Главная Общество СМИ История православной журналистики

Игра в Кости

История эта напоминает многосерийный триллер с тайными могилами, эксгумацией трупов, судмедэкспертизой, чередой самозванцев, спором могильщиков и наследников, снятый на фоне благочестивых призывов в прославление святого, в ожидании чудес и умирения России…

Евгений Стрельчик

Вечерняя Москва 09.07.1998

http://www.vmdaily.ru/article/28327.html

17 июля в Екатерининском приделе собора Петра и Павла в Санкт-Петербурге будут захоронены останки последнего императора России и его семьи

История эта напоминает многосерийный триллер с тайными могилами, эксгумацией трупов, судмедэкспертизой, чередой самозванцев, спором могильщиков и наследников, снятый на фоне благочестивых призывов в прославление святого, в ожидании чудес и умирения России…

А задуманно все это, как акт всенародного покаяния Прощание с последним русским императором пройдет по разработанному Геральдической комиссией ритуалу, в соответствии с классической процедурой, в основе которой похороны Александра III. Церемония получила статус государственных похорон, что, по мысли устроителей, послужит восстановлению исторической преемственности, национальному примирению и покаянию.

16 июля на самолете 9 гробов с останками будут доставлены из Екатеринбурга в аэропорт «Пулково». Затем их привезут в Петропавловский собор. В связи с решением Священного Синода духовенство не будет встречать похоронную процессию на Иоанновском мосту около крепости. Не будет и церковных певчих — их заменит светский хор. Офицеры внесут гробы в собор и установят их там в форме треугольника.

Настоятель Петропавловского собора отец Борис Глебов по благословению митрополита СанктПетербургского и Ладожского Владимира 17 июля совершит здесь панихиду. Что, однако, церковь призывает не рассматривать как факт признания ею останков царскими.

В похоронах должен принять участие 91 член рода Романовых. Приглашения разосланы также в 114 государств и в действующие королевские дома. В Санкт-Петербург прибудут представители правительства РФ (вице-премьер Б. Немцов и министр культуры Н. Дементьева), администрации президента, палат Федерального собрания, судебных инстанций, делегации субъектов РФ. Присутствие общественных (в том числе православных и монархических) организаций в похоронах не предусмотрено. Круг участников панихиды в самом соборе (не более 150 человек) и в Екатерининском приделе (до 30 человек) определен Министерством иностранных дел РФ.

Похороны обойдутся бюджету в 10 миллионов рублей.

Как это начиналось

Создатель телеленты «Рожденные революцией» писатель Г. Рябов, работая консультантом по печати и кино у министра внутренних дел СССР Н. Щелокова, получил допуск в спецхран. Он нашел копию записки Я.Юровского, разыскал дочь и сына убийцы царя. Благодаря собранной информации кинодраматург вместе со старшим научным сотрудником краевого музея, ныне доктором геологоминералогических наук А. Авдониным, взял пробы грунта на старой Коптяковской дороге в 18 километрах от Свердловска. Обнаруженный черный кусок дерева подтвердил — здесь захоронение.

Дело происходило летом 1979 года, поэтому знали о находке только шесть человек — Рябов, Авдонин, их жены и еще двое.

В ожидании экспертизы, которую боялись проводить, три выкопанных черепа хранились на даче Г. Рябова под Москвой. Спустя год с останков сделали слепки, положили их в ящик из-под патронов и вместе с металлической иконкой с библейским изречением «претерпевший до конца спасется», закопали его там же, где нашли. Почти десять лет спустя Г. Рябов написал в «Огоньке», что знает, где находятся останки царской семьи.

Он специально указал неточное место захоронения. Через три дня после публикации, по приказу тогдашнего начальника УКГБ по Свердловской области генерала Корнеева, туда приехала тяжелая строительная техника, выкопала громадную яму, а весь грунт вывезла. Авдовин пошел к Э. Росселю, который в то время был председателем облисполкома, и рассказал ему, что к останкам царской семьи подбираются сомнительные люди. После разговора с Б. Ельциным 11—13 июля 1991 года произвели официальное вскрытие могильника. Нашли останки 9 человек с признаками насильственной смерти.

Для установления личностей погибших, времени и причин их смерти 19 августа 1993 года Генеральной прокуратурой РФ было возбуждено уголовное дело № 18/666123-93. А распоряжением правительства России от 23 октября была образована Комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов семьи.

Состав комиссии сразу попал под огонь критики. Отмечали, что в нее включались только те, кто изначально был за признание этих останков царскими. Не был определен также и принцип ее формирования. От церкви в комиссию вошел только один митрополит Ювеналий. По статусу ее председателем всегда был вице-премьер: Ю. Яров, В. Игнатенко, Б. Немцов.

Четыре года в России и за рубежом проводились работы по идентификации останков. Компьютерная, генетическая, лазерная экспертизы показали, что они принадлежат: Николаю II, его супруге Александре Федоровне, трем дочерям, придворному врачу Е. Боткину, повару И. Харитонову и слугам А. Труппу и А. Демидовой. В захоронении отсутствуют останки великой княжны Марии (по американской версии Анастасии) и цесаревича Алексея, судьба которых до сих пор неизвестна. На этом основании в сентябре 1995 года комиссия дала однозначный ответ: под Екатеринбургом была найдена царская семья. «Дело Романовых» было прекращено. Однако Русская Православная церковь (РПЦ) в связи с предстоящей канонизацией царской семьи настояла на дополнительных исследованиях. Генпрокуратура возобновила следствие. Правительство выделило 2 миллиарда рублей.

Костные фрагменты останков со скандалом привезли в Москву, где прошла дополнительная экспертиза, подтвердившая выводы предыдущих исследований.

27 февраля этого года правительство России решило захоронить останки российского императора Николая II и членов его семьи 17 июля 1998 года в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. «Представленные материалы однозначно свидетельствуют, что обнаруженные в Свердловской области останки девяти человек принадлежат бывшему российскому императору Николаю II, членам его семьи и лицам из их окружения», — сказал Б. Ельцин.

Чудны дела кесаря

Для многих россиян архиерейский сан пока не является безоговорочным авторитетом, у них нет сомнений в результатах многочисленных, в том числе и международных, экспертиз.

Всплывают в памяти воинствующие безбожники, вешавшие на церковь обвинения в средневековом мракобесии, мистицизме и прочем. Другое дело, что церковь открыто вступает в спор с властью, которую многие недолюбливают. Но зачем самой власти ввергать общество в очередную склоку, зачем она «наезжает» на РПЦ, на поддержку которой сама так надеется? Шумиха вокруг захоронения царских останков имеет определенный психотерапевтический эффект. Любой скандал отвлекает людей от повседневных забот, дает почву для фантазии, вселяет надежду. Пока идут исторические споры, пока муссируются результаты экспертиз и обсуждается церемониал захоронения, думы и сердца многих людей заняты. Их почти не волнуют протесты шахтеров и врачей, банковские кризисы и перестановки в правительстве.

Можно предугадать продолжение истории. Похоронив царя, нельзя оставлять не погребенным тело его убийцы.

«Та суета, с которой все это готовится, наталкивает на мысль, — заявил лидер российских коммунистов Г. Зюганов, — что они после этого полезут и в святая святых: на Красную площадь, где захоронено 400 человек из числа бывших партийных и советских руководителей, а также находится в Мавзолее тело Ленина».

Обвинения в адрес большевиков, которые до сих пор не отмыли руки от крови царя, прослеживаются на протяжении всей кампании и готовят почву к предвыборным дискуссиям. Тем более если об этом просит большой друг России госсекретарь США Мадлен Олбрайт, которая не раз настоятельно рекомендовала торжественно захоронить останки царя, что покажет миру, на ее взгляд, покаяние России за варварства большевиков.

Не следует забывать и о том, что Б. Ельцин сам принимал участие в сокрытии правды. Он, будучи первым секретарем Свердловского обкома КПСС и выполняя решение политбюро, отдал распоряжение уничтожить дом Ипатьева в Свердловске. Идея торжественно проводить царя в последний путь особенно близка президенту, что, возможно, несколько успокоит его совесть.

«Предстоящее захоронение (…) расценивается правительством РФ как исполнение нравственного долга перед невинно убиенными, акт покаяния и примирения российского общества, — говорится в письме премьера С. Кириенко Патриарху Алексию II. — Проведение церемонии захоронения — символ социального примирения, событие большого патриотического, духовного и исторического значения, которым, по сути, завершается трагическое для России ХХ столетие».

Если ставятся столь высокие цели, можно было бы ради мира и согласия в обществе несколько повременить с захоронением. Но наша любовь к знаменательным датам, стремление по-советски встретить очередную годовщину, толкает на противостояние.

Ходят слухи о сокровищах последней царской семьи, хранящихся за рубежом, которые оцениваются в десятки миллиардов долларов. Только в банках Лондонского Сити состояние Романовых, по мнению некоторых экспертов, сегодня составляет 800 миллионов долларов. Их не прочь получить нынешнее правительство России. А для этого, говорят, необходимо официальное признание государства преемником Российской империи, а значит, и семьи Романовых.

Нельзя также не обратить внимание на попытки целенаправленного внедрения в сознание людей идеи реставрации в России монархии, которую периодически забрасывают из-за кремлевской стены в массы. Хорошим тоном для современных политиков стало быть в дружбе с членами Дома Романовых.

Политики умело, задабривая личным вниманием и таможенными льготами, используют близость с РПЦ как показатель своей моральной и духовной чистоты.

Это стало возможным из-за организационной и политической слабости церкви. Но дружеское сосуществование видно лишь на уровне епископата. Такой солидарности нет среди 18000 приходов РПЦ, большинство священников явно не на стороне нынешней власти.

При любом решении церковного священноначалия правительство осталось бы в плюсе. Если бы руководство РПЦ дрогнуло под напором государственной машины и согласилось признать «екатеринбургские останки» подлинными, то правительство получило бы сильный аргумент давления из-за страха церкви признать ошибку при почитании лжемощей. Не получив благословения на погребение, но тем не менее решив их похоронить, правительство лишь подчеркнуло первенство светской власти, на действия которой не могут влиять члены Священного Синода. После того как Б. Ельцин решил не участвовать без Патриарха в церемонии погребения, уровень задуманного мероприятия заметно снизился, но церемония не потеряла главного смысла — национального примирения и покаяния.

Признать ли непризнанное?

В последнее время РПЦ добавила в свой общественный имидж некоторую агрессивность. Вспомним споры по Закону «О свободе совести», акции протеста против демонстрации фильма Скорцезе, борьбу с непристойной рекламой, публичное сожжение книг в Екатеринбурге, внутренние разборки со священниками-вольнодумцами… Все это говорит об активизации ее консервативного крыла, что у людей, далеких от исполнения молитвенного правила, вызывает некоторую растерянность и неприятие. Особый штрих в общественный облик церкви внесла ее непримиримая позиция в решении судьбы останков, обнаруженных под Екатеринбургом.

Светская власть, которая заинтересована в осуществлении своего сценария захоронения, оказывала постоянное давление на РПЦ. Состоялись неоднократные встречи президента Б. Ельцина и Патриарха Алексия II, было письмо премьера С. Кириенко, уговоры Б. Немцова. Такой прессинг привел к прямо противоположным результатам. Священный Синод 9 июня проигнорировал все просьбы и посчитал невозможным участие в церемонии захоронения «екатеринбургских останков» Патриарха или иного иерарха. Чтобы несколько подсластить пилюлю, благословили в ознаменование 80-летия со дня мученической кончины царской семьи 17 июля во всех храмах РПЦ провести панихиды об упокоении душ убиенных царя Николая II, его супруги царицы Александры Федоровны, их чад и верных слуг, а также всех «умученных и убиенных в годы богоборчества».

Представители церкви утверждают, что выводы комиссии нельзя принять с абсолютной достоверностью, «так как известно: то, что сегодня в науке считается современным, точным и надежным, завтра может оказаться устаревшим, неточным и ошибочным». Священный Синод не опроверг, но и не признал достоверным заключение экспертов о безусловной принадлежности «екатеринбургских останков» (новый церковный термин) царской семье. Всю научную и историческую ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы Синод полностью возложил на Республиканский центр судебномедицинских исследований. А останки Синод предложил захоронить в символической могиле-памятнике.

В решении, принятом высшим церковным руководством, видно стремление избежать действий, которые «могут внести смуту и разделение в обществе, нельзя дать повода для столкновения Церкви и государства». Воплотив в жизнь постулат «как бы чего не вышло», церковь попыталась уйти от обвинений в политиканстве или монархизме. Иное решение всей полнотой Церкви было бы расценено как политический реверанс власти и однозначно привело бы к обострению внутреннего противостояния. Члены Синода понимают, что могут принять решение, которое никто не будет исполнять. Ведь при всем внешнем благолепии современной жизни русского православия — восстановление храмов, открытие монастырей, полная свобода христианского служения — РПЦ постоянно живет под страхом раскола. Эта древняя православная традиция получила свое продолжение на рубеже 90-х годов. Украина и Эстония, переход части приходов РПЦ под юрисдикцию Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) — все это вынуждает иерархов стараться не провоцировать развитие этой тенденции. А стремление вынудить РПЦ признать останки царскими расценивается так же, как заговор воинствующих безбожников, которые поставили себе цель расколоть церковь.

В Московской патриархии говорят о получаемых письмах и телеграммах с просьбами не признавать «екатеринбургские останки» за царские. Эти призывы публикуют патриотические, православные и националистические издания. Правда, это скорее не просьбы, а угрозы. Общероссийское общественное движение «Россия Православная», Всероссийский монархический центр, Союз «Христианское возрождение», общество «Радонеж», Общественная комиссия по расследованию убийства Государя, Христианский патриотический союз, Царскосельский Романовский фонд, Фонд ревнителей памяти государя-Императора, Комитет по защите Святых Мощей и Царственных Мучеников (есть и такой), и т. д. — все они, объединенные одним общим названием «Православная общественность», протестуют.

«Перезахоронение екатеринбургских останков в императорской усыпальнице, — говорится в Обращении Православной общественности к Синоду, – будет воспринято мирянами как создание псевдомощей, святотатство и глумление над светлой памятью Царственных Страстотерпцев».

От имени «православно-патриотической общественности» бывший пресс-секретарь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Константин Душенов, заявляет, что «власти организуют театральное действо и рассматривают духовенство как актеров. А отказ архиереев от участия в церемонии говорит о наличии воли у Синода противостоять неправде, но тем не менее половинчатое решение Синода создает соблазн для многих».

Монахи Валаамского монастыря обратились к Патриарху с призывом. Признание останков «посеет смуту и недоверие в нашей и без того измученной раздорами матери церкви, приведет к непредсказуемым по своим последствиям результатам». (Для справки: Валаамский монастырь — ставропигиальный, т. е. находится в прямом подчинении Патриарха. Получается, что Его Святейшество угрожает сам себе.).

Православные москвичи заявили: «Это деяние вызывает глубокий протест среди христиан, и мы оставляем за собой право предпринять любые адекватные действия по недопущению святотатственных «похорон».

Поэтому понятно, что заставило архиепископа Солнечногорского Сергия утверждать: «Мы с уважением относимся к заключению экспертов и комиссии, но к нам поступает очень много сообщений с мест, в которых «екатеринбургские останки» не признаются царскими. Церковь не может взять на себя ответственность признать безусловным решение госкомиссии об их принадлежности царской семье. (…) Заняв же ту или иную позицию, Церковь могла бы расколоть общество, именно общество, а не Церковь».

Таким образом, пока среди мирян и священников не настанет полного единства в мнении об истинности обнаруженных под Екатеринбургом останков, руководство РПЦ свое отношение по этому вопросу не сможет высказать. И эксперты тут не помогут.

В вопросе с останками РПЦ полностью солидарна со своим постоянным оппонентом РПЦЗ, что может послужить первым шагом к их объединению. Несмотря на официальное противостояние двух церквей, некая часть РПЦ считает Зарубежную церковь также благодатной. Звучат утверждения, что «Воля Божия уже явлена нам в передаче ей останков царя», которые РПЦЗ успела не только заочно отпеть 17 июля 1968 года, но и канонизировать в 1981 году.

Одной из причин, толкнувших РПЦ на противостояние с властью, может быть и ее стремление показать зубки, учитывая заинтересованность в ней большой политики в преддверии выборов. Не следует забывать, что компромат на РПЦ, которая несколько лет подкармливалась таможенными льготами, был предан гласности именно госаппаратом. Вместе с Национальным Фондом спорта и Ассоциацией ветеранов Афганистана РПЦ была третьей крупной структурой, через которую осуществлялся бестаможенный ввоз в страну товаров.

Готовы ли иерархи, которые выросли и сделали карьеру в условиях советского строя, однозначно осудить руководителей большевиков, ответственных за смерть православного царя. Своей позицией они выказывают недоверие президенту и правительству, не исключая возвращения к власти коммунистов. Ведь при канонизации Николая Романова, убийцы святого автоматически становятся пособниками сатаны. Как же тогда благословлять на правление президента-коммуниста? Коммунисты запомнят анафему РПЦ и не оставят без последствий. На такой вывод толкают и взрывы памятника в селе Тайнинском и часовни на месте расстрела.

Царскую семью почитают не только в России, но и в русском Зарубежье, в Сербской и Болгарской православных церквах. Решение о причисление царя к лику святых будет принимать Поместный собор РПЦ в 2000 году. Тогда вопрос о мощах встанет вновь.

Причисление к лику святых — это признание церкви, после того как почитание святого уже прочно закрепилось. Возможно, будет использована формулировка: «честные останки, их же местонахождение неизвестно, считать святыми мощами”.

Люди, знающие историю, помнят, что на протяжении десяти лет Николай II не соглашался на проведение Поместного собора и восстановление патриаршества.

Благодаря проводимой им политике Россия была ввергнута в страшную трагедию, а в своем отречении от престола он даже не упоминает о церкви, главой которой считался.

Сторонники канонизации, в свою очередь, считают, что Николай II — Царь земной, как помазанник Божий, уподобившись Христу, добровольно пошел на смерть. Как Сын Божий предал себя в руки палачей, так и Николай предал в себя в их руки за грехи русского народа. Этой добровольной жертвой Царственные мученики искупили грехи России и спасли ее от полного уничтожения.

Если признать подлинность останков, церковь должна будет почитать их как святые мощи, которые выставляют для поклонения, но не захоранивают, которые, в первую очередь, прославляются чудесами и знамениями. Однако за 7 лет ничего подобного не произошло. Да и в истории церкви еще не было святых останков, которых какая-либо часть паствы не признавала бы мощами.

Церковь, испытывая верность верующих, ставит сегодня каждого перед выбором: безропотно принять решение священноначалия и не признавать будущее захоронение в Санкт-Петербурге царским или прислушаться к своему разуму и согласиться с результатами 22 экспертиз. В этом случае мы впадаем в грех непослушания, что должно стать темой исповеди. Понятно, что извечный спор науки и веры никогда не может быть разрешен. Верующему не нужны доказательства и вещдоки, ему нет необходимости видеть Христа, чтобы жить по его заветам.

19 залпами салюта в 12 часов 17 июля завершится церемония захоронения семьи последнего русского царя. Может быть, после этого стихнут споры, и наступит мир в наших сердцах. Наука же не стоит на месте, появляются новые методы исследования, специалисты продолжат работу, им переданы частицы останков, но не для того, чтобы еще раз подтвердить идентификацию, а для того, чтобы снять сомнения некоторых оппонентов. Процесс этот продлится еще долго.

Ритуальное убийство, отрезанные головы, заговор НКВД…

Коммунисты врали на протяжении 70 лет. Можно ли сегодня верить в придуманную ими историю? Все фантазии и слухи нанизываются на некую историческую нить действительно происшедших событий, начавшихся в июле 1918 года.

Расхождения с официальной версией идут с момента расстрела. Известно, что это совершено по решению Уралсовета. Но еще интереснее: кое-кто уверяет: это было ритуальное убийство, воплощение давних мечтаний евреев Янкеля Юровского и Исаака Голощекина (партийная кличка Филипп) (еврейская линия замыкается на С. Кириенко и Б.Немцове). Не важно, что ритуальных убийств в иудаизме нет — важно, что русского царя убил не столько коммунист, сколько еврей.

Далее в ход идет заключение колчаковского следователя Н. Соколова, который сделал вывод, что все тела сожгли, так как у Юровского было 40 пудов керосина и 150 литров серной кислоты. На двух кострищах в районе Ганиной Ямы он нашел: обгорелые части костей и кожи, отрубленный палец, вставную челюсть доктора Е. Боткина, комки глины, пропитанные жиром от сожженных тел, множество обугленных предметов туалета. Все это вместе с окровавленными кусками стен и пола Ипатьевского дома Соколов (всего около 82 фрагментов) собрал в синюю сафьяновую шкатулку из-под драгоценностей царицы. Реликвия попала в Харбин, а оттуда в Париж. В 1922 году через бывшего царского посла во Франции Гирса их передали Зарубежной Церкви. При закладке храма в Брюсселе в 1936 году святыня была тайно замурована в его алтарной части. Будучи в сане архимандрита, храм в 1950 году освятил нынешний предстоятель РПЦЗ Виталий.

Настоятель брюссельского храма святого Иова Многострадального протоиерей Николай Семенов на вопросы старшего прокурора-криминалиста В. Соловьева о спрятанных в храме останках только пожимал плечами.

Но на предложение вскрыть стену и добраться до святыни, заявил, что «об этом не может быть и речи». Староста прихода графиня М. Апраксина также заявила, что ей ничего неизвестно об останках императора. Однако 87-летний глава РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Виталий не устает повторять: «Подлинные мощи царственных мучеников покоятся в брюссельском храме. Но мы знаем, что прах, находящийся в распоряжении комиссии, это лжеостанки, и потому нашим ответом (на просьбу Ю. Ярова предоставить частицы мощей для экспертизы) был отказ». Этого утверждения для православных России достаточно, чтобы не признавать результаты проведенного расследования. Психология верующего человека: Бог не мог ошибиться, отдав мощи Зарубежной церкви.

В развитие этой версии ложится легенда о том, что при убийстве произошло отчленение голов, которые увез в Москву военный комиссар И. Голощекин. Он ехал в отдельном вагоне, прихватив с собой три тяжелых ящика (якобы образцы снарядов для путиловского завода). В Москве он отвез их домой к Свердлову. Далее следует жуткая история из воспоминаний секретаря Куйбышева о том, что Ленин рассматривал заспиртованную голову Николая II у себя кабинете.

Ходят также слухи и о том, что в 1946 году НКВД проводил некое следствие в районе старой Коптяковской дороги. Кто-то даже видел 16 томов дела, цель которого — создание фальшивого захоронения. По одному варианту чекисты расстреляли 9 человек, похожих на царя и его окружение, по второму — закопали головы «из пробирки» и кости из захоронений царской фамилии в Петропавловской крепости. Спустя 30 лет первый секретарь обкома Б. Ельцин взрывает дом Ипатьева, и буквально через год Г. Рябов по наводке «тайного монархиста» — главы МВД СССР Н. Щелокова — находит записку Я. Юровского, на которую, в первую очередь, опирается нынешнее следствие. Есть мнение, что ее сочинил историк М. Покровский, назначенный лично Лениным творить историю новой России.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.