4 ноября во всех кинотеатрах страны состоялась премьера нового фильма Павла Лунгина — «Царь». Фильм обсуждают в СМИ, о нем спорят критики, а главное — его смотрят зрители. Об Олеге Янковском и Петре Мамонове, о сценах пыток, о святости и тоске людей по настоящему кино мы побеседовали с иеромонахом Космой (АФАНАСЬЕВЫМ), который выступил в картине в качестве консультанта по «церковным» сценам.
— Отец Косма, в чем заключалась Ваша работа на съемках «Царя»?
— За историческую правдоподобность «отвечал» в фильме Александр Леонидович Дворкин. А я был в группе консультантов по сценам, связанным с Церковью. Наша работа заняла совсем немного времени — четыре-пять дней съемочного процесса. Это были «церковные» сцены фильма – рукоположение митрополита Филиппа, общение в храме, диалоги Олега Янковского и Петра Мамонова. Моя задача как консультанта была очень небольшая, я больше выступал на съемках, как сказал Лунгин, в роли «счастливого талисмана фильма». Мы ведь с Павлом Семеновичем знакомы еще по работе над фильмом «Остров», на съемках которого я ему помогал.
— Вы работали в «Царе» с Олегом Янковским. Каким он Вам запомнился?
— Знаете, я не могу даже называть его Олег, только Олег Иванович. Замечательный, гениальный актер и, кроме того, очень тонкий, чуткий и искренне верующий человек. Его игра в фильме потрясает, он, безусловно, стал центральным элементом всей актерской мозаики «Царя», ее самой важной частью. Олегу Ивановичу удалось удивительно передать образ именно святого человека. Он смог пропустить этот образ через себя, а для этого нужен не просто актерский талант, но внутренняя глубина. Янковский не просто сыграл, а «прожил» свою роль.
Но при всей своей гениальности это был очень простой человек. Я когда только узнал, что мне предстоит работать вместе с таким великим актером, стал волноваться, но буквально в первый день съемок все мои волнения улетучились. Олег Иванович шутил на съемочной площадке, был добр и внимателен ко всем. С Петром Николаевичем Мамоновым они очень подружились, много говорили о фильме, обсуждали, как лучше сыграть ту или иную сцену.
— «Остров» стал прорывом. Даже сами создатели картины не предполагали, что она вызовет такой интерес у зрителей. Как думаете, какая судьба ждет «Царя»?
— Тема, поднятая в «Царе», очень сложная. Это большой шаг Павла Семеновича, что он взялся за этот проект. Такой фильм, как мне кажется, связан с большим риском и большой ответственностью. Трудно передать ту эпоху – спорное и не известное нам до конца время… Но мне кажется, фильм однозначно получился.
В какой-то мере «Царь» похож на «Остров», как логическое его продолжение. Думаю, тем, кому понравился «Остров», понравится и новый фильм Лунгина. Почему? Эта картина не столько об Иване Грозном, сколько о митрополите Филиппе. Через отношения с царем персона митрополита раскрывается ярче и полнее. С одной стороны — зло, исходящее от царя и опричников, с другой – правда. И мы видим, что зло, несмотря на то, что за ним стоит сила и власть, бессильно простив добра. Человека можно замучить и убить, но его мученичество – это такой свет, который пробивает тьму насквозь. Вроде и зло совершилось, но правда все равно победила. Святость и страдания мученика оказываются в итоге сильнее.
— Ваше самое яркое впечатление от съемочного процесса?
— Больше всего меня потрясли сцены диалогов митрополита Филиппа и Ивана Грозного. Это, пожалуй, самые сильные, болевые кадры фильма.
А вот когда я приехал на съемки в первый раз – был в ужасе. Потому что как раз попал в тот момент, когда Петр Николаевич играл такого царя-деспота: сжигал кого-то на костре. Я был поражен и даже засомневался, нужна ли такая натуралистичность в изображении пыток. Но когда я пригляделся внимательнее, увидел, что в роли жертв выступают даже не куклы, а тряпичные пугала. Это важно, потому что перед самими съемками, когда уже был выстроен город-декорация в Суздале, когда были сшиты дорогие костюмы и облачения, Петр Мамонов чуть не оказался от роли: «Боюсь, что будет много крови».
Но Павел Семенович смог уговорить его – поменял немного сценарий и сделал этот «кукольный театр». Я думаю, это была правильная уступка, потому что сила «Царя» не в изображении жестоких пыток, а в авторском замысле и подлинной игре актеров. Я даже считаю, что чрезмерная «кровавая» зрелищность сделала бы фильм слабее.
— Современные зрители охотно ходят в кино на блокбастеры с кучей спецэффектов – и при этом проявляют интерес к фильмам, подобным «Острову» и «Царю». Как это может сочетаться?
— В кино сейчас много насилия, никак не оправданного сюжетно и не осмысленного создателями фильмов – просто насилия ради зрелищности. Люди уже пресытились жестокостью на экране, фильмами, которые шокируют, щекочут нервы, но не дают ничего доброго душе, и даже более того – несут злое. Да, у нас выработалась привычка к подобного рода кинокартинам, но вместе с тем в душе каждого человека живет тоска по чему-то настоящему. Эту жажду настоящего можно заглушить на время, но она обязательно прорвется рано или поздно наружу.
Фильмы, подобные «Царю», — говорят о святости. И при этом в них нет никакой елейности, никакого «добренького» добра, которое может лишь оттолкнуть чистые души. «Царь» ничего не пропагандирует и не навязывает, он просто показывает, что зло бессильно перед добром. Даже если правда выглядит поверженной и растоптанной, это не так. Чем темнее ночь, тем ярче горят звезды. Вот по такому кино, где есть свет и звезды, истосковались зрители.
Читайте также: