызов суданскому обществу, не уехав из страны. Не стоило действовать так демонстративно.
Ситуацию, очевидно, обостряет тот факт, что муж Марьям Ибрагим — гражданин США, что не могло не вызвать особенно сильного раздражения именно у суданских властей в силу известного характера отношений между Вашингтоном и Хартумом», — рассказал свое мнение Правмиру научный сотрудник Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований, арабист-регионовед Павел Густерин.
В Церкви на историю христианки из Судана смотрят по-другому:
«Мериам Ибрагим – это имя стало для христиан всего мира весьма родным. Беременную женщину, которую по-русски можно поминать как Мария, осудили на смертную казнь. Причем, насколько можно понять, это уголовное дело в Судане – устрашающий показательный процесс, чтобы другим было неповадно, становиться христианами. Такой вот вид пропаганды.
С большим волнением отдал свой голос за освобождение суданской христианки, подписав международную петицию, которая популярна в сети. Такие случаи напоминают нам, современным и беззаботным православным христианам, что и сегодня есть регионы, где люди страдают за Христа. Ведь суданской мироносице дали возможность выбрать между свободой и своим Спасителем, от Которого предлагали отречься. Она выбрала Господа.
Сегодня раздается голос отдельных экспертов, которые считают, что женщина по большей части сама виновата, поскольку в стране со строгими шариатскими законами не следовало открыто исповедовать свою веру. Но на мой субъективный взгляд, вероисповедный вопрос каждый решает по-своему. И в первые века Христианства и в отечественные годы безбожия – люди самостоятельно решали: утаиться или открыто исповедовать свою веру.
Другой вопрос, что не каждый сможет понести крест мученичества. Однажды я прочитал удивительные слова священномученика Киприана Карфагенского: «Кто не соблюл братской любви, тот не может быть мучеником». Меня эта формула мученичества просто ошеломила, хотя ее озвучивал еще апостол Любви – святой Иоанн: «Кто говорит: ‘я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин.4, 20).
Думаю, что Мария из Судана обрела такую любовь в своем сердце, если Бог послал ей такое испытание. А мы, кликая на кнопку «подписать» различных петиций, лайкая и репостя подобные вести из далекого Судана должны каждый раз задавать себе вопрос: а способен(на) ли я когда-нибудь полюбить своих ближних?», — говорит иерей Святослав Шевченко.
Пока о дальнейшей судьбе мужественной христианки и ее семьи ничего неизвестно. Ясно одно, — пока в Судане беременных женщин будут судить за веру, история Мериам Ибрагим может повториться и не раз.
По материалам Седмица.Ru, Lenta.Ru, ChristianToday