Священник Александр Сатомский: Это время рождает в каждом жажду по Богу
Сегодня к вам обращается иерей Александр Сатомский, пресс-секретарь Ярославской епархии.
— Все мы с вами оказались в новых, совершенно неожиданных для нас условиях. Мы привыкли к тому, что Тело и Кровь Христовы составляют суть, центр, основной нерв переживания нашей духовной жизни. Само Священное Писание свидетельствует об этом абсолютно однозначно: «Кто не ест Моего Тела и кто не пьет Моей Крови, — говорит Христос, — не наследует жизнь вечную».
И вот мы оказались в положении, когда не имеем возможности причащаться из самых внешних, не зависящих от нас причин и обстоятельств. Мы не ставим здесь вопрос чьей-то готовности, неготовности. Сама объективная ситуация такова, что сейчас абсолютное большинство мирян не может пойти в храм. Как жить в ней? Что делать? Какие новые ходы и решения возможны?
И вот здесь нужно заметить, что слова Святейшего Патриарха действительно очень верные. Мы привыкли к щедрому столу Божию, и это хорошо и правильно. Это нормальная ситуация. Наш Господь действительно милостив и щедр, и сострадателен, и Он жаждет преподать Себя Своим детям. Но, как говорит апостол Павел, я умею жить в изобилии, умею жить в скудости.
Действительно, во время оно далеко не всякий христианин имел такую возможность к принятию Святых Христовых Тайн, которую имеем теперь мы. Не в каждом селении был храм, часто это село могло отстоять от храма на достаточно большом расстоянии. Или же, если мы говорим о монашествующих, тот же самый пример преподобной Марии Египетской, который приводит Святейший, также указывает на то, что для пустынника возможно было годами не видеть человека. Не то, что принять участие в службе.
Нынешний пост стал для нас, конечно, удивительным временем. Временем, которое формулирует, которое оформляет в нас большую, более глубокую и содержательную, настоящую жажду по Богу. Обратим внимание, в Святом Писании есть фрагмент, когда Бог творит человека и творит его одиноким. И человек встречает всех существ Земли, нарекает всем имена и видит, что нет никого равного ему. И в нем рождается переживание этого одиночества.
Адам одинок и понимает это. И только через это понимание Бог дает ему Еву. Адам принимает ее не просто как данность, он ликует о ней! Он говорит — вот, кость от кости моей и плоть от плоти моей. Она наречется «жена», потому что от мужа взята. Он узнает ее! Это радость обретения.
Так и сейчас. Мы находимся с вами в похожей ситуации. Мы во многом не имеем возможности приступить к Святым Христовым Тайнам или не имеем ее в той полноте, в которой нам бы хотелось. Мы имеем усеченную возможность участия в богослужении. Не через личное присутствие, а смотря его, например, через онлайн-трансляцию. Но это рождает в нас жажду. Это рождает в нас активное желание и поиск. Не когда мы думаем: пойду ли я сегодня в храм или не пойду, воспользуюсь ли этой возможностью или не воспользуюсь. А когда я жду, когда сердце мое горит, когда я хочу, чтобы эта возможность только приоткрылась — и я тут же воспользуюсь ей.
Это время неслучайно. Святейший не зря говорит об этом как о духовной пустыне, из которой выход в Обетованную землю.