Как протестант стал православным священником.
Как токарь и музыкант стали миссионерами
В 70-хгодах мои родители и я, ещё школьник, входили в общину протестантов. В нашей квартирке на Болотниковской улице собиралось по 70–80 человек. Летом, с открытыми окнами, пели песни, читали Евангелие, молились вслух. Соседи говорили: «Или вы сошли с ума, или мы». Но никто не возмущался, не запрещал. Я учился в музыкальной школе, начал сочинять песни о вере, о Боге, но пел только маме, папе и ближайшим друзьям.
Однажды познакомился с парнем по имени Олег, верующим. Он работал токарем на заводе. Приехал к нему в гости, весь вечер пел, а он записывал всё это на магнитофон. Ночью он ещё раз послушал записанное, а на следующий день предложил: «Давай вместе рассказывать людям о Христе. Я буду говорить, а ты — петь. У меня был помощник, на гитаре играл, но нас взяла милиция, и теперь он со мной не ходит. Ты смог бы?» — «Для кого? Кому это нужно?» — «Людям. Если ты будешь петь дома — у тебя стены покаются. Пошли на улицу!» И я согласился.
Из пионерлагеря — в крестильный храм
Так мы с Олегом Стеняевым, будущим протоиереем, начали миссионерскую деятельность. Часто он звонил в выходные: «Бери гитару — едем». И мы отправлялись по городам России, в Прибалтику, на Украину. Религиозная пропаганда в то время считалась уголовным преступлением, но нас Бог хранил. Хотя я часто видел, что за нами наблюдают люди в погонах и без погон — милиционеры и более серьёзные. Почему не трогали? Наверное, потому, что мы не касались политики, а говорили о том, какая радость иметь веру, что Бог любит каждого из нас. Мне тогда было лет 20, а Олегу и того меньше.
Несколько лет мы с песнями проповедовали — в парках, на квартирах, в поездах, электричках. Иногда удавалось собрать аудиторию в клубах — это уж было совсем невероятно, потому что клубы изначально создавались как замена храмам. Однажды летом (дело было в конце80-х, после тысячелетия Крещения Руси, тогда отношение властей к Церкви резко потеплело) нам позволили обосноваться в пионерском лагере возле Сергиева Посада. В нём было около 300 детей. Мы развернули там такое творчество, что к концу смены 80 подростков приняли крещение.
Истина оказалась рядом
В 23 года я перешёл из протестантизма в православие. Олег меня не агитировал, но я сам искал истину. Как все протестанты, тщательно изучал, штудировал Священное Писание. В какой-то момент передо мной встал вопрос о Причастии. В Евангелии от Иоанна Иисус говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную». А у протестантов Плоти и Крови Христовых нет — только хлеб и вино, употребляемые в воспоминание о Тайной вечери. Как же быть? Ведь я хочу иметь вечную жизнь!
Обратился к опытным людям из нашей общины. Мне ответили: «Не задумывайся об этом». — «Извините, не могу не думать!» — «Не надо, — говорят. — У тебя и так есть занятия». Но я не успокоился. Поделился с Олегом (он тогда готовился поступать в духовную семинарию): мол, не знаю, как быть. Он говорит: «А чего ты ищешь? Всё перед тобой. Вот тебе Церковь. Вот — Плоть и Кровь». И тут у меня в голове словно что-то щёлкнуло. Я сразу понял: вот то, что искал!
Вскоре я прошёл чин присоединения. То есть был крещён в детстве, но потом отступил от истинной Церкви, а этим чином посредством миропомазания меня воссоединили с Нею. Руководители протестантской общины на меня здорово разозлились. Прервали всякое общение. Но через много лет мы встретились и обрадовались друг другу. И до сих поддерживаем добрые отношения.
Сектанты травили газом
С 1994 года я помогал отцу Олегу, тогда уже священнику, в Центре реабилитации жертв нетрадиционных религий. А через 10 лет сам стал руководителем центра. К нам каждый вторник приходят люди, пострадавшие от сектантов. Около 6 тысяч человек прошли чин присоединения — восстановили связь с Православной Церковью. Некоторые, как и я, приняли духовный сан, служат в Церкви. В 90-е нас пытались травить сектанты — похоже, из «Аум сенрикё». Это было ещё до их газовой атаки в токийском метро.
Какой-то мужчина выпустил из баллончика слезоточивый газ и убежал. Никто не успел его разглядеть. Люди почувствовали, что задыхаются, тут же распахнули окна… А отца Олега аумовцы пытались похитить: силком пихали в свой автомобиль, но не удалось. Тогда в Москве шёл судебный процесс, решался вопрос о закрытии этой секты.
Иногда думают, что в нашем центре совершаются какие-то чудеса. Нет, мы просто помогаем людям преодолеть внутреннюю разобщённость, вернуться к цельной христианской жизни — с молитвами, постом, исповедью, причастием. Есть и другое заблуждение: что чин присоединения помогает от болезней, что истинная вера обеспечивает здоровье. Это не так, даже святые страдали болезнями. Некоторые люди ищут чудес, не понимая, что главное — не вовне, а внутри нас: наше духовное усилие, реальное изменение души.
Многие боятся приворотов, порчи, каких-то цифр, знаков, всюду видят мрачные знамения… Лучшее средство от этого — просвещение. Свет Христов просвещает всех. Каждое лето мы с семьёй едем в деревню под Угличем, где у нас домик. Жгу мусор, копаю грядку, ставлю забор. Можно собирать грибы, купаться в холодной реке, созерцать звёздное небо… Жизнь настолько удивительна и прекрасна, что поражаешься, как раньше этого не замечал.
Координаты центра
Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий при храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» расположен на Большой Ордынке, 20. Приём по вторникам с 12.00 до 17.00. Телефоны: 8 916 640 9442, (495) 953 2903 (только в дни приёма).
Задать вопрос можно по адресу
5 фактов о священнике Евгении Тремаскине
1. Родился 22 июля 1957 года в подмосковном посёлке Быково.
2. В 1985 году получил высшее музыкальное образование.
3. В 2002 году был рукоположен в сан диакона, а спустя три года — в сан иерея.
4. Его песни есть в Интернете, их можно бесплатно скачать на сайте http://predanie.ru/muz/pesni/kanty/otec_Evgeniy_Tremaskin/
5. В его семье трое детей. Три года назад он стал дедушкой.
Михаил УСТЮГОВ