Главная Церковь Беседы о главном О грехах и добродетелях Исповедь шопоголика

«И остави нам долги наша»… (5 серия)

У меня новый телефон. Нет, я не купила его в кредит. И даже не купила его за деньги. Сию красную сверкающую «раскладушку» мне преподнес абсолютно незнакомый человек по имени Женя. Впрочем, обо всем по порядку.


Первая серия

Вторая серия

Третья серия

Четвертая серия


У меня новый телефон.

Нет, я не купила его в кредит. И даже не купила его за деньги. Сию красную сверкающую «раскладушку» мне преподнес абсолютно незнакомый человек по имени Женя. Впрочем, обо всем по порядку.

Войдя в сугубое уныние, причиной которому стали очень медленно уменьшающиеся долги по кредиткам, я решилась пойти по пути наименьшего сопротивления – изъять деньги у тех, кто должен их мне.

Так получилась, что одна подруга (назовем ее Галя) должна мне довольно приличную сумму, полная выплата которой решила бы мои финансовые проблемы.

Однако некоторые причины не позволяли мне твердо потребовать выплаты (робкие попытки напоминания о себе я предпринимала каждый месяц):

1. У нее на самом деле трудный период в жизни, и денег просто-напросто нет.

2.  Однажды один человек простил нашей семье такой же (если не больше) долг, причем сделанный из-за таких же проблем (жилищных).

3. «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим» — постоянно вертелось в моей голове. Причем от меня требуется даже не оставления, а всего лишь отсрочки.

Помучившись, я нашла железное оправдание: дважды я предлагала Гале «снасти» (возможность заработать), но оба раза предложения были отвергнуты. Заткнув таким образом голос совести, я набрала Галин номер. Мне не ответили. Тогда я позвонила нашей общей подруге и начала изливать ей свои проблемы и недовольства.

Именно тогда это и случилось.

Я получила мощный удар в спину и поняла, что лечу. За какую-то долю секунды в голове пронеслись мысли:

1.   Меня сбила машина.

2.   Возможно, я не выживу.

3.   Слава Богу, что Галя не взяла трубку.

4.   Если я выживу, я   ей больше не позвоню.

5.   Интересно, водителя хотя бы посадят за езду под «кирпичом»?

 В следующую секунду оказалось, что все не так страшно – на меня наехал велосипедист. Я жива. Даже здорова. Лежу между велосипедными колесами, товарищ управляющий улетел метра на три вперед. Мой телефон превратился в горстку кнопочек.

— Можете встать? – как ни в чем не бывало протянул руку молодой человек.

— Вроде, — я приняла вертикальное положение.

— Я катаюсь тут много лет и у меня никогда не было происшествий, — посчитал своим долгом сообщить он.

— Может, вы еще меня виноватой назначите? – очень зло уточнила я.

— У вас есть ко мне претензии? – в свою очередь осведомился он.

На этом месте мне захотелось заплакать. Ситуацию спасла находившаяся рядом Наташка:

— Вообще-то вы должны как минимум купить девушке новый телефон.

— Хорошо, записывайте мой номер, я вам гарантирую новый аппарат.

От общей обиды и конкретной перспективы иметь еще одного должника у меня затряслись руки. Но Наташка была на высоте.

— Это очень интересное предложение, но было бы лучше, если вы временно оставили свой.

Как только в его аппарат вставили мою симку, телефон зазвонил. Номер не определился, а вот голос вполне. Галин.

— Мне нужны деньги, — чуть не заплакав от внутренних противоречий выпалила я.

— Я сама хотела тебе позвонить, дня через четыре у меня будет часть суммы.

Настроение было препаршивейшее. Все контакты и памятные смски, собранные за четыре года, исчезли. Я довезла Наташку до Киевской и зашла в «Европейский». В Султанне Французовой выбросили остатки прошлогодней коллекции по 290 и 590 рублей. Я стала «счастливой» обладательницей туники, шорт и бермудов. Султанна, в свою очередь, стала обладательницей денег, которые мне выдали на памперсы и кефир.

Шорты я подарила через час после покупки, бермуды — через пару дней, туника оказалась классной.

Мне казалось, что Бог никогда не простит меня за то, что я стрясла с подруги несчастные деньги.

Через четыре дня я получила часть долга и, вдохновившись этой статьей, отдала их в   долг еще более нуждающемуся человеку, договорившись о возврате по частям.

И вот теперь у меня новый телефон, на котором я даже не могу установить будильник.

Подруги Гали, как я понимаю, у меня больше нет…

*  *  *

Комментарий психолога Ирины Анатольевны Рахимовой, директора социально-психологического центра «Православная семья» http://www.pravsemya.ru

На мой взгляд, есть три источника, из которых проистекает болезненное явление, описываемое в «Исповеди шопоголика».

Во-первых, шопоголизм — это плод господствующей в мире психологии гедонизма:   люди ориентированы на наслаждение, удовлетворение любых потребностей, на индивидуализм, эгоизм. Все эти «измы», как монстр, засасывают человека, превращают его в раба своих страстей и желаний: «Я хочу   – значит, я должен немедленно получить!»

Такой подход рождает спрос на товары, а спрос, в свою очередь, рождает предложение – а это уже бесчисленные торговые центры, молы: паразиты, которые оказались востребованы обществом. Теперь они стимулируют потребительскую психологию и наживаются на ней.  

И человек вроде бы и не противится их кровожадности. Нигде не говорится, что шопоголизм – это плохо, так что пока люди только на уровне внутренних сигналов могут понять, что здесь что-то не так.

Во-вторых, в нашей стране ониомания связана с национальными особенностями: русские очень зависимы и склонны впадать в крайности. Потреблять, так уж потреблять! Тем более после пустых прилавков времен Союза.

В-третьих, есть еще личностные причины: депрессия, тоска, скука, лень – они требуют замещения, компенсации. Человеку плохо и он невольно ищет способ освободиться от того, что на него давит.

Все зависимости растут на почве комплексов, навязчивых мыслей, иногда —   заработанных в детстве. Их причинами могут быть какие-то неосознанные, нерешенные проблемы, которые мы переносим во взрослую, семейную жизнь.

И потом, шопомания, как любая мания, это болезнь воли. Поэтому ребенок, чью волю в детстве не воспитали, которого родители разбаловали, имеет все шансы стать шопоголиком.

Очевидно, что одна из наиболее распространенных причин шопоголизма – неуверенность в себе. Зачем героине понадобилась шуба? Можно же ходить и в простой, аккуратной одежде, придерживаясь своего стиля, придуманного для себя имиджа, который поможет быть принятой везде.

Иногда потребность покупать дорогую одежду связана с желанием поддержать и продемонстрировать свой статус —   это тоже пунктик, от которого люди делаются зависимыми. Он тоже происходит от комплексов: в данном случае человек маскирует свои недостатки через демонстрацию видимой успешности. Пытается получить признание, доказать окружающим, что он чего-то добился в жизни.

Так или иначе все подобные проблемы существуют только в нашей голове. Если человек любит себя, уважает и принимает себя таким, какой он есть; если он самодостаточен, естественен, искренен с людьми, то не станет зацикливаться на своей одежде. Конечно, не просто так говорят, что по одежке встречают: нельзя впадать в другую крайность и совсем пренебрегать внешним видом. Нужно держаться «золотой середины».

Сметающие с прилавков все подряд «для родственников» — это отдельный разговор. Наверное, в душе им хочется показаться добрым человеком, таким, которого хвалят, называют щедрым. Возможно, здесь присутствует   мнительность и впечатление, что расположение близких можно завоевать подарками. В такой случае надо задать себе вопрос: чего я на самом деле пытаюсь добиться? Неужели подарками можно купить любовь родных?

Глянцевые журналы продвигают тезис, что шоппинг —  своего рода терапия от стресса. Есть множество путей избавления от стресса, в том числе шоппинг, но среди них только один верный путь – обуздание своих желаний. Почему?

Все другие способы дают сиюминутный результат: этот все равно, что, скажем, заедать плохое настроение. Вот человек объелся сладостей и вроде бы получил удовольствие, но проходит короткое время и он понимает, что ему эти сладости и физически в тяжесть, и психологически. Потому что через короткое время он себя начнет укорять, ругать за слабоволие, а значит, испытывает неудовлетворенность, неуважение к себе. Получается, что депрессия от такой «терапии» только усугубляется. И если человек другого способа снять стресс не знает, для него это удовольствие, пусть и сиюминутное, становится наркотиком.

Когда же ты себя ограничиваешь, преодолеваешь, то делаешь шаг в сторону гармонии с самим собой и с Богом. И испытываешь от этого радость, удовлетворение, начинаешь уважать и любить себя.

Поэтому и в Евангелии красной ниточкой проходит мысль о необходимости держать себя в рамках, со строгостью относиться к себе. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17); «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк. 14:38); «Блюдите, како опасно ходите » (Еф.5:16). Там множество ситуаций и наставлений, которые указывают на строгость духовной жизни, необходимость смотреть за собой, стараться идти по среднему, «царскому» пути, т.е. не впадать в крайности.

Нужно думать о других. Это очень важный и очень простой критерий: если твоя навязчивая мысль, твое желание что-то купить, твоя страсть к покупкам приносит разлад в семью, если от нее страдают окружающие люди – это сигнал, что ты точно находишься на опасном пути. Нужно всегда думать, как твое «хочу!» отразится на твоих близких, и, исходя из этого, принимать решения.

Комментарий И.А. Рахимовой записала Валерия Посашко

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.