Приближение юбилея Победы пробуждает новую волну публикаций о предполагаемом открытии памятников Сталину – и новую волну споров об этом.
Я хорошо помню поздний СССР и помню развитый культ Победы, помню, как нам в школе рассказали о героях войны, помню, как нас знакомили с ветеранами – но при всем этом почитание Сталина отсутствовало, так что к желанию почтить собственно Победу эти памятники не относятся.
Между тем, множество людей готовы приветствовать такие памятники, и это побуждает задуматься об одном загадочном явлении. Люди охотно возводят в ранг героев, символических, почитаемых фигур наиболее мрачных злодеев в национальной истории: Иосифа Сталина, Степана Бандеру.
Впрочем, это не только у нас, в Восточной Европе, можно вспомнить викторианский культ Ричарда Львиное Сердце (реальный Ричард даже для своей эпохи был крайне кровожадным типом, за что и получил свое прозвище) или французское почитание Наполеона.
У любого народа есть масса намного более достойных прославления людей – но люди выбирают тех, кто отметился кровопролитием и насилием. Почему? Это, по своему, религиозный феномен – почитание насилия.
Изображения языческих божеств выглядят по-разному – Афина ничего так, даже красиво, только шлем великоват. Но есть изображения, которые приводят в глубокое недоумение – как можно поклоняться вот этому.
Например, индийская богиня Кали изображается с окровавленным мечом в одной руке и отрезанной головой – в другой; она стоит, попирая обнаженный труп, на ее шее – ожерелье из черепов.
Собственно, она не одна такая. Почему люди поклонялись таким страхолюдным божествам? Эти люди были жестокими и кровожадными? Да нет, не особенно. Они были, скорее, очень испуганными.
Козни невидимых демонов могли вызвать неурожай и падеж скота, так что деревня умрёт с голоду. Соседнее племя могло напасть и всех вырезать. Люди искали защиты – и у кого? У кого-нибудь страшного, кто будет ещё страшнее, чем демоны и враги, и кто сможет поставить их на место.
Склонность народов возводить в герои и делать предметом поклонения самых бесчеловечных злодеев развивается не вопреки жестокости этих лиц – а именно благодаря ей. Они страшные, безжалостные, чуждые сожалений и колебаний, готовые на кровопролитие, легко убивающие и своих, и чужих – и именно поэтому способные обуздать наших врагов.
Люди почитают Сталина не вопреки тому, что он погубил множество невинных людей – а именно поэтому. Очень, очень длинная гирлянда из черепов делает его особенно привлекательным божеством для поклонения.
Люди почитают Степана Бандеру не вопреки тому, что он был террорист и убийца, а именно за это; ОУН(б) прославляются как «герои народа» не вопреки Волынской резне, а именно из-за неё. Готовность людей почитать богиню Кали с окровавленным мечом проявляется в обоих случаях.
Конечно, поклонники обоих исторических деятелей воспримут такую аналогию с глубокой обидой; как можно сравнивать великое божество Джугу, подателя побед-и-достижений, устрашителя всего мира, вселяющего ужас в сердца неверных, сокрушителя царя демонов Гита, претворяющего соху в атомную бомбу, с провинциальным демоном Бандой, предводителем довольно жалкой шайки тхагов? И как можно сравнивать духа-хранителя нашего племени Банду с омерзительным Джугой?
Но если посмотреть на оба культа холодным, препарирующим взглядом религиоведа, то легко заметить их сходство, более того, их сходство с более ранним культом Кали. Это поклонение внушающему страх насилию.
Конечно, последователи обоих культов ненавидят друг друга, как могут ненавидеть друг друга только две ереси внутри одной и той же традиции. Но родство проявляется не в братской приязни; оно проявляется в вещах более глубоких, чертах, которые упорно поступают через случайности времени и места.
Что же, поклоняться Кали – это очень по-человечески. Падшие люди полны страха, и поэтому им нужен в божества кто-то страшный.
Именно поэтому люди вновь и вновь кричат «Не Его, но Варраву». Варрава, по крайней мере, герой-патриот, который убил кого-то и тем доказал свое право на уважение.
У Христа в руке нет окровавленного меча. Он никого не убил – только миловал и исцелял. Его способность наводить ужас на наших врагов довольно сомнительна. Его проповедь о любви к врагам – это нечто прямо противоположное тому, что люди хотели бы от своих божеств. Это поистине чудо Божие, что религия, настолько противоположная обычным склонностям человеческого сердца, получила такое распространение.
И быть последователем Христа – значит решительно порвать с поклонением Кали, будь то в образе Сталина, Бандеры или любом другом. Мы не поклоняемся насилию и убийству. Мы поклоняемся Тому, кто претерпел насилие и убийство ради нашего спасения.
Читайте также:
- Об атмосфере ненависти и борьбе за Правду
- Непрощеное воскресенье
- О (не)справедливой войне
- Капли и потоп, или о тех, кто поддерживает продолжение войны
- Мерзавец на той стороне, или чем больше вложено, тем страшнее терять