Недавно группа православных людей собралась с интернете и занялась чрезвычайно интересным делом: стала писать тексты новых анафематизмов, дабы отделить еретиков от верных. Занимаются этим здесь, и сразу оговорюсь — я веду речь не обо всех упоминаемых там постулатах.
Анафемы эти авторы готовы предложить священноначалию для провозглашения.
Предположим, что священноначалие согласилось и новые анафемы провозглашены.
Само по себе занятие это для Церкви не ново, верующие отделяют неправо верующих от верующих истинно с апостольских времён, и ничего революционного в этой попытке нет. Вся ранняя история Церкви — это история выработки Символа Веры, отделения правых мнений от неправых, Божественного учения от человеческих мнений.
В ситуации, когда некто верит в нечто, Церковью неутверждённое, но проповедует его как утверждённое, возникает опасность потерять нить подлинного Благовестия, а потому не лишним бывает напомнить — в чём же состоит Евангелие. Кажется, именно для такого напоминания и включён Символ Веры в текст Литургии, да и в утреннем правиле он тоже появился отнюдь не случайно.
Что-то вроде таблички «Бог Есть» на главной площади забывающего всё Макондо.
То есть, повторю, в самой идее ничего особенно оригинального нет. Но вот форма её воплощения вызывает у меня некоторые вопросы. Прежде чем их задать, я хотел бы сделать пару ремарок, дабы не быть превратно понятым.
Первое. Я лично не знаком, вроде бы, ни с кем из тех людей, которые пишут эти новые анафематизмы, и не испытываю по отношению к ним никаких чувств, кроме, разве что, искреннего уважения к их трудолюбию и стремлению к праведности. К их личностям я честно равнодушен, ибо для меня они пока что — ники в интернете, не более того.
Второе. Я действительно задаю вопросы, на которые не знаю ответов. И я действительно хочу получить ответы — по возможности понятные мне. У меня нет задачи доказать, что вопрошаемые мною в чем-то неправы — если бы я так думал, я бы вопросов не задавал.
Анафема — дело чрезвычайно ответственное. Требующее очень большого дерзновения ко Господу. Не зря писалось на соборных документах — «Изволилось Духу Святому и нам [участникам Собора]». Анафема — это слова о самом важном, что может касаться человека, о его Спасении.
Анафема есть свидетельство, что некий человек от Церкви отпал и Царства Божьего не наследует, пока не изменит нечто в своём образе мыслей или действий — иначе нет смысла её провозглашать. И произносящий анафему должен понимать, что он сообщает её адресату:
«Если ты, человек, который говорит такие-то вещи, не изменишь своего мнения по данному вопросу, то ты не войдёшь в Царство Божие».
При чтении «новых анафематизмов» мне бросились в глаза две вещи. Во-первых, их тексты действительно весьма сложны, особенно для человека от богословской проблематики далекого. Ну вот это вот:
«Кто иначе, чем по примышлению, дерзает называть Христа неведущим по человеческому уму, чем неминуемо вводит разделение Его естеств, уничтожая ипостасное единение Его природ, ибо хотя Христос воспринял естество, не обладавшее ведением и рабское, поскольку естество человеческое в отношении к сотворившему его Богу является рабским и не обладает знанием будущего, по причине тождества ипостаси и неразрывного соединения естеств с самого момента зачатия от Девы и Духа, душа Господа всецело обогатилась ведением будущего, как и остальными божественными знамениями, всякою мудростью и благодатью»
Сколько раз это надо прочитать, чтобы хотя бы понять, какую, собственно, мысль пытается донести автор? И сколько книг надо иметь в умственном багаже, дабы понять её правильно?
Огромное большинство верующих в России процитированный выше абзац просто не поймёт. А любое его толкование на более простом языке лишает его точного богословского смысла, а потому не годится в качестве догматической формулы. И если зайти в любой храм и спросить его прихожан после воскресной Литургии, что какого мнения они придерживаются по данному вопросу, считают ли они Христа «неведущим по человеческому уму», очень многие ответят, что считают именно так.
Но если они заблуждаются, находясь в ереси, то они находятся под анафемой и — если следовать логике «еретики не могут войти в Царство Небесное» — только что на воскресной Литургии бесполезно причащались, ибо всё равно осуждены аду. Получается, что для Спасения им — помимо прочего — всем без исключения необходимо получить изрядное богословское образование, дабы предложенные формулы не только повторить, но и правильно понять.
Потому что механическое повторение, при неправильном понимании — всё равно что механическая молитва без сердечного движения. Или даже жёстче — если эти богословские формулы довольно повторять, не понимая и не принимая их сердцем, и этого довольно для пребывания в Церкви-то не делает ли это догматы подобием магических заклинаний, в которых правильные формулировки важнее сердечного расположения того, кто их произносит?
Правильно ли я понял, что, с точки зрения авторов, не войдут в Царство Божие те, кто неправильно понимает ряд сложных богословских формул, а также те, кто не в курсе существования такого рода богословских проблем?
Но если я понял неправильно, то я хотел бы уточнить ряд моментов
— если поднимаемые в анафематизмах вопросы столь важны для Спасения, что их неправильное толкование ставит человека вне Царства Божьего, то как могут спастись те, кто об этих вопросах не осведомлён, кто к ним равнодушен или же по нехватке образования их не понимает?
— или же данные вопросы всё же неважны — но тогда из-за чего весь сыр-бор?
Во-вторых, меня сильно смутила исключительная мелочность и непрактичность поднимаемых в большинстве анафематизмов вопросов.
Объясните мне, пожалуйста — неужели вхождение человека в Царство Небесное зависит именно от того, физиологически или аллегорически он понимает непорочное зачатие? Или — какое практическое значение для христианской жизни имеет вопрос вознесения тела Богоматери? Это точно тот критерий, по которому люди входят или не входят в Царство Небесное?
Или даже так — если завтра мы с уверенностью в 200 процентов от Господа непосредственно узнаем, что предлагаемые новые анафематизмы ложны, что в непереведённых или до поры неизвестных, к примеру, трудах Отцов содержатся иные точки зрения — что изменится в Вашей жизни? Что Вы начнёте иначе делать? К кому будете иначе относиться — не по принципу прав/неправ, а кого Вы станете больше или меньше любить? Вы начнёте как-то принципиально иначе молиться, иначе действовать? И если да, то в каких вопросах?
Поверьте, я не от праздного любопытства спрашиваю. Просто если я соглашусь с Вами, я, таким образом, должен буду многим людям, большинство из которых зримо нравственнее, праведнее, молитвеннее, чем я, заявить, что я лучше, чем они, знаю путь в Царство Небесное, ибо в отличие от них — не нахожусь под анафемой.