В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи ́те исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Лк. 13: 10—17
Мы часто размышляем и привычно говорим о всесилии Божием. Мы говорим о том, что Господь способен воскрешать мертвых, что Он, Творец неба и земли, держит дланью всю Вселенную и стихии Ему повинуются. Но в мире человеческом, мне кажется, всесилие Божие яснейшим образом проявляется в чем-то более сложном.
Господь всесилен разорить человеческую косность, узость дум, заскорузлость поведения, предрассудки и ненависть. Я не знаю, можно ли говорить применительно ко Христу, что одно для Него легче, а другое сложнее. Но, несомненно, побороть человеческую герметичность, злобную закрытость, успокоенную убежденность в собственной непогрешимости, человеческую способность видеть мир так и не иначе, жить в море своих обид и неверных представлений очень сложно.
Господь восклицает, обращаясь к земным людям: «О, род неверный и развращенный, сколько буду вас терпеть!» Он приносит мир и прощение, дарует исцеление — и с чем сталкивается в ответ? Начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, говорит народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний.
Какое удивительное высокомерие и надменность! Он даже не находит нужным обратиться ко Христу, он ученикам говорит: «Делайте так». А людям: «Приходите исцеляться, когда положено, вон расписание на стене». Отвечает ему Христос: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
Этот вопрос Спасителя нас, людей, собранных в храме Божием, объединенных в Церковь Христову, застигает врасплох, потому что он ясно раскрывает природу нашей скованности.
Мы — как та скорченная женщина, которой сатана владеет восемнадцать лет и не дает физической ослабы. Мы очень часто находимся в зависимости от врага, даже не замечая того. Кто дает нам надменность? Кто дает нам мысль, что мы имеем право судить, ощущение собственного всеведения и непогрешимости? Кто внушает нам учить людей, как им себя вести, когда мы сами не знаем, что нужно делать? Тот, кто скорчил бедную женщину. Кто дает исцеление? Христос Спаситель.
Мы очень часто противимся Спасителю даже в том, что, как мы думаем, делаем ради Него. Вот мы самозабвенно читаем те или иные молитвенные тексты — что будет, если Христос придет в эту минуту? Не махнем ли мы досадливо на Него рукой: не мешай молиться? Не пропустим ли мы Христа в череде тех, кого нам посылает днешний день? Для нас очень важно ответить себе на эти вопросы. Если мы ответим верно, произойдет то, о чем Лука рассказал нам в этом Евангелии: все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
Из книги «Жаждущий пусть придет. Беседы на воскресные и праздничные евангельские чтения», вышедшей в издательстве «Никея»