Почему детям нравится Хагги Вагги, Слендермен и другие монстры?
Эти герои несимпатичные с точки зрения взрослых. Я поинтересовалась у девятилетнего сына, чем ему нравится Хагги Вагги: «Он как лиса. У него мех, и он как лиса». — «Он же злой?» — «Он не злой. Он игрушка, и он добрый. Просто им управляет злой персонаж. А сам Хагги Вагги хороший».
Даже если персонаж действительно злой, он помогает ребенку в легальной форме встретиться с отрицательными эмоциями.
Для многих взрослых людей просмотр фильмов ужасов и хорроров — это возможность легально соприкоснуться с какой-то табуированной в обществе темой. Это так, даже если мы этого не осознаем. Для детей такими точками соприкосновения могут выступать все эти монстры.
Хагги Вагги (англ. Huggy Wuggy, от англ. to hug — «обнимать») — герой хоррор-игры Poppy Playtime и часть современной поп-культуры. Хагги Вагги — популярный среди детей персонаж, с ним создаются мемы, выпускаются игрушки и другая маркетинговая продукция.
Вредно ли ребенку играть с отрицательными персонажами?
Нужны разные игрушки, реалистичные — чтобы ребенок мог «отработать», «отыграть» увиденное в окружающей действительности. К тому же это просто интересно — играть с маленькими курочками, петушками или маленьким домиком с копией туалета и ванны. Игрушки-монстры не помогают отыграть окружающую реальность. В жизни нам, к счастью, не встречаются Хагги Вагги, Сиреноголовый или Слендермен, но они нужны, чтобы ребенок мог пережить те события, которые происходят с ним самим.
Почему дети играют в «страшные» игры?
Дети иногда играют в похороны. Взрослых это может пугать, но это нормальная история с точки зрения проживания и ассимиляции того опыта, который ребенок получает из окружающей среды. Когда ребенок соприкасается с темой смерти, ему надо это как-то внутри себя осознать, прожить, принять. Какой путь есть у ребенка? Сделать это с помощью игры. Взрослые тоже ищут пути пережить тяжелые события, только не играют, а звонят другу, идут к психологу, потому что нам нужно что-то понять, прояснить, посоветоваться. Ребенку иногда не у кого спросить совета. Если один раз он услышал в ответ на свои переживания «прекрати эти игры/разговоры!», «не говори ерунды!» — то второй раз он может уже не подойти. Зато у него будет игрушка, которая никогда не предаст.
Сиреноголовый (англ. Siren Head) — инопланетное существо, которое относят к городским и интернет-легендам. Популярный персонаж, часть unnerving images («нервирующих изображений»), действующими лицами которых обычно становятся монстры.
Для детей игрушки — мощный ресурс для проживания волнующих моментов. Игрушка может быть и утешителем, и товарищем, и тайным другом. Нельзя недооценивать ее значение для ребенка.
Надо ли отговаривать ребенка купить Хагги Вагги?
Если игрушка кажется взрослому бесполезной — это еще не значит, что она такой и является. Сколько взрослых ходят к психологу и учатся прислушиваться к себе, понимать свои цели и желания, потому что в детстве им много-много раз объясняли родители, что «то, что ты хочешь, бесполезно». Если ребенок ее хочет, значит, зачем-то она ему нужна. Отговаривать имеет смысл, если это действительно перебор: если ребенку хочется, просто потому что хочется, а дома уже с десяток таких. И в этом случае отказ ему нужен для психологического развития ребенка — уметь учиться проживать отказы.
Надо быть очень тактичным и чувствующим своего ребенка. Очень важно понять: сейчас ему правда так сильно нужна эта игрушка или я, как взрослый, должен отказать?
Почему ребенок не хочет «полезную» игрушку?
Интерес малыша зависит не от экологичности игрушки, а от возраста ребенка и его предпочтений. Ребенку раннего возраста (от 1 до 3) интересна не игрушка как таковая, а то, что с ней можно делать: разбирать и собирать, вкладывать предметы один в другой, строить башенку из кубиков и ломать ее. Переживать нужно, если ребенок вообще ничем не интересуется.
Слендермен — человек без лица, еще один персонаж, созданный участником интернет-форума Something Awful в 2009-м в качестве «нервирующего изображения».
Дети тянутся к яркому, потому что им нравится яркое! Даже в детских спектаклях они часто симпатизируют отрицательному персонажу. Почему? Да просто потому, что он яркий, харизматичный. К тому же он делает что-то запретное, неправильное. Это интересно. Но такая симпатия не означает, что ребенок сам мечтает вырасти злодеем.
Оценивать «полезность» игрушки нужно с точки зрения того, как ее воспринимает ребенок, а не взрослый. Ребенок может не играть кубиками или кинетическим песком из-за своих тактильных предпочтений. Взрослым ведь тоже не всего нравится касаться.
Можно ли научить играть в «хорошие» игрушки?
Что касается предпочтений слаймов деревянным кубикам, бывает, что ребенок просто не знает, что именно можно делать с кубиками, в то время как со слаймом все понятно. Тогда имеет смысл показать ему возможности деревянных брусочков — строить города, дороги, прятать. Задача взрослого — показать ребенку разные игрушки и то, какие действия с ними можно совершать, а дальше в дело вступают личные предпочтения каждого малыша.
Почему ребенок просит игрушку «как у всех в классе»?
Срабатывает стадный инстинкт, ощущение принадлежности к своим — когда у всего класса есть такая игрушка, я тоже хочу, чтобы среди класса стать «своим». Игрушка в данном случае — это уже некий социальный маркер.
Дети в целом — потребители. Но не в смысле «вы мне все должны», а «что вижу, то хочу». Что-то новое, яркое всегда привлекает. Это потом, вырастая, дети становятся людьми, которые ничего для себя не хотят, потому что их этому научили родители.
А пока не «объяснили» и не научили ничего не просить, ребенок ведет себя сообразно природе — видит-хочет.
Если потерялась любимая игрушка, отгоревать или срочно искать такую же?
Если родитель хорошо понимает и чувствует своего ребенка, точно знает, что без игрушки малыш не справится, то стоит поискать замену. К тому же имеет значение и возраст. Если это 1,5–2-летний карапуз, то что ему можно объяснить? А если это ребенок с расстройством аутического спектра и для него такая игрушка — вопрос жизни и смерти? Если ребенку уже около пяти лет, психологически он готов выдержать такую потерю, при грамотной поддержке родителей. Без грамотной тоже, но с ней лучше и не так травматично.
Грамотная поддержка — это не слова «Зайчик ушел к другому мальчику, ему он больше нужен», «Ну, поплакала один вечер по своей кукле и хватит. Подумаешь, кукла! У тебя таких 100 штук», «Что ты нюни распустил? Было бы из-за чего рыдать», «Давай какую-то другую игрушку купим или торт?».
Грамотная поддержка — это готовность просто быть рядом, чаще всего молча, гладить ребенка, горевать с ним и давать возможность плакать столько, сколько нужно.
Если вам тоже жалко игрушку, вы можете плакать вместе с ребенком. Для детей нормально — знать, что мама и папа тоже люди со своими эмоциями. Если есть возможность купить утраченную игрушку – стоит это сделать. Не стоит специально форсировать потерю, которых у ребенка в жизни будет еще очень много. Но и считать критичной ситуацию, когда игрушка потерялась, а аналога нет, тоже не надо.