Иерей Святослав Шевченко о дизайнерских иконах: Антикультурализм наступает
На мой субъективный взгляд, все это продолжение линии антикультурализма, которую упорно проводят в российскую действительность отдельные личности, позиционирующие себя лидерами современной арт-тусовки. Их главная цель — растабуировать отношения народа к области сакрального, к которым относятся христианские святыни.
Поиздеваться всласть
Эта линия заметно началась в 2003-м, когда в центре имени Сахарова была открыта кощунственная выставка «Осторожно – религия!», где специалисты по художественной провокации также поиздевались над иконами. Продолжена линия была в 2006-м на выставке «Запретное искусство – 2006». Здесь подключился одиозный галерист и политтехнолог Марат Гельман, который еще заявит о себе в 2012 с проектом «Icons», в котором явно прослеживался антицерковный подтекст.
А летом этого года в Воронеже в рамках фестиваля «Открыто!» прошла выставка «На Ивана Купала», в которой была экспозиция, где современные «художники» снова всласть поиздевались над православными иконами.
Духовно-культурная гигиена
О подобном «искусстве» высказывался германский император Вильгельм II: «Под флагом столь обширного злоупотребления словом «свобода» люди довольно часто впадают в необузданность, распущенность, высокомерие. Кто не соблюдает закона красоты, а также чувства эстетики и гармонии, что теплятся в груди каждого человека, хоть и не может этого выразить словами, отделяет себя и мысленно видит главное в особенном направлении, в определенном решении технических задач, тот грешит перед самим первоисточником искусства».
Получается, что тут, скорее, вопрос духовно-культурной гигиены народа. Если мы сегодня молчаливо допустим, чтобы наши святыни публично извращались и осмеивались, то завтра перестанем себя уважать. Здесь резонно возникает извечный вопрос: что делать?
Иммунитет на суррогаты
На мой субъективный взгляд, ответы лежат на поверхности. Ну, во-первых, использовать все законные методы донести до общества и до властей свое отношение к традиционным ценностям. Это и мирные акции, и законодательные инициативы, и обращения в органы исполнительной власти, и голос лидеров общественного мнения.
А, во-вторых, искусственной антикультуре можно противопоставить только настоящую культуру. Ведь антикультура – это всегда карикатура на что-то привычное, традиционное, а значит, зажата рамками подражания, обезьянничества. А у чистого искусства нет рамок – оно парит, дышит, где хочет. И в наших силах поддержать талантливых православных художников разных направлений и устраивать выставки подлинного искусства. Ведь человек, попробовавший однажды здоровую пищу, запросто может получить иммунитет на суррогаты.