«И вочеловечшася. Распятого же за ны…»

От редакции

Предлагаемые вниманию читателя проповеди принадлежат двум не связанным ни во времени, ни в пространстве православным пастырям: русскому митрополиту Вениамину (Федченкову) и немецкому священнику Петру Планку. И тем не менее эти проповеди близки друг ко другу и по мысли, и по мироощущению.

“Место Лобное рай бысть”, — провозглашает в одном из богослужебных песнопений Православная Церковь. И действительно, вся Евангельская Священная история от Рождества до Пасхи целиком фокусируется и осуществляется в едином страшном событии Крестной Жертвы; земное же служение Спасителя является Его непрерывным тридцатилетним восхождением на Голгофский холм. Самые светлые события Евангельской истории — Рождество, Преображение — это также и ступени, возводящие Спасителя на Крест. А следом за Хрис­том, проживая церковный богослужебный год, восходим на Голгофу и мы — христиане. “Хорошо нам быть на Фаворе, но путь спасения лежит через Голгофу”, — сказал как-то, перефразируя слова преподобного Макария Оптинского, протоиерей Глеб Каледа.

Однако Голгофа (и об этом свидетельствуют и публикуемые здесь проповеди) — это еще не конец нашего пути ко спасению. Ведь Христос — Бог не только умерший, но и воскресший. Воскресение Христово есть исполнение Голгофы, точно также как Голгофа есть исполнение всего Его земного пути. Иначе она не смогла бы преобразиться из места невыносимой муки Господа в место райской встречи Воскресшего Бога и воскрешенного Им из смертного рабства греху человека.

Рождественская проповедь 1

Досточтимые отцы и братия! Так Церковь поет в Символе веры. Вслед за рождением Сына Божия она тотчас же вспоминает о Его страданиях, распятии и смерти. И мы, особенно свя­щеннослужители, приветствуя ныне друг друга, задумаемся над страданием Родившегося нас ради. И это не будет случайным сло­вом вне связи с праздником Его рождения, а наоборот — неразрывно, тесно связано одно с другим. Вертеп и Голгофа — это начало и конец одного дела, — спасения человечества.

Редко кому приходится задумываться над связью этих событий. А между тем все мы знаем, что Рождение Его сопровождалось страданиями. Только в виду чрезвычайной радости Боговоплощения мы почти не замечаем скорбей, сопровождавших Рождество Христово. А на самом деле они начались одновременно.

Воплотился Творец мира и не нашел Себе места для рождения даже в простой хижине, чего обычно не лишается и самая бедная мать.

Источник мира Сам рождается на скорби, которые начинаются с пеленок.

В восьмой день, когда Мария Дева приносит Его в храм на обрезание, Симеон Богоприимец пророчествует о том, что Младенец будет предметом споров на земле: одним Он будет на спасение, а другим — на падение. А Матери он предрек горькое предсказание: “И Тебе Самой оружие пройдет душу!”. После же Он Сам скажет людям: “Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее <…> И враги человеку — домашние его” (Мф 10:34–36).

Скажет Он, что кто за Ним захочет пойти, тот подобно Ему должен будет взять свой крест и последовать за Ним (см. Мф 16:24–26).

И Свой крест Он понес с рождения. Ирод будет искать убить Его, как будто конкурента по царству земному, а, не найдя Его, перебьет неповинных младенцев… И эти первенцы — мученики за Христа, пророчески предуказывают сотни тысяч, миллионы духовных “младенцев”, то есть простых по душе и невинных христиан, кровь которых будет литься на земле беспрерывно даже до конца мира.

А Сам Богомладенец перед избиением младенцев Вифлеемских вынужден был искать спасения в бегстве: по повелению Ангела Он с Матерью, с мнимым отцом Иосифом, и его сыном от первой жены — Иаковом побежит во Египет; потом возвратится в Иудею, а оттуда удалится в Назарет.

В 30 лет Он выйдет на крещение и проповедь. И с той поры одни будут веровать в Него, а другие ненавидеть, и скоро поднимут камни, чтобы убить, так как Он “выдает” Себя за Сына Божия, за Бога (см. Ин 10:31; 11:53).
А потом вознесут Его и на крест, как преступника, с криками: “Распни, распни Его!”.
Такой крест Он терпел с Вифлеемского вертепа до Голгофы…

И после Него “меч” страданий перенесся на Его последователей: сначала мучения новых “младенцев”, потом простых хри­с­­тиан, 300 лет! Потом — духовное мученичество тысяч и тысяч подвижников Египта, Палестины, Сирии, Афона, России, — как мужчин, так и женщин, в монастырях и пустынях; за ними — разделение Церквей; далее — отделение протестантов, сектантов; наконец, безбожие в западных странах и у нас!

И вот так почти две тысячи лет!

Откуда это? За что? Кто виноват? В чем именно?

Многие задавались и теперь задаются этим вопросом… И вот лишь на днях один молодой христианин рассказывал, как на пути его в вагоне снова поднялся этот вопрос: за что?

Неужели мы учим дурному? Неужели христианство заповедает войны и грабежи? Неужели мы учим неповиновению властям? Что дурного в нашей вере? И противники не могли ответить на это… А сочувствующие, — их было большинство из слушавших прения, — радовались тому, что молодой христианин мужественно и сердечно защищал свою веру.

И перед нами, отцы и братия, стоит этот вопрос: за что?

Церковные историки первохристианства, не только западные, но и наши православные, включая самых ученых, обычно ссылаются на естественные причины: на различие духа иудеев и христиан; на подрыв языческого идолопоклонства христианским учением о Воплотившемся и Воскресшем Христе; на подрыв будто бы государственных законов империи; на разрушение единства и целостности общества; на какие-то мистерии Тела и Крови и т. д.

Но удивительно доселе: как никто ни в семинариях, ни в академиях наших, ни в богословских книгах не говорит и не говорил о главной причине страданий Христа и христиан?!

О чем же именно? Вот задумаемся ныне над этим.

Кто первый начал открыто искушать Христа в пустыне, после крещения? — “Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, — говорит нам Евангелие, — для искушения от диавола” (Мф 4:1). И “сорок дней Он был искушаем от диавола” (Лк 4:2).

Почему неверующие евреи преследовали Христа? — “Почему вы, — спрашивал их Христос, — не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине <…> А как Я истину говорю, то не верите Мне” (Ин 8:43–45). Вот где источник неверия… Вот кто боролся против Христа, — боролся от Вифлеема до Голгофы. И только пред крестным распятием Господь сказал Своим ученикам: “Ныне князь мира сего изгнан будет вон” (Ин 12:31). “Князь мира сего осужден” (Ин 16:11). Князь мира, господствовавший до Христа над миром (ср. Еф 2:2), имел державу смертную (ср. Евр 2:14). И Христос Господь пришел на землю именно для того, “чтобы разрушить дела диавола”, — говорит любимый ученик Христов Иоанн (1 Ин 3:8).

Это не я говорю, а Сам Господь и Его апостолы. Вот где причина! И потому я дивился и дивлюсь, что наши церковные историки об этом молчат, как о несуществующем и несущественном, тогда как Слово Божие иначе учит. И это касается самой сущнос­ти и цели пришествия Христова, а не чего-либо второстепенного.

И Церковь Христова в своем богослужении ясно указывает на “разрушение дел диавола” как на цель Боговоплощения. Вот что она говорит: “Во ад Божественное низшествие Твое, Христе Боже, мертвым жизнь явися: Ты бо врага связал еси державу доле, Благий Ты, Господи, пришел убити ратника”, то есть врага неприятеля. “Уязвися льстец враг, Бога видя яко младенца лежаща в яслях худых, и крепкою рукою Божественною убивается, во спасение нас поющих: избавителю Боже, благословен еси” (Канон на повечерии Препдпразднества Рождества Христова, песнь 7-я. — Ред.).

Эта борьба ратника против Христа и Его Церкви будет продолжаться до конца мира, пока Христос “упразднит всякое начальство и всякую власть и силу”, пока Он “низложит всех врагов под ноги Свои” (1 Кор 15:24–25).

И особенно эту борьбу придется выносить в мире пастырям Церкви, продолжателям дела Христова. Это ясно. Так предсказал Он Своим ученикам на последней вечери с ними:

“Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел <…> Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше” (Ин 15:18,20). Когда это “прежде сказал”? Еще когда посылал Своих апостолов на проповедь. “Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его” (Мф 10:24–25). Поэтому “не бойтесь их!”… “Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц”, а “ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены” (Мф 10:31,29–30). “Итак всякого, кто исповедает Меня перед людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным” (Мф 10:32).

Это обещано не только Апостолам и священнослужителям Церкви, но и вообще христианам. Значит, и вам, православные люди, “братья” Христовы. И вы не удивляйтесь и не бойтесь!

Этому учит нас Церковь в первый день Его Рождения, после славословия ангельского, когда рассказывает о пришествии волхвов и о последующем избиении вифлеемских младенцев. И нужно радоваться этому! И Апостолы, когда их “били” за имя Христово, радовались, что “удостоились принять бесчестие” (Деян 5:40–41).

Примечания

  1. “Альфа и Омега”, 1998
Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.