Иеромонах Макарий (Маркиш): Ситуация вокруг Собора – ничего особенного
В ситуации по подготовке Собора нет и не было ничего напряженного. Если мы посмотрим, во-первых, на историю Церкви, а с другой стороны – на текущую ситуацию – общерядовую и церковную, мы увидим, что это дело – поверхностно, но оно привлекает огромнейший интерес именно средств массовой информации.
Приведу сравнение: какой-нибудь крупный политик ведет серьезные переговоры, допустит незначительную оговорку, и журналисты сразу цепляются: «Вот что такой-то сказал!» Суть дела не понимают, а только привяжутся к одному слову… Таких ситуаций очень много, и они весьма характерны для нынешней информационной обстановки. А в итоге – грубое отупление масс и их падкость на поверхностное и малоинтересное, малозначимое, на самом деле.
Те люди, который называют Собор Восьмым Вселенским – следуют своей антицерковной политике, своей раскольнической практике, своим искаженным взглядам. Это их полное право. Хотя Собор, о котором идет речь, ставит задачи не декларативные. Он и не должен решать никаких глубоких церковных проблем, которые были характерны для Соборов прошлого. Перед нами нет сегодня таких проблем.
Желательно, конечно, достичь какого-то единообразия, более-менее однородных формулировок в позициях различных Поместных Церквей. И высказанное Русской Церковью требование консенсуса, полного единогласия очень разумно.
Грубо говоря, ситуация выглядит так: давайте по тем моментам, которые у нас есть, сформулируем единый взгляд, а там, где его нет, оставим пока всё до лучших времен и будем следовать тем позициям, которые есть у каждой Поместной Церкви. Поскольку здесь не затрагиваются основы веры, то разногласия или отсутствие единогласия вполне допустимо в соответствии со словом апостола Павла: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами» (1 Кор. 11:18).
Календарь и не только
А вот нестроений в православии как таковом нет, это нужно подчеркнуть. Православие – это единая, святая, соборная, апостольская Церковь. Есть разные, местного значения, задачи, которая каждая из Поместных Церквей решает по-своему.
Есть задачи, в которых желательно было бы достичь единообразия: например, в области брака — какое взаимоотношение между гражданской регистрацией и церковной регистрацией, как вести контакты с представителями иных христианских сообществ, или нехристианских сообществ, как их именовать, в каком формате с ними общаться? Ну, нет этого единообразия, значит, нет.
Позволю себе заметить, что есть церковные проблемы более актуальные, требующие надлежащего решения. Вопрос календаря, например. Почему с 1921 года Патриарх Мелетий Метаксасис проталкивал календарную реформу? Зачем он это сделал? В результате получается отсутствие полного единогласия, синхронизма в праздновании церковных праздников. Конечно, нам всем желательно было бы вернуть Православные Церкви к единому календарю. Но этого не происходит уже столько лет, и мы это терпим.
То есть ничего глобального не происходит, и те люди, которые нагнетают нездоровые волнения вокруг Собора, православного совещания, как его ни назови, – либо малообразованные, либо поверхностно мыслящие, либо это враги православия, которым за это платят. Последние на этих мелких нестроениях пытаются построить свои крупные антицерковные проекты.
Без императора
Вселенские Соборы инициировали императоры. Возможен ли такой Собор сегодня? У нас нет ни малейших оснований так ставить вопрос. Как говорится, если бы у бабушки были усы, она была бы дедушкой. Вот примерно та же самая логика. Вселенские Соборы – это Соборы, решающие кардинальные внутрицерковные проблемы. Нынешние собрания православных людей не имеют ни таких задач, ни мандатов и средств.
Так что если изначально кто-то связывал с Собором какие-то глобальные ожидания – это неправильно.
По настоянию Русской Православной Церкви чуть ли не за полгода до предполагаемой даты были опубликованы все проекты документов, озвучены все темы, по которым предстояло обсуждение и возможное принятие решений. Круг был ограничен именно этими предметами. А, скажем, упомянутый мною календарь, который и в самом деле принадлежит к достаточно актуальным вопросам, хотя его нельзя назвать неотложным, – не предполагали обсуждать, понимая, что здесь консенсус достигнут не будет. Не предполагалось обсуждать вопрос претензий Константинопольского Патриарха на некоторое «папство».
Теперь мы видим, что даже по тем вопросам, которые предполагалось обсудить, и то консенсус хромает на обе ноги или вовсе недостижим. Ну, нет, значит, нет. Это очень простая конструкция, из которой мы должны исходить всегда в таких многосторонних дискуссиях. Это не двусторонние дискуссии, где можно найти правильный компромисс, это многосторонние дискуссии, где либо консенсус есть, либо его нет. И в этом нет ничего страшного. Как и в том, что Собор будет отложен, например, на сто лет. Мы от этого не будем страдать ни капельки.
Записала Оксана Головко