Искусственно прерывать общение с людьми на время Поста не нужно, ведь любое искусственное действие является неправдой.
Если изменю свое поведение, то, получается, вне поста могу себе позволить, а во время – нет? Все иначе и имеет отношение ко времени и месту.
Пусть люди знают, что я человек религиозный, по тому, как я пытаюсь пробудить в них жизнь, а не чувствуя тягость от меня.
Нужно показать, что быть христианином в Посту – огромное счастье, открытие, которое во мне происходит.
Выходит, что я веду такую же развлекательную жизнь, как и они, но мой детектив намного интереснее их. В моем детективе столько неизведанного, что мне некогда скучать.
Нужно понимать – христианская жизнь это не «нет» и «нельзя», а «да».
Только вопрос: чему «да»? Нужно понять, что для меня утверждает моя христианская жизнь. Мало не творить зло, важно к благу приближаться.
Пост дифференцирован по отношению к людям. С какими-то людьми буду себя серьезно вести. С другими буду разрушать миф, что пост – не в моем кислом лице.
Даже могу взять гитару и спеть им песню или сходить с ними на пикник. Потому что меня переполняет другая форма счастья, другая форма жизни.
Пост – особое время, но не время натянуть на себя маску идиота. Об этом и говорят слова Христа: «когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое».
Никто не должен увидеть, что ты используешь Пост для придумывания своей новой роли, образа жизни. Я ничего не придумываю, остаюсь таким же, как и вчера.
Пост для меня – время для изучения, исследования своего внутреннего мира. Приближения к Богу. Для меня это серьезная работа, не печаль, а именно работа, которая должна приносить наслаждение.
Если человек смог воспитать в себе вкус к духовной жизни, то его жизнь становится настоящей.
Почему и сказано: «вкусите и видите яко благ Господь». Лучшие вещи в жизни – это вкус. Как говорил архимандрит Софроний (Сахаров): «Православие – это наивысший вкус». Нет ничего вкуснее.
Нужно помнить что молитвы, акафисты – лишь средство для достижения целей. Мы должны стремиться к своей молитве.
То, чему нас учили Святые отцы. Они предлагают нам свои молитвы, записанные в книгах, как мерила, образец отношения к Богу.
Когда перед нами молится сектант, то мы сразу это видим: он закрыл глаза, машет кулаком, и он считает, что его истерика – настоящая молитва. Мы христиане, руководствуясь святоотеческими наставлениями, понимаем – так молиться нельзя.
Христианские молитвословы используются как букварик, чтобы мы смогли потом научить свои мысли молитве, жить всегда с Богом. Научились хранить культуру этой молитвы. Не образец и форму, а саму суть восприняли – каковы настоящие отношения с Богом, как грешник обращается со святыми, как голый и нагой человек обращается к Всемогущему Богу.
Пост тоже выясняет вопрос молитвы, потому что он – попытка поднять все главные вопросы своего бытия. Нужно двигаться постоянно к своей молитве, чувству Бога. Двигаться к своей литургии, чтобы она была не пустой болтовней, а моей молитвой и движением.
Чтобы все церковные атрибуты не отвлекали меня, а наоборот помогли. Каждый костыль, чтобы помог – помогло Богослужение и Причастие, чтобы всегда видеть Христа. Всегда и во всем видеть Христа.
Записал Александр Карпюк