Иеромонах Макарий (Маркиш): Гордость – это штаб-квартира дьявола в душе
Говоря о гордости, мы должны помнить и признавать печально, что здесь мы имеем штаб-квартиру дьявола, главный плацдарм дьявола в своей душе. Замечательное есть сочинение, проповедь, эссе отца Александра Ельчанинова, довоенного священника, «Демонская твердыня (о гордости)».
Я очень рекомендую, просто настаиваю, чтобы каждый православный верующий этот простой, страниц на 20, текст нашел, прочитал и оценил. Ничего нового, что характерно, он не пишет, но он излагает тот материал, который нам необходимо знать.
Демонская твердыня. Почему? Можем понять? Можем понять! Бог есть любовь. Что такое любовь – отдать себя. Что такое гордость – противоположное, поставить себя выше, отвергнуться от окружающих, перевести взгляд с мира и Бога на себя. Как Спаситель говорит: «Возлюби Господа Своего, ближнего своего», а из закона про гордость: «Отвернись от Господа, отвернись от ближнего, посмотри на себя». Вот вам гордость! Недаром демонская твердыня, крайне трудно вести борьбу.
Знаете, есть некоторые грехи, от которых мы избавляемся самим актом покаяния. Например, я имел ошибочную веру – верил в гороскопы. Потом мне сказали: «Опомнись, дорогой!» Все, я принес покаяние, больше в гороскопы не верю. Значит, мое покаяние привело к избавлению от греха.
Есть другой уровень греха, когда покаяния недостаточно, требуется борьба и, в конце концов, победа возможна. Например, человек может сказать, что раньше курил, долго старался бросить, сумел бросить – Господь помог. «Я больше не курю!» Это факт, тут ни малейшей тени самолюбования, действительно, бросил курить.
Но представьте себе человека, который скажет: «Знаете, раньше я был гордым, а теперь стал таким смиренным! Со мной все в порядке». Уже без усмешки это слышать невозможно. Отсюда вывод: гордость, как и некоторые другие наши качества, всегда остается в нас, всегда остается нам присуща, и тяжелая позиционная борьба идет от первого сознательного взгляда на себя до последнего вздоха. Борьба у разных людей бывает разной степени интенсивности, разной степени остроты, но это всегда продолжительная, тяжелая военная кампания.
И если мы это будем помнить, если этот факт мы положим себе в сознание, то нам будет гораздо легче – что эту борьбу мы ведем, где-то у нас поражение, где-то победы, где-то мы должны удерживать фронт, где-то должны отвоевывать территорию у противника.
Вспоминаю совершенно святого при жизни, уже причисленного к лику святых, святителя Феофана Затворника. В воспоминаниях о нем говорится, что в какой-то момент ему была пожалована награда, и, получая ее, он говорит: «Ведь я и знаю, что сам ничтожество, а все-таки горжусь».
Что это такое? Это не каламбур, это по существу публичное покаяние в гордости, которую человек ощутил в тот момент и счел необходимым самого себя в ней обличить. Сделал он это в виде шутки – очень правильно. Надо без театральных жестов, без рвания волос на себе, разрывания тельняшек спокойно признать и борьбу продолжать.
В книжке отца Александра Ельчанинова приведены симптомы, проявления фаз гордости – очень-очень важные для современного человека. Манера поведения, манера держаться, манера говорить – до мелочей, например, перебивать своего собеседника, перевести разговор об Иванове на себя.
Казалось бы, невинное вполне, обычное в разговоре, и вовсе не значит, что если человек так себя ведет, то он сразу должен сейчас биться головой об пол. Нет, просто обрати внимание, проверь, проконтролируй. Опять же пословица-максима: «Сначала подумай, потом промолчи!»
И, таким образом, когда мы начинаем помнить об этой борьбе, об этом плацдарме сатаны, неистребимом в нашей душе, тогда мы начинаем достигать каких-то успехов. Также важно вспомнить вот что: язык наш, которым мы пользуемся, и наши слова далеко не всегда однозначно и адекватно отражают реальность, это не математические формулы, не компьютерная программа.
Поэтому, когда мы говорим «гордость», «горжусь», мы должны видеть двоякий смысл: быть трудноисправимым гордецом – находиться на нехристианском пути, но это слово может быть вполне благозвучным, благонамеренным, если это касается нашего окружении. Например, я горжусь футболистом, если он победил, хорошо сыграл в матче: «Да, я горжусь этим успехом».
Совершенно ясно, что во втором случае мы не должны видеть греха, но надо видеть эту разницу, надо видеть эту границу. Граница очень простая. Когда «я горжусь» относится к себе, – да, проблема.
Когда «я горжусь» относится к чему-то внешнему, когда я – только элемент, частичка этого внешнего, будь то спортивная команда или школа: «Да, я закончил школу с золотой медалью, я горжусь, потому что это мои учителя меня хорошо учили». Тогда прекрасно, совершенно другой момент. И надо опять-таки здесь быть трезвым, смотреть на вещи без формализма, ведь формализм – это замена реальности словами, которые нас подводят.
В этой связи можно вспомнить замечательное стихотворение Алексея Степановича Хомякова, которое сейчас не очень популярно, возможно, из-за этого двоякого смысла слова «гордость». Стихотворение называется «России»:
Гордись! – тебе льстецы сказали, –
Земля с увенчанным челом.
Вывод этого стихотворения – не гордись, не надо гордиться тебе, Россия, потому что гордость – это грех. И, пожалуйста, найдите, прочитайте это стихотворение. Здесь очень непростая логика, потому что России в целом, как коллективному разуму, коллективному сознанию, коллективной душе тоже присущи суждения о гордости, как и каждому из нас. И, видимо, России в целом гордиться не следует.
Но каждому из россиян, из русских вполне можно и нужно гордиться тем добрым, что у нас есть, что было в прошлом, что есть в настоящем, чего мы обязательно добьемся в будущем. Гордиться в этом смысле, относя победы и добрые качества не к себе лично, а к нашему общему подвигу, нашим предкам, которые отдали жизнь за нас, и к тому общему делу, которое мы делаем сейчас.
Подготовила Тамара Амелина