«Это выставка не моя в полном смысле, Франчески в большой степени. Франческа обладает абсолютно уникальным вкусом».
«Pixar – там потрясающие мастера, я только могу шляпу снимать. Но эстетика – это не мое. Там нет сердца. У Эдика Назарова или у Хитрука линия сердечная, там трепет есть. Здесь – это технология, она на самом деле настолько уже культивирует эстетику, что ты перестаешь этому верить. Поэтому при всем их мастерстве, а мастерство огромное, я, конечно, не могу сказать, что это художественное кино».
«Сказка сказок» для меня – главный фильм в том смысле, что он впитал и вобрал мои переживания. Хотя на самом деле я могу сказать это по поводу любого фильма, который мне предстояло бы делать или я делаю, что он так или иначе вбирает в себя мои личные переживания, и сразу должен быть продолжен. Если этого не происходит, то мне кажется, не происходит акта творчества или сотворчества с тем, что происходит на экране».
Персонаж сказки «Ежик в тумане» — символ добра и веры. Неудивительно, что ежик, нарисованный Юрием Норштейном, стал одним из символов фонда помощи хосписам «Вера». Благодаря Банку «Открытие» ежик успел побывать на разной сувенирной продукции фонда: на кружках, банковских картах, чехлах для iPhone, обложках для паспорта, сумках, чашках, блокнотах, даже представлял фонд «Вера» на плакатах в московском метро.
Банк «Открытие» приобрел права на использование изображений персонажей сказки «Ежик в тумане» в рамках благотворительного проекта «Добрые дела», который стартовал в 2012 году. Впоследствии была выпущена серия аксессуаров, на которых изображены главные герои сказки. Дизайн сувенирной продукции утверждал сам автор иллюстраций к сказке и легендарного мультфильма – давний друг фонда «Вера» Юрий Норштейн.
Дети воспринимают «Ёжика в тумане» как историю Спасения маленького и слабого Существа кем-то, кого Ёжик даже не видел. Наши искушенные зрители видят в Ёжике идеальный портрет «шестидесятника» и пересматривают фильм как социально-психологическую притчу о советской интеллигенции с ее страхами, иллюзиями и надеждами. Американские профессора говорили о нем, как о классическом ясном проявлении российского идеализма. А японские студенты спрашивали, каким образом московским аниматорам удалось найти кинематографическое воплощение философии даосизма.
«Я рад, что созданные нами персонажи вдохновляют людей на добрые дела», — говорит художник-мультипликатор и режиссер анимационного кино, Народный артист РФ Юрий Борисович Норштейн.
«Мне нравится правда. Причем правда может быть фантастическая. Сегодня я хожу под страхом похорон моего друга Эдика Назарова, с которым мы дружили 60 лет. Так вот, его фильм «Жил-был пёс» – это абсолютно великий фильм, даже спорить нечего. Хотя и с фантастическим сюжетом».
«Режиссер переводит будущий фильм на уровень простого знаменателя, художник от него должен вырастить свои цветы. Франческа составляет изображение, как лекарственный сбор. Кинокадр настаивался, как домашняя наливка. Здесь должно быть царапанное, а здесь — мягкое. А здесь — гиперреальное, капля дождя на тонкой ветке, а в этом фрагменте, чтобы была ночь, и чтобы пахло каким-то темно-синим, и чтобы ночь растворялась. А вот здесь, у крыльца, должны расти такие цветы, которые дадут запах ночи. Какой-то другой художник может идеально рисовать цветы, максимально точно и со всеми подростями, а все равно запаха не будет. По поводу Франчески я всегда цитирую строки из шекспировского «Венецианского купца»: «В такую ночь Медея шла в полях, сбирая травы волшебные, чтоб юность возвратить Язону старику…».
«То, что эта выставка собрала столько народу, я доволен. Потому что мы еще не раз посмотрим на что-то, а я считаю эскизы Франчески прекрасными. Они настолько прекрасные, что в душе что-то начинает меняться. Это одно из свойств искусства. По крайней мере, когда я попадаю за границу со своими мастер-классами, я никогда не упускаю случая пробежать по музею».
«Я желаю, чтобы вы смотрели, чтобы это входило в душу и совсем не обязательно, что вы разделите свои ощущения с тем, что хотел художник, у вас могут быть свои ассоциации. Может быть, вы и не примете, ведь это совсем не обязательно. Мне кажется, что даже когда ты не принимаешь, твоя мысль все равно продолжает работать и заставлялет потом обратиться к живописи, страницам книги, читать стихи и слушать музыку. Я желаю вам всего этого, желаю творчества. Будьте здоровы!»