Иерей Антоний Борисов об инсталляции «Око Саурона»: Толкин вряд ли бы обрадовался подобному творчеству
Акция по установке инсталляции «Око Саурона» — это, естественно, рекламная акция по продвижению выходящей 11 декабря на широкие экраны заключительной части кинотрилогии «Хоббит» режиссера Питера Джексона. На мой взгляд, факт проведения подобной акции говорит о том, что сборы от «Хоббита», в отличие от «Властелина колец», наверное, значительно меньше, чем ожидали российские прокатчики фильма. Вспомните — когда на экраны выходил «Властелин колец» подобных инсталляций ведь не требовалось.
Если говорить о содержательной стороне данной инсталляции, то сам Толкиен вряд ли бы обрадовался подобному творчеству. Саурон — самый негативный герой трилогии. А Око – последняя форма воплощения этого ярко-отрицательного персонажа.
Можно посожалеть и о том, что организаторы акции плохо знакомы с творчеством великого писателя. Око Саурона имеет отношение к трилогии «Властелин колец», а не к произведению «Хоббит».
И, в конце концов, если уж смотреть на произведения Толкина с религиозной точки зрения, учитывать, что в его произведениях много религиозных мотивов, то, конечно, появление над Москвой такого устрашающего и зловещего символа как Око Саурона – явление не очень приятное. Тем более, что никакого поклонения или восторжения этим объектом у положительных героев романа и у самого Толкиена не имелось. Наоборот, главной задачей положительных героев «Властелина колец» являлось это Око разрушить.
Для Толкиена Око Саурона – образ зла. Поэтому, повторюсь, писатель вряд ли был бы рад, чтобы именно так рекламировались его произведения.