Иерарх-подвижник Казахстанской земли
К 65-летию со дня преставления священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского

В ХХ веке Русская Церковь вынесла многочисленные гонения, украсившись памятью многих мучеников и исповедников. Среди них следует назвать имя митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая1. Он родился в 1874 году в семье Н. Могилевского, псаломщика села Комиссаровки Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии. Он родился весной, “в первый день Светлой Пасхи, под радостный звон колоколов и под торжественное пасхальное пение. И девизом всей жизни его стало слово Давида Псалмопевца: Пою Богу моему, дондеже есмь2. Ребёнка крестили с именем Феодосий. Благочестивый отец привил сыну любовь к церковному пению, а тот продолжил служение своего отца, поступив в десятилетнем возрасте в Екатеринославское духовное училище, затем окончил Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы.

Желая “всецело служить Господу”, Ф. Могилевский стал думать о монашестве. Чтобы выбрать монастырь, в который направить свои стопы, он купил книгу с описанием монастырей. Прочитав её за несколько дней, он встал утром и нечаянно задел книгу. Она упала со стола, раскрывшись на описании Ниловой пустыни Тверской епархии. Первый раз он прибыл в обитель, основанную преподобным Нилом Столобенским (†1554; пам. 7 дек.), в 1902 году и затем в 1903 году стал послушником Ниловой пустыни. В следующем году накануне праздника святителя Николая он был пострижен в монашество и назван в честь Мирликийского чудотворца3. В 1905 году 27 мая в день празднования обретения мощей преподобного Нила Тверской архиепископ Николай (Налимов) рукоположил молодого монаха в сан иеродиакона, а 9 октября того же года Старицкий епископ Александр (Головин) рукоположил иеродиакона Николая в сан иеромонаха4.

В 1907 году иеромонах Николай поступил в Московскую Духовную академию. Здесь по благословению ректора Академии епископа Феодора (Поздеевского) он “исполнял обязанности благочинного академического духовенства”5, а также “был регентом любительского студенческого хора”6. Окончив в 1911 году Академию, он представил работу “Учение аскетов о страстях”. Ректор епископ Феодор в отзыве на работу цитирует мнение автора о задаче исследования: “Мы не задаёмся научными целями <…> задача наша проще и конкретнее, — поучиться в целях назидания у св. отцов-аскетов столь жизненному вопросу”. Преосвященный рецензент пишет: “Автор остался вполне верен своему заявлению и дал в сочинении действительно назидательное чтение для всякого, кто хотел бы научиться у святых Отцев делу борьбы со страстями и содеванию своего спасения”.

По окончании Академии молодой иеромонах был оставлен при Академии и в течение следующего учебного года был помощником инспектора Московской Духовной академии. Затем в 1912 году последовало назначение инспектором Полтавской духовной семинарии. 3–4 апреля 1915 года Святейший Правительствующий Синод принял решение: “…переместить инспектора Полтавской духовной семинарии иеромонаха Николая (Могилевского) инспектором Черниговской духовной семинарии”7. Здесь в 1915 году он был возведён в сан игумена. 28 октября 1916 года Святейший Синод принял решение: “на должность заведывающего Иркутскою мужскою церковно-учительскою семинариею назначить инспектора Черниговской духовной семинарии игумена Николая с возведением его в сан архимандрита и назначением одновременно с сим настоятелем Князе-Владимирского монастыря”8. В июне 1917 года последовало новое постановление Синода: “единогласно избранного педагогическим собранием правления Черниговской духовной семинарии 16 мая 1917 г. заведующего Иркутской церковно-учительской школой архимандрита Николая (Могилевского) на должность ректора Черниговской духовной семинарии утвердить в означенной должности со дня избрания — 16 мая 1917 г.”9. Кроме этого он стал настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове10.

На церковном Соборе, проходившем в Киеве в 1918 году, было принято решение о рукоположении архимандрита Николая в сан епископа Стародубского, викария Черниговской епархии, но из-за случившейся с ним болезни рукоположение последовало 20 октября 1919 года11. Его совершили архиепископ Черниговский и Нежинский Пахомий и епископ Иоанн, викарий Новгород-Север­ский. Хиротония была совершена в Черниговском соборе у мощей святителя Феодосия Черниговского (†1696; пам. 5 февр.), “которого Владыка очень почитал. Он говорил также, что с этим Святителем они связаны именами — в миру святителя Феодосия звали Николаем, а в монашестве он получил имя Феодосий, а владыка Николай, наоборот, в миру был Феодосием, а в монашестве наречён Николаем”12. С 1920 года владыка Николай был епископом Сосницким, викарием той же епархии.

Митрополит Мануил (Лемешевский) отмечает, что с конца 1922 года епископ Николай несколько месяцев примыкал к обновленцам. Но затем, увидев пагубность их действий для Церкви, он отошёл от них и «тайно скрывался в монастыре “Божье дело”, приписанном к Ниловой пустыни»13. С 6 августа 1923 года он был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, а с 19 октября 1923 года управлял Тульской и Одоевской епархией. В обновленческой печати его деятельность характеризуется таким образом: “В Туле староцерковнический епископ Николай сделал предписание настоятелям церквей и приходским советам своего ведения, чтобы они ни в какие переговоры по вопросам собора с обновленцами не входили. Тульское Е. У. [обновленческое — а. М.], в ведении которого находится огромное количество приходов Тульской епархии, принимало со своей стороны меры к привлечению тихоновцев. Но они остались на своей упорной позиции”14. Очевидно, в связи с этим, когда в 1924 году владыка Николай находился в Москве, он был арестован и находился две недели в Бутырской тюрьме15.

В 1925 году он был на отпевании Патриарха Тихона в Донском монастыре в Москве16. Затем последовал новый арест и заключение, длившееся до сентября 1927 года17. В январе 1926 года сотрудники карательных органов организовали Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Петру (Полянскому), находившемуся в заключении, встречу с обновленцами, которые добивались от него передачи им власти на управление Церковью. Мудрый и осторожный иерарх согласился на передачу исполнения обязанностей патриаршего Местоблюстителя “коллегии из трёх архиереев”, которая “пользуется правом приглашения для совместной работы <…> других архипастырей”. Среди предложенных им кандидатур иерархов для “приглашения” был назван епископ Тульский Николай18.

16 сентября 1927 года Владыка стал епископом Орловским, но в июле 1932 года его опять арестовали. Последовавшее заключение владыка Николай отбывал в Сарове, молитвенно полагая, что находится “на послушании у преподобного Серафима”19. В 1937 году он был освобождён из заключения и проживал в Егорьевске или в Киржаче. Приезжая в это время в Москву, он общался с митрополитом Сергием, исповедовал его, помогал в “делах Патриархии”. Затем в Алма-Ате он всегда “в день кончины Патриарха Сергия совершал заупокойные панихиды, со слезами молясь о упокоении души его в селениях праведных”20.

В 1941 году было отмечено сорок лет архиерейского служения местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия. На этих торжествах был и владыка Николай21, который был возведён в сан архиепископа. В понедельник 10 марта 1941 года он сослужил в Елоховском соборе митрополиту Сергию22.

Несколько позднее, летом 1941 года, он был арестован и находился в саратовской тюрьме23. Затем, как признанный социально-опасным элементом, Владыка был отправлен в ссылку в Казахстан24. Отбывал он ссылку в Челкаре Актюбинской области. Здесь в жизни страждущего и изнемогшего иерарха произошёл удивительный случай. Упав в обморок на улице, он очнулся в больнице, где постепенно пришёл в себя. Подобрал его на улице и взял после больницы к себе местный житель-татарин. И в последующее время во время поездок по епархии к Владыке могли обращаться за благословением и молитвой казахи-мусульмане25.

Со временем владыка Николай стал совершать богослужения в местном храме в честь Вознесения Христова. В октябре 1943 года Патриарх Сергий направил Г. Г. Карпову письмо, в котором про­сил об освобождении из заключения ряда иерархов, среди которых назван и архиепископ Николай (Могилевский)26. Освобождения владыки Николая не последовало, а другие иерархи, указанные Патриархом, были уже расстреляны или погибли в лагерях от каторжных условий жизни27.

19 мая 1945 года он был досрочно освобождён, о чём ему было объявлено 18 июня, а вскоре последовало назначение его на Алма-Атинскую кафедру28. Предшествующие несколько лет Казахстанская кафедра существовала в составе Ташкентской и Среднеазиатской, в самой Алма-Ате не было ни одного действую­щего храма. Поэтому владыке Николаю пришлось возрождать Православие первоначально в самой Алма-Ате, а затем и в Казахстане. В 1946 году был открыт Никольский храм, который стал кафедральным собором епархии.

Во время начавшихся поездок по епархии архиепископ Николай встретился с архимандритом Исаакием (Виноградовым). Находясь ранее в заключении, он в тяжёлые минуты лагерных страданий сподобился чудесного явления. В сонном видении неизвестный седовласый старец утешил его, сказал, что он будет служить Церкви Христовой29. Во время архипастырского посещения Актюбинска бывший заключённый узнал в архиепископе Николае явившегося ему седовласого старца. Вскоре владыка Николай назначил его настоятелем Никольского собора в Алма-Ате. В 1947 году владыка Николай ко дню святой Пасхи был награждён правом ношения креста на клобуке.

Обладая замечательным баритоном, владыка Николай руководил на праздничных богослужениях “общим пением богомольцев”, а в будние — сам читал, пел, канонаршил, управлял левым хором30. На Страстной седмице, стоя на кафедре, “пронизывал” душу своим бархатным баритоном: “Чертог Твой…”31. Владыка особенно чтил из русских святых преподобных Сергия Радонежского, Нила Столобенского и Серафима Саровского. В дни их памяти Святитель облачался в простое льняное облачение. Он говорил: “Они в простых облачениях служили, а какой святости достигли!”32.

В феврале 1955 года ко дню десятилетия своего служения в Патриаршем сане Патриарх Алексий I возвёл владыку Николая в сан митрополита33. В процессе управления епархией владыка Николай неоднократно обращался к Святейшему Патриарху за помощью в решении различных проблем34.

Жизнь Святителя постепенно подходила к концу, слабели силы, поэтому он благословлял народ в соборе после богослужения сидя35. “В последнее время, не имея возможности по болезни посещать богослужение, он непрестанно молился дома и почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин”36. Вскоре Святитель мирно отошёл ко Господу. Современный церковный историк говорит о епископате Русской Церкви того времени: “В 50-х гг. происходила смена поколений в российском епископате. Уходили из жизни архиереи, рукоположенные в довоенные годы, и те, кто был хиротонисан в старости из вдовых протоиереев в военное лихолетье и первые послевоенные годы. Митрополит Алма-атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), хиротонисанный ещё в 1919 г., 30-е гг. проведший в местах лишения свободы, скончался на 81-м году жизни 25 октября 1955 г. Весть о кончине привела в глубокое волнение его паству. Многие десятки тысяч православных алмаатинцев провожали гроб с останками своего архиерея на всём семикилометровом пути от кафедрального собора на кладбище”37.

Святитель почил, “когда в Никольском соборе зазвонили к вечерне в канун празднования Иверской иконы Божией Матери”38. Этот праздник он особо чтил. Пробыл святитель на Алма-Атин­ской кафедре ровно десять лет. Его отпевание совершил епископ Среднеазиатский и Ташкентский Гермоген. В Никольском соборе всегда чтили память почившего иерарха. В день десятилетия со дня его кончины “был совершён парастас, а в самый день кончины архиепископ Алма-Атинский Иосиф совершил заупокойную Литургию и панихиду в сослужении соборного духовенства”39. Владыка Иосиф (†1975) чтил своего предшественника, святителя Николая.

Священноисповедник Николай (Могилевский) митрополит Алма-Атинский и Казахстанский

Священноисповедник Николай (Могилевский)
митрополит Алма-Атинский и Казахстанский

В связи с 20-летием кончины святителя Николая архимандрит Исаакий написал:

“Совсем в недавний час
Послал на место твоего упокоения
Соседа доброго, с кем вместе ты служил,
И кто преемником твоим достойным был,
Мы видим Божье в том благоволение”40.

Канонизован Алма-Атинский святитель Николай Архиерейским Собором Русской Церкви в августе 2000 года41.

1См. о нём: Manuil Metropolit (Lemeševskij). Die russischen orthodoxen Bischöfe von 1893–1965. Erlangen, 1987. Teil 5. S. 192–194. Текст владыки Мануила был с некоторой редакторской правкой переопубликован: Протодиакон А. Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943–2008 годах. Изд. 3. М., 2008. С. 433; Русская Православная Церковь. ХХ век. М., 2008. С. 440. См. также: Голубцов С. Московская Духовная академия в начале ХХ века. Профессура и сотрудники. Основные биографические сведения. По материалам архивов, публикаций и официальных изданий. М., 1999. С. 66–67; Протодиакон А. Киреев. Указ. соч. С. 433.

2Архимандрит Исаакий (Виноградов). Светлой памяти митрополита Алма-Атин­ского и Казахстанского Николая (к годовщине со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии (далее —ЖМП). 1956. № 10. С. 11.

3Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский / Составитель В. Королёва. М., 2000. С. 18.

4Там же. С. 19.

5Там же.

6Там же. С. 138.

7Определения Святейшего Синода // Церковные ведомости. 1915. № 16. С. 140.

8Определения Святейшего Синода // Там же. 1916. № 41. С. 369.

9Определения Святейшего Синода // Там же. 1917. № 31. С. 251.

10Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 20.

11Там же. С. 28.

12Там же.

13Manuil Metropolit (Lemeševskij). Указ. соч. S. 192. См. также: “Обновленческий” раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики) / Составитель И. В. Соловьёв. М., 2002. С. 857.

14После Собора // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1926. № 7. С. 6.

15Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 275.

16Там же. С. 33.

17Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. М., 2008. С. 209.

18Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 141.

19Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. С. 210.

20Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 43.

21Фотографию участников торжеств (архиепископ Николай стоит во втором ряду вторым справа) см.: Правда о религии в России. М., 1942. С. 63.

22Правда о религии в России. С. 62, 66.

23Протоколы допросов см.: Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 271–278.

24Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 46.

25Там же. С. 98. О действии благодати по отношению к неправославным см. Архимандрит Макарий. Заметки о православной вере. СПб., 2009. С. 88–96.

26Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 304.

27Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 56; см. также: История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1: 1917–1970. СПб., 1997. С. 898–899.

28Хроника // ЖМП. 1945. № 7. С. 10; Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 60.

29Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 135; Офицер, монах и пастырь. Архимандрит Исаакий (Виноградов). М., 2005. С. 122–123, 136–137; Святые новомученики и исповедники, в земле Казахстанской просиявшие. С. 215–216.

30Светлой памяти митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (К годовщине со дня кончины). С. 11.

31Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 239.

32Там же. С. 70.

33Награждения архиереев // ЖМП. 1955. № 3. С. 8.

34Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров — Совете министров СССР. 1945–1953 гг. Т. 1. М., 2009. С. 88, 713, 714.

35Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 309, 316.

36Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Некролог) // ЖМП. 1955. № 12. С. 11.

37Протоиерей В. Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. С. 366.

38Святитель Николай, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. С. 128. См. также: Офицер, монах и пастырь. Архимандрит Исаакий (Виноградов). С. 151.

39Из жизни епархий // ЖМП. 1966. № 1. С. 33.

40Архимандрит Макарий. Святая Русь: агиография, история, иерархия. М., 2005. С. 332. Прим. 12.

41Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13–15 августа 2000. Материалы. М., 2001. С. 287.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.