Иеромонах Димитрий Першин — председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы и председатель Комиссии по биоэтике Всероссийского православного молодежного движения — в интервью Вестям.Ru прокомментировал дискуссию, которую вызвали в обществе крестины дочери Филиппа Киркорова. Девочка была рождена от суррогатной матери, что противоречит основам социальной концепции РПЦ. Профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев предложил отлучить Филиппа Киркорова от Церкви. Кураев считает, что певец и священник, который крестил его дочь Аллу-Викторию, нарушили церковные каноны.

— Отец Димитрий, допустим, ребенок рожден от суррогатной матери. Его принесли крестить, и священнику сказали о том, что дитя было зачато не естественным путем. Можно ли его крестить?
— Вопрос в данном случае не о том, крестить или нет. А о том, что человек, который совершает это деяние (идет на суррогатное материнство), нарушает волю Божию. И он должен нести за это ответственность. А не радоваться и прыгать, как это делал Киркоров. В этом надо каяться, и священник может наложить на него епитимью — дать время на исправление.

— А если он не посчитает нужным принести покаяние?
— Если Филипп Киркоров считает, что так и надо, то его нельзя было допускать до этого крещения. Потому что согласно канонам Церкви можно крестить детей только верующих родителей, людей воцерковленных. То есть то, что в данном случае артист не кается, а гордится и считает нормой, означает, что он сам находится вне Церкви. И поскольку он не пришел в Церковь и не принес покаяние в той боли, которую причинил и суррогатной матери, и ребенку, крестить дитя было нельзя.

— Но в России очень много одиноких бездетных людей, в том числе и семейных пар, которые не могут иметь детей. Что им делать? Смириться? Не нужно обращаться к врачам, не нужно пытаться зачать ребенка доступными современной науке способами и оставаться бездетными?
— Почему? Обращаться к врачам можно и нужно. Но есть вещи недопустимые с точки зрения Церкви. Например, суррогатное материнство рушит ценность брака и семьи. Церковь допускает метод ЭКО, но с рядом строгих и существенных ограничений. Например, это возможно для мужчины и женщины, которые состоят в законном браке и которым официально поставлен диагноз «бесплодие». Но и то: с очень серьезными оговорками и только методом ЭКО. Суррогатное материнство (когда ребенок вынашивается посторонней женщиной) исключено для православного христианина.

— В таком случае с точки зрения Церкви: законны ли те крестины, которые были проведены?
— Понимаете, что сделал Киркоров? Своим поступком он сам отлучил себя от Церкви. Повторюсь: он должен принести покаяние. Ведь он использовал женщину как инкубатор, оторвал ребенка от матери, которая его выносила… Если он своим поведением гордится, то причем здесь православие?

— В Интернете появилась информация о том, что певца хотят чуть ли не анафеме за это подвергнуть. Такое вообще возможно?
— Ни о какой анафеме речь в данном случае не идет. А отлучить от причастия может любой священник, если прихожанин нарушает каноны Церкви или заповеди Божии. Анафеме может подвергнуть только Собор или Священный синод. Но Киркоров не является родоначальником какой-то секты или носителем ереси! Он совершил личный грех, что предполагает личное покаяние. Так что речь идет о том, чтобы он его принес. Пока это не случилось, зачем ему обманывать себя и Церковь?

— Понесет ли наказание сам священник, который допустил Киркорова на амвон и закрыл церковь на время церемонии (если это действительно было)?
— Не знаю, это вопрос к епископу, в ведении которого находится данный приход. Но нравственное суждение вполне возможно. Ведь сам священник наверняка знал из Интернета, из СМИ о том, что Филипп Киркоров принес крестить ребенка, рожденного от суррогатной матери. И должен был предупредить его, что это – грех, в котором надо каяться. Возможно, священник крестил младенца по неведению? Тогда о том, что суррогатное материнство – грех, он должен сказать певцу сейчас.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.