В Абхазии произошёл церковный раскол. Комментарии по этому происшествию даёт управляющий Сухумо-Абхазской епархией иерей Виссарион Аплиа.
Иерей Виссарион Аплиа о расколе
В Новоафонском монастыре в Абхазии состоялось народное собрание, самочинно провозгласившее «самостоятельность абхазской митрополии». В главе «новоафонского раскола» стоит иеромонах Дорофей (Дбар). Созданию новой неканонической церковной структуры предшествовал длительный церковно-политический конфликт, связанный с попыткой Сухумо-Абхазской епархии обрести независимость от Грузинской Православной Церкви.
Произошедшие в Новоафонском монастыре события больше всего были похожи на комсомольские собрания. Люди входили на территорию монастыря, а у них брали подписи о том, что они православные.
Есть ли какие-то пути примирения? Готовы ли Вы и, если да, то на каких основаниях, примириться с группой иеромонаха Дорофея (Дбара)?
Иеромонах Дорофей — давно запрещенный священнослужитель. Его запретил в служении владыка Пантелеимон, Майкопский и Адыгейский (сейчас он находится в Орле и может это подтвердить).
Откуда Вы бы хотели видеть епископа для Сухумо-Абхазской епархии? Вообще, какой статус должен быть у Церкви в Абхазии?
У Церкви может быть только один статус — небесный.
Здесь необходима небольшая историческая справка. Абхазская Церковь была независимой поместной Церковью. Она прекратила свое существование в связи с исламской османской агрессией на территории Абхазии. Через полтора десятилетия мы вошли в состав Российской империи. В Синодальной России вопрос о восстановлении Поместной Церкви не вставал.
В 1851 году впервые после длительного перерыва было совершено богослужение на абхазском языке. В 1894 году было создано общество восстановления Православия в Абхазии, во главе которого становится абхазский князь. Ново-Афонский монастырь становится не только духовным центром нашего народа, но и центром просвещения, там располагается комиссия по переводам, создаются переводы богослужения со славянского на абхазский язык.
Абхазское просвещение проходило под эгидой русского царя. И мы благодарим Бога и Россию за оказанную нам помощь.
Не следует думать, что мы находились под омофором Грузинской Церкви. Эта ситуация была создана искусственно Сталиным в 1943 году. А гораздо ранее, в 1917 году, на Поместном Соборе Святейший Патриарх Тихон не признал прав Грузинской Церкви на Абхазию и Осетию. Абхазская епархия была дарована самостоятельность, но сначала прошла революция, а потом и Сталин не дал этому осуществиться.
Сейчас в Абхазской Церкви идет восстановительный процесс. Два года назад мы объявили о воссоздании Абхазской Православной Церкви. Естественно, мы не просто заявляем свою самостоятельность, а хотим восстанавливаться, и все наши взоры обращены здесь к Русской Православной Церкви. Московский Патриарх — это Великий Господин и отец наш, наши клирики обучаются в Москве. Мы окормляемся у русских старцев. Я долгое время ездил к отцу Кириллу (Павлову), но сейчас он болен, и мы поддерживаем контакт с отцом Илием (Ноздриным).
Все необходимое окормление мы получаем от Московского Патриархата.
Беседовала Мария Сеньчукова.
Вы прочитали статью Иерей Виссарион Аплиа об абхазском расколе. Читайте также:
Протодиакон Андрей Кураев о создании «абхазской митрополии»