19 мая 2007 г. в Бутове был освящён второй из храмов — каменный, просторный, двухэтажный.
Совсем, казалось бы, недавно здесь, на Старо-Варшавском шоссе, был только глухой забор, ограждающий “что-то” от глаз людских. Внутри располагался Бутовский полигон, — страшное место, где были “опробованы” методы массового уничтожения — расстрел на краю рва. Здесь были убиты тысячи людей, в подавляющем большинстве совершенно ни в чём не виновных; более трёхсот из них ныне прославлены в лике новомучеников.
Летом 1993 года родственникам убитых впервые позволили войти в ворота. А люди стали ставить поминальные свечи. Осенью на полигоне установили мемориальный камень. После того как полигон был передан Русской Православной Церкви, здесь проводились кропотливые исследования захоронений; одновременно составлялась Книга памяти — гигантский список жертв тайного массового убийства. На полигон шли поклониться памяти невинно убиенных; здесь служили панихиды.
8 мая 1994 г. (в Фомино воскресенье) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на полигоне был водружён поминальный Крест-Голгофа. А вскоре Святейший Патриарх написал резолюцию на прошении верующих о строительстве храма в Бутове: “Благословляется строительство храма на этой Русской Голгофе”. Осенью того же года была зарегистрирована община храма Святых новомучеников и исповедников Российских; ктитором общины был избран Кирилл Глебович Каледа, внук священномученика Владимира Амбарцумова, лежащего в одном из бутовских рвов.
25 июня 1995 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, в Бутове в палаточном храме, установленном перед Крестом, была совершена первая Божественная Литургия. 11 декабря 1995 г., в день мученической кончины священномученика митрополита Серафима (Чичагова), возглавителя сонма бутовских новомучеников, был водружён крест над деревянным храмом. Через год храм был освящён, начались регулярные богослужения. С апреля 1998 г. настоятелем храма стал рукоположенный во иерея Кирилл Каледа.
Небольшой деревянный храм не мог вместить всех желающих помолиться о упокоении невинно убиенных, почтить их память, — тем более что и до официального прославления всем, побывавшим здесь, было понятно, что молятся они над останками святых мучеников. И 27 мая 2000 г., в четвёртую субботу по Пасхе, в Бутове состоялось первое богослужение под открытым небом, которое возглавил Святейший Патриарх. Ему сослужили восемь архиереев и около двухсот священников; более трёх с половиной тысяч человек молились о упокоении в Царстве Небесном душ тех, кому на земле было отказано не только в праве жить и молиться Богу, но и в христианском погребении. Молитвы звучали под соловьиное пение…
С тех пор эти службы стали традицией. Над останками тысяч умученных Святейшему Патриарху сослужат от 200 до 400 священнослужителей. Тысячи молящихся стекаются для участия в этом духовном торжестве.
15 мая 2004 г. после такой службы в Бутове был заложен соборный каменный храм, в чём участвовал также предстоятель Зарубежной Церкви митрополит Лавр. А уже через год, 28 мая 2005 г., все молившиеся на поминальной службе прошли крестным ходом к строящемуся храму. Святейший Патриарх освятил крест, и под тысячеголосое молитвенное пение крест был водружён на главном куполе.
С каждым годом всё больше молящихся стремится посетить Русскую Голгофу, землю, священную для каждого православного. Сюда приезжают из Москвы и Подмосковья, из ближнего и дальнего зарубежья, из Европы и с других континентов. Вначале Бутово было местом паломничества для родственников тех, кто похоронен здесь во рвах; затем это место, где можно было помолиться за упокоение душ убиенных, стали посещать люди, чьи родственники и близкие погибли в лагерях, и не осталось даже последнего утешения — посетить родную могилу. Бутовский полигон, мыслившийся палачами как безымянное захоронение тысяч неизвестных, по Промыслу Божию стал местом духовного торжества, местом, где с предельной чёткостью, совершенно зримо предстаёт победа Христа над смертью. Это уже не великое проклятье Русской земли — это её великая святыня.
Замысел о строительстве большого храма в Бутове присутствовал изначально; еще когда проектировался и строился деревянный храм, он мыслился как предтеча собора. И хотя ныне он любим множеством верующих, но его размеры и облик просто не соответствуют масштабам значения святого места.
Новый храм в Бутове — шатровый, пятиглавый. Он воздвигнут на насыпном холме (внутри его — реликварий, куда нужно спускаться, как в крипту). Реликвии, некогда принадлежавшие новомученикам, органично разместились во внутреннем храмовом пространстве.
За невозможностью разместить даже в большом храме 320 икон святых мучеников было найдено решение писать им соборные иконы по дням кончины, своего рода минейный ряд.
Центральный придел нижнего храма посвящён Державной иконе Божией Матери, правый придел освящён во имя священномученика митрополита Серафима (Чичагова), левый — во имя святителя Иоанна Шанхайского, издавна почитаемого всей православной ойкуменой. Весь нижний храм символизирует Страстную седмицу.
А верхний храм, посвящённый прославлению подвига новомучеников, — это Пасха; Святейший Патриарх благословил освятить центральный придел верхнего храма в честь Воскресения Христова. Правый придел освящён во имя Святых новомучеников и исповедников Российских, левый — во имя Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, предстоятеля Собора новомучеников и исповедников Российских.
…Освящение соборного каменного храма состоялось через два дня после подписания Акта о воссоединении Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью. Представители обеих ветвей русского Православия молитвенно соединились в прославлении подвига новомучеников.