Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве (+Видео)
В молодежном духовно-просветительском клубе «Донской» — при Донском монастыре, Московском финансово-юридическом университете (МФЮА) и клубе «Живой уголок», состоялась встреча с иеросхимонахом Валентином (Гуревичем), насельником, духовником и первым монахом Донского монастыря.
Отец Валентин говорил об апостольской миссии, молитве и любви.
Богообщение и пустота
Апостолам мы обязаны тем, что имеем возможность обрести путь, двигаясь по которому мы можем достичь предела человеческой мечты — счастливой, блаженной, вечной жизни.
Чехов сказал: «Человек создан для счастья, как птица для полёта», — а на земле мы этого счастья не находим. Господь Иисус Христос создал человека для того, чтобы обитать в его сердце, чтобы быть с человеком всегда.
Когда Бог в нашем сердце — тогда с нами это счастье и блаженство. Потому что Бог – это полнота жизни, это любовь безмерная и безбрежная. И мы призваны стать причастниками славы Божьей, Его могущества и богатства. Власть Царя Небесного превышает все постижимые пределы
Когда человек утратил Бога, в древности, при падении Адама, Господь ушел от него, и человек стал несчастным, оставшись со своей пустотой. Опустошённость эта — бездонная пропасть, которую ничем нельзя заполнить. А человек все пытается заполнить её всем, что он находит на земле, и – безрезультатно, потому что он всё равно остается неудовлетворенным. Бывают небольшие промежутки, вспышки какой-то радости, а потом они сменяются оскоминой, похмельем, помойкой на душе. Потому что Бога заменить ничто не может.
Господь Иисус Христос пришёл на землю для того, чтобы принести Благую Весть о Царстве Небесном. И не только для того, чтобы сообщить эту Благую Весть, но и чтобы сделать все необходимое, чтобы опять возвратить Бога в сердце человека, чтобы опять была эта безмерная радость богообщения.
И вот, для того, чтобы привлечь людей к этому пути спасения, Бог не только пожертвовал Собой, Своей плотью и кровью, и дал заповедь «возлюби Господа Бога всем сердцем, всей душой, всей крепостью». Он еще послал в мир Своих учеников, апостолов, чтобы они возвещали об этом, привлекали людей к этому спасительному пути, чтобы люди оторвались от своих обычных суетных дел, развлечений, забот, чтобы они познали истину, обрели блаженное бессмертие и стали счастливыми.
О пользе прощения грешников
Сегодня мы праздновали память Петра и Павла. Парадоксально, что эти два первоверховных апостола больше всех провинились перед Господом. Один из них был гонителем Его Церкви, а другой — трижды отрекся от Него с клятвой. И Господь их простил.
Он сказал, что тот, кому много прощается, тот много возлюбит — и верно, поскольку они чувствовали свою сугубую вину перед Господом, они стали самыми ревностными апостолами и больше всех потрудились для уловления всех концов земли в апостольские сети любви Христовой.
Господь всех нас призывает прощать своих врагов, всех, кто нам досадил. Он простил апостолов Петра и Павла, и они Ему оказались полезными — а мы наших врагов прощать боимся. Если бы мы последовали Господу, прощали своих даже самых лютых, самых таких заклятых врагов, то убедились бы в том, что они могут стать нашими самыми близкими друзьями.
Блудницы и мытари, прощенные Им, становились самыми преданными Ему людьми. Господь, почитаемый всем народом, как великий праведник, исцелитель и чудотворец, оказывал внимание тем, кого все презирали, с кем общаться считали ниже своего достоинства, а они в ответ с такой благодарностью к Нему относились, что сразу шли за Ним, прекращая все свои греховные дела.
Для апостольской миссии Господь избрал себе обычных людей. Они были боязливы и бедны, между ними бывало соперничество, стремление занять первые места — обычные человеческие слабости. Обычных людей, рыбаков, Он призвал к иной ловле: «Будете ловцами человеков».
Прощай своих самых заклятых врагов… Сделать это своими силами человек не может, ибо его падшая животная природа имеет свои инстинкты – самосохранения, самозащиты, и в ней нет любви, к которой Господь нас призывает: любви ко всем Божьим созданиям, даже к врагам.
Это – не наша любовь, это любовь Божия. Как на Кресте Господь ее показал. Он ни на кого не рассердился из тех, кто доставил Ему эти крестные мучения. Он не только простил, но и молился за них.
Это — Божье. Только если мы соединимся с Богом, если Господь вернется в наше сердце, мы сможем исполнить эту заповедь любви.
Можно было бы заподозрить, что Христос простил апостолов для того, чтобы в дальнейшем получить от них пользу. Но Благоразумного Разбойника он простил буквально за несколько мгновений до его смерти. Какая была корысть, какая польза была от разбойника?
А может быть, переселившись на Небо, он стал самым ревностным небожителем?..
Разбойничье покаяние
И вот, в наше непростое время происходят вещи, которые свидетельствуют о том, что мы, возможно, недалеки в этом предположении от истины…
Был недавно такой случай. Один криминальный авторитет оказался в состоянии клинической смерти. В ином мире он встретил как раз Благоразумного Разбойника, который показал ему адские мучения его бывших подельников, его родного отца, различных преступников, самоубийц. И наставил его на путь истинный.
Когда он вернулся к жизни, то это был уже совсем другой человек — он приобрел необычайное смирение. Раньше, как авторитет, он нигде никогда не работал, даже на зоне, потому что, как «авторитет», он мог пользоваться услугами преступников, которые были ниже его рангом.
Вернувшись к жизни, он, не переставая, стал строить срубы под храмы и часовни. Ему помогали его бывшие «братья по цеху» — другие разбойники, которые считали его авторитетом. Он потянул их за собой.
То есть не только он, но он повел за собой и других.
Настало время разбойничьего покаяния. В народном христианском менталитете бытует мнение, что покаяние разбойничье — настоящее. «Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил»… Оптина пустынь, по преданию, была основана разбойником Оптой. Поэма Некрасова «Влас» находится в русле того же менталитета…
Человек обычный считает, что он не совсем уже плохой, что он не хуже других. Покаяние приходит, когда человек вдруг видит, что он совершенный подонок, что он совершенное ничтожество и что он не имеет права дышать воздухом, пить воду, есть пищу.
В фильме «Остров», например, показан человек, который совершил подлый поступок и всю жизнь о себе думал низко: не считал себя вправе жить даже в нормальном человеческом жилье и спал на угле в кочегарке.
Когда человек взывает ко Господу из такого глубокого смирения, когда человек считает себя совершенным ничтожеством, последним из людей, — Господь, к его удивлению, слышит его молитвы, и даже совершает по ним чудеса. Вот почему Господь прежде всего шёл не к фарисеям, которые считали себя праведниками, но к блудницами или мытарям, которые были ближе к покаянию, чем порядочные люди.
Есть пророчество преподобного Серафим Вырицкого, что в России будет страшное падение: молодежь будет собираться в банды, пьянствовать, воровать, развратничать, и дойдет в своих преступлениях, в своём падении до крайности. И тогда они увидят, что дальше нельзя так жить, и будут горячо каяться.
Некоторую часть русской диаспоры во всем мире составляют именно бандиты, которые бежали от правосудия. И когда они смотрели фильм «Остров», то обливались слезами…
Тот разбойник, о котором я говорил, и еще несколько людей, покаявшихся вместе с ним — это реальные люди. Они стали монахами. Так Господь спасает…
И вот этот Благоразумный Разбойник таким образом свою апостольскую миссию осуществляет…
Сила последних слов
Три года Господь учил апостолов различными притчами, уподоблениями. Потом была Тайная Вечеря — тоже очень важный момент, потому что это было перед Его крестной смертью, – Он прощался со Своими учениками.
Последние слова перед смертью бывают значительными у самых разных людей. Например, Александр Македонский велел себя похоронить с горстью земли в знак того, что он жизнь положил на то, чтобы завладеть всем миром, а в гроб смог взять лишь небольшую частичку земли.
Иоанн Златоуст умер на пути в изгнание от жестокого обращения со стороны сопровождавших его воинов. Умер со словами: «Слава Богу за все!», свидетельствуя таким образом, что и неприятности, и радости, все это поучительно, и все это для того Господом попускается и посылается нам на нашем пути, чтобы мы достигли этой мудрости, совершенства, соединения с Богом.
И вот предсмертные слова и действия величайшего из людей, Богочеловека, имеют особую для нас ценность.
Вот, мы знаем, что Он умыл ноги ученикам, что Он дал им пить вино и есть хлеб, сказав, что это – плоть и кровь Моя.
Господь пользовался каждым случаем, чтобы подчеркнуть необходимость смирения. Нужно занимать последнее место, не нужно стремиться быть первым, нужно умалиться, как дитя. «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное».
Так вот, на Тайной вечере Он умыл ноги ученикам, показав тем самым, что пришел не господствовать над людьми, а служить им и их спасению. Его хотели сделать царем — деспотом и тираном, таких называют кровопийцами. А Он Свою плоть и кровь, Божественную, отдал для того, чтобы ими напитать падшее человечество, чтобы возвратить ему божеские свойства.
И когда Он умыл ноги ученикам, то сказал: «И вы поступайте так же».
Он пришел не господствовать, а служить. Он говорил, что нельзя никого презирать, как бы ни казался кто-либо столь низок и убог, что его и замечать не стоит. Он говорил, что Ангелы их, меньших в мире сем, приставленные к ним, видят каждый день «лицо Отца Моего Небесного».
Иоанн Златоуст говорил, что эти слова Господа основаны на присловье, которое бытовало у древних евреев. О высокопоставленном придворном чиновнике говорили: «каждый день видящий лицо царя». Вот и благородные небожители, Ангелы, созерцают славу Божью на Престоле.
Лик Отца Небесного таков, что шестикрылые Серафимы прикрывают лицо двумя крылами, не в силах видеть, стерпеть этот нестерпимый свет, который исходил от Престола Царя Царей. И вот, высокопоставленным, благородным Ангелам было поручено быть приставленными, как нянька, к каждому человеку, каждой человеческой душе. Поэтому мы не должны никого презирать — у каждого есть Ангел, который каждый день видит лицо Отца Небесного.
Более того. Не только Ангелы. Но Он Сам пришел на землю для того, чтобы «взыскать и спасти погибшее», чтобы Самому послужить, спасти человека, который пал, который в грязи, в бездне греховной валяется. Чтобы омыть и очистить его. Сам Господь, Отец Небесный послал Сына Своего на крестную смерть, чтобы спасти человека.
Поэтому ни к кому нельзя иметь презорства, презрения.
Вот это было сказано на Тайной Вечери.
Не знаем, что потеряли
А первое слово Его в Нагорной проповеди — первой проповеди, которую Он произнес перед Своими учениками, было: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Человек обнищал… Бог ушел от Адама, и он почувствовал себя нищим, и плакал о потерянном Богообщении, о том потерянном состоянии, когда Господь был еще с ним.
А его потомки уже забыли об этом состоянии и набивают эту свою пустоту земными предметами, земными пристрастиями и наслаждениями, пристращаются к греховным наслаждениям, желают богатства, стремятся к власти, к наукам, к художеству. Не говоря уже о телевидении, компьютере, наркотиках, алкоголе…
Все эти пристрастия наполняют душу, и люди уже полагают, что находятся в должном чине, считают себя богатыми, потому что они не знают того блаженного состояния, превосходящего всякое земное утешение, которое было у Адама.
И только иногда Господь дает кому-то большую благодать, а потом вновь оставляет — как это было со Старцем Силуаном. Благодать ушла, и тогда он увидел, что потерял. Он был сильный здоровый мужчина, жил с девушкой, знал, что такое плотское наслаждение. Но он предпочел плач об утерянном богообщении, о большой благодати, потому что видел, что это намного превосходит обычные земные радости. Вот у него был этот плач адамов.
А обычно люди хотят лишь наслаждаться привычными удовольствиями и не знают, что есть нечто в сотни раз превосходящее эти обычные радости. Это к ним, к таким людям, обращены слова Господа, сказанные ангелу Лаодикийской церкви: «Ты говоришь, что ты богат, но ты ошибаешься. Ты слеп, и нищ, и наг».
Люди гордятся своим богатством, своим высоким положением, властью, гордятся своими научными знаниями, художественными достижениями и победами. Иногда человек гордится тем, что у него много любовниц или что-то еще. Это то, о чем апостол Павел сказал: «их бог — чрево, и слава их в сраме».
Они не знают что они бедные; они лишены того, что превосходит всякое человеческое воображение. И вот апостолам Господь говорил об этом — о Царствии Небесном.
Одному из учеников, желавшему похоронить своего отца, Христос сказал: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Это значит: пусть мертвые душой занимаются своими мертвыми делами, а вы идите и благовестите Царство Небесное, больше которого ничего нет.
Царствие Небесное — остановленное мгновение
То есть, Царствие Небесное — это главная тема апостольской проповеди, именно – возвещать Царство Небесное.
Что это такое? Они должны были иметь какое-то понятие, представление об этом. Он притчами пытался об этом сказать, потому что это невозможно описать.
И вот, чтобы они как-то ощутили, что это такое, Христос избрал Петра, Иакова и Иоанна; сказал: «Есть некоторые из здесь стоящих, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». И через шесть дней возвел их на гору Фавор, и там перед ними преобразился. Они испытали необыкновенное душевное состояние, которое никогда не испытывали раньше, и Петр пожелал сделать три кущи и остаться здесь навсегда.
Это то, что сказал Гете: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!». Это та радость, которую испытывают ангелы, окружающие Престол Славы, та Слава Божия, свет, которой не могут терпеть серафимы. Но и не могут оторваться от этой красоты неописуемой, от этого блаженства, от этого счастья, которое несравнимо ни с чем.
Апостол Павел тоже, по милости Божьей, смог взойти на третье небо и слышать неизглаголанные глаголы, и увидеть неописуемое, то, чего око не видело, ухо не слышало, на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его.
Другие святые тоже шли по этому пути — уже здесь, во плоти, приобщались к Царствию Небесному. Преподобный Серафим Саровский показал своему ученику, также как Господь показал апостолам на горе Фавор, это состояние, просияв как солнце. И ученик испытал все те радости, о которых написано в описании их беседы: необыкновенный покой, необыкновенная радость…
Пока мы без Бога, нас не оставляют тревоги, страхи. Сатана умнее и сильнее нас. Он всегда нас скрутит, повергнет, от него всегда опасность. А Бог сильнее сатаны, и Ему ничего повредить не может. Когда Господь вернется в наше сердце, у нас не будет никаких тревог, никаких смущений, потому что когда мы с Богом, то и нам тоже ничего повредить не может. Если воссоединимся с Богом, то на место тревог и страхов придет непоколебимый покой Царства Небесного. «Мир Мой даю Вам. Не так, как мир дает».
Апостол Павел говорит, что Царствие Небесное — это наследие наше, потому что мы теперь дети Божьи, а значит наследники Отца Небесного. Отец Небесный все дает Своему наследнику. Поэтому, когда Господь возвращается в наше сердце своей благодатью, мы становимся причастниками всего того, что Господь имеет; причастниками этого безбрежного океана любви.
Без любви нет единения с Богом
Любовь это счастье, потому что счастья без любви не может быть. Ненависть, злоба, ожесточение — это яд, который умерщвляет наше сердце, и мы погибаем для вечной жизни, и здесь тоже нам плохо, потому что это — отрава.
А любовь наоборот, она смягчает сердце, она его воскрешает. Эта любовь Божественная, это океан любви, она распространяется на всю тварь, на всех людей, на злых и добрых.
О любви Господь говорил в самом начале, когда Он только что родился, устами Ангелов – «в человецех благоволение». Любовь — это кульминационная тема Нагорной проповеди, когда Он сказал: Любите врагов ваших, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, Который светит солнце Свое и дождь посылает на «праведных» и «неправедных», на злых и добрых. Вот это и есть обожение, соединение с Богом. Только в этом случае такая любовь может осуществиться. Это не наша любовь – не любовь оставленного Богом человека, который остается лишь со своей биологической природой, с ее инстинктами самозащиты, самоохранения: нас кусают – мы кусаемся. Только когда Господь в наше сердце возвращается, мы можем исполнить эту заповедь любви. Это было сказано в самом начале, в Нагорной проповеди и в самом конце, на Кресте Он не рассердился, не обиделся, Он молился за врагов, за распинающих Его, чтобы Отец их помиловал.
Кроме, того, что Христос дал людям Свою Плоть и Кровь, Он дал еще эту заповедь Священного Писания, подчеркнув ее главенство над всеми остальными: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем, всей душой, всей крепостью, всем помышлением». То есть, мы должны всем существом, всеми силами нашего естества возлюбить Господа, чтобы соединиться с ним в любви, для того, чтобы произошло это возвращение Бога в сердце человека.
Недостаточно подвига Самого Господа, который на Кресте принес себя в жертву за весь род человеческий — мы должны идти Ему на встречу, потому что Он не насильно нас спасает. Мы должны тоже совершить подвиг молитвы, Иисусовой молитвы, сосредоточиться всеми силами души на любви к Господу. А все остальное — все эти пристрастия, которые на земле, отвлекают наше внимание, наши силы душевные, именно, крадут их у этой любви к Богу.
Как в Писании: «Марфо! Марфо! Заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее». Потому что Мария все внимание отдала Богу.
Вторая заповедь, равная первой: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Но Он дал еще более высокую заповедь: что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». То есть, нужно любить ближнего не как себя, а даже больше себя! И «кто Меня любит тот Мне да последует».
Вот Апостолы последовали Ему — именно свои души положили, они все, кроме Иоанна, умерли мученической кончиной. А возлюбив людей, они пошли до края земли для их спасения, чтобы они унаследовали эту блаженную вечность.
Господь сказал: «Я посылаю вас, как овец посреди волков». И они действительно обнаружили, что они со всех сторон окружены врагами. И свой народ побивал их камнями, считая их отступниками от Закона Моисеева, и язычники не хотели от своих идолов отказываться, они тоже подвергали их мучениям. Если бы они оставались на обычном уровне человеческом, – вот эта самозащита, самосохранение, – они бы никого не привлекли ко спасению. Потому что они имели бы такой же ожесточенный облик, отвечали бы той же злобой, тем же ожесточением. Они бы сами не вошли в Царство Небесное, потому что вот это ожесточение, злоба, ненависть, отталкивает спасительную благодать. Кроме того, они всех оттолкнули бы своим ожесточенным обликом. То есть, как собаки на сене, сами бы не вошли и другим воспрепятствовали.
Но они имели уже любовь Христову: Господь их учил, а потом послал им Духа Святого — то есть, Бог был в их сердцах Своей благодатью. Поэтому они были уже способны проявить это незлобие, эту любовь, несмотря на такое отношение к себе. И сердца людей таяли от этой любви, и они были уловлены в эту спасительную сеть апостольскую.
О вечной победе Церкви
В наше время мы видим, что не только иноверцы находятся в стороне от спасительного учения Христова, но и наши соотечественники, которые были православным народом, также увлечены другими вещами, мирскими.
Сатана всегда старался помешать Господу, потому что он знал, что Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы разрушить его дело. Сатана соблазнил людей, они не послушали Господа, и Господь ушел из сердца человека. И люди уже были в руках сатаны.
А тут пришел Господь, чтобы опять вернуть Бога в сердце человека, поэтому диавол стал сразу гнать Господа. С самого начала Его гнал. С рождения. Не дал возможности родиться в нормальных человеческих условиях, руками Ирода, стремясь извести Самого Богомладенца, убил четырнадцать тысяч детей. Потом он Его искушал после крещения от Иоанна, гнал Его, и руками фарисеев, наконец, умертвил, возбудив в них зависть. И потом он также расправился со всеми его апостолами; почти все, кроме Иоанна Богослова, были умерщвлены.
Но получалось так, что вот он умертвил Господа, а Он воскрес и послал Духа Святаго. То есть, все, что сатана делал, получалось наоборот.
Когда апостолы начали проповедь свою, он тоже пытался им препятствовать и, наконец, умертвил их. Восстановил против них всех; иудеи и язычники как бы объединились в «антихристианскую коалицию», все «собрались на Господа и на Христа Его».
Но получалось, что и мученики, и апостолы, когда народ взирал на их мучения, видел их незлобие, их благородство, видел чудеса, которые творились, и Дух Святой возвещал их устами непререкаемые истины, люди тут же становились христианами. То есть, на место одного мученика, одного апостола погибшего вставали сотни, тысячи христиан. То есть, получалось все наоборот.
Потом закончился период мучений кровавых, и сатана ополчился, уже на бескровных мучеников – преподобных. Преподобного Антония Великого бесы просто избивали. Бесы мешали преподобным молиться, но чем сильнее они нападали, тем сильнее была молитва святых подвижников. Именно из-за этих бесовских нападений они совершенствовали свое оружие молитвы.
Когда Антония Великого спросили: «Кто тебя научил молиться?», он говорил: «Бесы научили». То есть, результат получался обратный тому, которого ждал сатана.
Когда Церковь перестала быть гонимой, все население Византийской империи влилось в лоно Церкви. Но это были совсем другие люди, уже не мученики, не апостолы, а обычные люди. Внешнее давление кончилось, начались внутренние распри, ереси.
А апостол Павел говорил, что и должно быть разномыслию между вами, чтобы явились искусные. И искусные явились, вот, Григорий Богослов, Максим Исповедник и другие. Они настолько в своем богословии изощрили свои способности, такие учения дали, такие книги написали, что только укрепили Церковь своими трудами, своими мыслями, догматами.
Сатана, хотел разрушить Церковь, а она укреплялась. Господь сказал, что врата ада ее не одолеют.
Когда иссякает молитва
И все равно нападения не прекращались. У нас в России трудился преподобный Максим Грек — а сначала он учился в Италии. И как раз в это время эта коалиция антихристианская активизировалась. На Западе наступал Ренессанс, Возрождение язычества, реабилитация плоти. А в России в это же время возникла ересь жидовствующих.
Потом между собой начали пререкаться последователи преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского. Линия общежительного монастыря одолела линию скитов и отшельничества. Должно сосуществовать два типа монашеской жизни, чтобы в скитах совершенствовалась молитва, то есть внутреннее духовное делание, потому что на нем, на молитве, держится все — вся жизнь народа. Раньше, когда была молитва, то в России на каждый год приходилось значительное число причисленных впоследствии к лику святых. А потом, когда пресеклась молитва, количество святых снизилось до минимума, в иные годы – до нуля…
Но в то время стали считать, что умное делание — это безумие, прелесть, скиты стали ликвидировать, а их обитателей водворять в общежительные монастыри, и пересеклась традиция молитвы — которую Антоний Печерский перевез с Афона на берега Днепра сразу после крещения Руси.
Это Богородица Сама послала его из Своего удела, святой Горы Афон, чтобы он учредил на Руси, в новом христианском народе, монашескую жизнь с этой внутренней молитвой. Потому что она — основа. Потом уже Преподобный Сергий наследовал эту линию.
Раньше была замечательная живопись. Андрей Рублев был исихастом, пребывал во внутренней молитве. И поэтому он создал такие замечательные творения, ставшие образцами для всего мира. Были созданы замечательные храмы.
А когда молитва иссякла, то не только святых стало меньше, но и живопись, и зодчество пришли в упадок. В общественной жизни все стало сводиться к голому администрированию, коррупция стала процветать.
И поскольку с устранением умного делания возник духовный вакуум, а святое место пусто не бывает, то во времена Петра Первого пришли ветры с Запада: идеи Просвещения, Ренессанса и язычества, либеральные, позже — женской эмансипации и свободной любви. Все это кончилось богоборческой революцией, которая, как мы знаем, очень сильно подкосила жизнь в стране.
Правда, был такой момент, когда эту молитву снова привез с Афона преподобный Паисий Величковский. Он не мог ее привезти в собственно Россию, потому что здесь это было под запретом. И пришлось ему в Молдавии начать это делание, образовать обители, где эта молитва стала укореняться, и потом она стала проникать уже в Россию, через Брянские леса.
Потом эту молитву уже стали специально насаждать в двух обителях – в Саровском монастыре и в Оптиной пустыни. Она начала укореняться и усиливаться. Возникли там плеяды старцев, и среди них самые выдающиеся — преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий Оптинский.
И другие области жизни в то время в России тоже как-то возродились и стали подниматься. Именно в XIX-м веке русская литература дала замечательные образцы для всего мира — Толстой, Достоевский, Гоголь. И мы знаем, что именно в Оптиной Пустыни писатели окормлялись. И они особенно нравственную тему разрабатывали. У русских композиторов и художников тоже были тогда замечательные достижения.
Но все-таки основной поток русской жизни — уже по инерции шел, по наклонной плоскости, и кончилось это все страшной катастрофой. Было пьянство, нравственное падение. Так было не только в России, но и во всем мире — значит, антихристианская коалиция поработала во всех христианских странах.
Все христианские народы, можно сказать, отказались от Христа и стали служить своему удобству, комфорту, создавать себе хорошие условия жизни. И в результате, жизнеспособность народа сильно упала.
Чем просвещать иноверцев?
Мы знаем, что сейчас в России происходит катастрофическое сокращение населения. Каждый год нас становится примерно на 10% меньше. И в Европе, и в Америке — белая раса стала вымирать. Потому что стремление к комфорту уменьшает деторождение.
А вот языческие народы — Китай, мусульмане, негры, индусы, пакистанцы — наоборот стали размножаться и хлынули в европейские страны. Это — бич Божий, наказание за то, что люди отказались от Христа и потеряли свою жизнеспособность.
И вот мы видим, что сейчас подлинные христиане, малое стадо — стоят не только перед лицом этих иноверцев, которые в большом количестве умножаются и приходят к нам, но и перед своими собственными соотечественниками. Которые они тоже служат своему чреву, тому, что ниже чрева, и своему комфорту и удобству. И все нуждаются в спасении.
И Господь ставит перед нами ту же апостольскую задачу: содействовать спасению людей, чтобы никто не был отвержен, ни язычники, ни те, кто временно отступил от веры, Он всем желает спасения.
Прежде всего, мы должны иметь качества апостолов: их любовь, их незлобие, мы не должны никого осуждать, никого нельзя ненавидеть, ни на кого озлобляться. Мы позиционируем себя, как православный народ, а ведем себя неподобающим образом. Не говоря уже о распространившемся у нас разврате и даже содомии. И все это отталкивает людей — тех же язычников.
Многие считают себя православными и ненавидят язычников, мусульман. И глядя на эти озлобленные, ожесточенные лица, вспоминаешь: «ради вас имя Божие хулится у язычников». Злобный, ожесточенный облик представителей народа, именующего себя православным, может оттолкнуть этих людей от пути спасения.
Как сказал преподобный Серафим, стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи.
Не думай о завтрашнем дне
Патриарх Сербский Павел сказал, что если албанская женщин рождает семеро детей, а сербская женщина делает семь абортов, то земли Метохии и Косова нужнее албанцам. И Господь распорядился так, как Он счел нужным…
А один греческий архимандрит говорил, что если рядом расположено два озера, и одно мелеет, а другое переполняется, то ясно, что после этого произойдет. Он говорит о Турции и о Греции. В христианской Греции делают аборты, а в Турции — минимальное число детей в семье – пять человек. Что из этого может произойти?
Так же и в России. Я был в Ставропольском крае, спрашивал у водителя, который меня вез: «Сколько у тебя детей?» — «Двое» — «А у кавказцев сколько?» — «По восемь человек». – «А почему так?» «Потому что мы рассчитываем, можем ли мы обеспечить материально детей. А они не задумываются – день прошел, и бес с ним».
Я говорю: «Вот, они следуют заповеди Господа — “не думай о завтрашнем дне”. А вы умные и вымрете. А они будут здесь жить».
Мы должны вернуться к своей вере так, чтобы и дела ей соответствовали — чтобы землю пахать и детей рожать и воспитывать их так, чтобы они становились полноценными людьми.
Толпы фанатов, которые болеют за свою команду, устраивают потасовки с другими клубами, вместо того, чтобы исправлять эту демографическую ситуацию в России. Если мы не станем настоящими христианами, то и сами не спасемся, и людей, которые могли бы тоже приобщиться к спасительной вере, оттолкнем.
Помолимся же Господу, помолимся Его святым апостолам, которые душу свою положили за спасение людей, чтобы они помолились о нас, чтобы Господь вернулся в наши сердца Своей благодатию. Чтобы мы были настоящие христиане, чтобы и сами спасались, стяжали дух мирен, и чтобы около нас спасались и пришельцы, которые к нам приходят.
Преподобный Серафим Вырицкий сказал, что в России будет страшное падение нравственное, молодежь будет собираться в банды, они будут пить, воровать, развратничать, дойдут до крайности. И потом, когда до крайности дойдут, тем горячее будут каяться. А вот Китай будет усиливаться — китайцы дойдут до Урала и примут веру православную при соприкосновении с живой верой, которая должна возродиться в России в результате этого горячего покаяния.
Дай Бог, чтобы Промысл Божий осуществился в этом отношении.
Читайте также:
Молитва — встреча, молитва — диалог
Могут ли миряне быть исихастами?
Прощение: маленький первый шаг