В конце апреля 2013 года на церемонии награждения победителей шестой республиканской общественной премии «Якутянин года‑2012», которые выбирались путем интернет-голосования, были оглашены имена обладателя Гран-при и шести лауреатов, среди которых выдающиеся спортсмены Евгения Колодко и Владимир Балынец, заведующая сектором научной библиотеки СВФУ им. М. К. Аммосова Екатерина Оленова, которая спасла от пьяного хулигана ученика городской гимназии, 13‑летний певец Дима Потапов, Егор Жирков, открывший «окно» в новые технологии организацией производства на основе базальтоволокна, сунтарский строитель Станислав Александров, который вместе с супругой, врачом Клавдией Климовной оказал первую помощь 16 пострадавшим в тяжелейшей аварии, и ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз). Сегодня он гость нашей редакции.
— Каждый лауреат премии «Якутянин года» совершил если не подвиг, то героический поступок, в том числе и по преодолению себя, собственных сил и возможностей, страхов. Как вы думаете, почему выбор якутян пал на вас?
— Думаю, что в моем случае это не личная заслуга, а то послушание, которое я выполняю. Те, кто голосовал за меня, делали это потому, что я человек церкви, который по приглашению владыки Романа и по назначению Святейшего Патриарха возглавил Якутскую духовную семинарию. Было много интересных людей, в том числе и церковных, которые приложили много усилий, чтобы Якутская духовная семинария состоялась, я же просто пожал их труды. Так что награда принадлежит всем тем, кто материально, своим творчеством, своими усилиями сделал это. Моя заслуга только в том, что я согласился приехать и выполняю свое послушание, как владыка считает, с положительными результатами.
— Но согласитесь, такая оценка людей очень приятна.
— Это очень приятно и лестно — стать «Якутянином года». Но еще раз повторю, что это еще один результат возрождения церкви, того, что наше общество нашло церкви место в жизни.
— А вы сами за кого голосовали?
— Я случайно узнал об этом голосовании, мне пришла SMSка: «Зайди на этот сайт». Зашел и получил «инфаркт». Конечно, начал искать «виновного». Потом стал просматривать биографии претендентов. В Якутии очень часто люди спасают друг друга. Наши природные условия заставляют быть внимательными к окружающим людям, помогать в тяжелых ситуациях. В жизни есть много героев, которые просто оказались вне зоны внимания.
Что касается нынешних номинантов, то когда кто-то спасает 16 человек — это безусловный героизм. Я восхищен подвигом библиотекаря СВФУ. Мы же все боимся хулиганов, а она рискнула и заступилась за парня. Или наши паралимпийцы. Что касается голосования, то я рассуждал как сын. Больше всех меня поразила семидесятилетняя жительница Нерюнгри. Моя мама чуть моложе, и она все время пытается всерьез уйти на пенсию, старается не социализироваться. Есть огородик, внуки, что еще? А эта женщина в 70 лет сдала ЕГЭ и пошла учиться. Это экстраординарный поступок и еще раз показывает, на что способно поколение наших родителей. А еще это добрый щелчок по носу нашей молодежи. Я ею восхищен, поэтому голосовал за нее.
— Отец Андрей, узнали, кто включил вас в список для голосования?
— Мне открыли на церемонии, что епископ Якутский и Ленский Роман предложил мою кандидатуру. Причем он до последней минуты сохранял инкогнито.
— А как ваши студенты отнеслись к тому, что их ректор стал «Якутянином года»? Не помешало это учебному процессу?
— Я знаю, что студенты семинарии активно голосовали, волновались. И всегда утром, когда я с ними встречался, говорили: «Батюшка, у нас такое-то количество голосов». Что касается учебы, то это не могло повлиять на учебный процесс. Думаю, им было приятно, хотя, на мой взгляд, на них большее влияние производит приход сверстников из вузов и ССУЗов. Тогда они преображаются, становятся взрослее, ответственнее, более усердно грызут гранит науки. Сверстники побуждают их знать больше.
— Вы сотрудничаете со светскими учебными заведениями?
— Конечно, с некоторыми вузами подписаны соглашения, проходят регулярные совместные мероприятия, к нам часто приходят экскурсии. И мы в последнее время доверяем их проводить студентам, потому что ровесникам легче найти общий язык.
— Этот год для Якутской духовной семинарии юбилейный.
— Да, нам 155 лет. Это старейшее высшее профессиональное учебное заведение Якутии. Собственно, все высшие профессиональные учебные заведения взяли начало от нас. Духовное образование всегда приходило раньше светского, выпускники поступали на государственную службу и становились своего рода первооткрывателями. Можно взять любую отрасль знаний и посмотреть, кто в Якутии стоял в начале. 80 процентов из них — люди, учившиеся в духовном учебном заведении.
И сегодня пастырское образование здесь получают ребята из разных уголков республики, в том числе представители коренных народов Севера, при этом будущие священники ориентированы на то, чтобы совершать службы на якутском языке.
— Чем ваши студенты отличаются от светских?
— Если бы я заметил, что студент семинарии отличается от светского, я не имею в виду разгильдяев, то начал бы переживать. Просто студент семинарии — это человек, который потенциально ведет здоровый образ жизни и постоянно на профессиональном уровне занимается становлением себя как духовной личности, находится в координатах вечных христианских ценностей.
— А бывают нарушения?
— Конечно. Разница в том, что человек духовный осознает свою ошибку и пытается ее исправить.
— Тем не менее у ваших студентов достаточно большой круг ограничений.
— Только одно. Искренняя вера в господа Христа. Человек должен веровать, что господь Иисус Христос есть Бог, который пришел в этот мир ради нашего спасения, прожил нашей жизнью, дошел до пределов страданий, распятия, умер за наши грехи, воскрес и снова идет к нам, чтобы среди людей окончательно утвердилось Царствие Христово. Наш студент должен веровать в это, но еще апостол Павел сказал, что вера делает человека совершенно свободным. Семинаристу можно все: носить джинсы, слушать музыку, есть что угодно, лишь бы не потерять эту веру.
— А как же пост?
— Если может поститься, он постится.
— А если нет?
— Все равно постится, потому что мы живем в обществе, повар готовит всем одинаково, едим из одного котла. А потом это же стыдно. Тебе, конечно, никто не скажет, что ты съел мясо, просто будут сочувствовать как немощному, оберегать, оказывать доброе внимание.
— Думаю, местным ребятам, особенно сельским, воспитанным на мясе и сметане, трудно приходится?
— Как раз нет. Я работал в южных духовных учреждениях и могу сказать, что цельность якутян более прочная. Они более последовательны. Если верят, то верят.
— Мы с вами встречаемся в праздничные пасхальные дни. Почему в православии это более почитаемый праздник, чем Рождество?
— Пасха — Светлое Христово Воскресение — кардинальный день человеческой истории. Рождество очень важно, но оно важно Пасхой, победой над смертью. Она в этот день наполнилась жизнью. Это христианская победа, и всякий верующий в Христа становится не только свидетелем, но и носителем этой победы. Христос просто растерзал узы смерти, задал новый вектор бесконечной жизни. Поэтому следующая за Пасхой седмица — радования. Даже человек номинально верующий испытывает радость, потому что душу не обманешь. Она создана творцом, знает своего творца и ликует вместе с ним. Потому праздник Пасха по-особенному светел и волнителен. Не зря он называется Праздником Света. Ликование, радость души поселяет рай. Душа живет в новом измерении.
Возьмем апостолов. Господь часто ходил с ними на гору, вместе молился, а в день преображения перед своими страданиями он еще раз показал апостолам, что пришел в этот мир, чтобы их спасти. Они же говорили, как им здесь хорошо, хотели поселиться на этом месте. Рядом с Господом они почувствовали радость, совершенство и не хотели от этого отлучаться. То же происходит и с нами на Пасху. Мы ощущаем радостное присутствие Бога.
— Студенты помогают во время служб?
— Они вообще большие помощники. Любую службу епископа сопровождают семинаристы. Помогать архиерею при богослужении — большая честь. Для семинаристов это радость. Наши ребята сознательно выбирали этот путь, и они рады любому послушанию. Ведь прежде всего это духовный опыт. Мы хоть и стоим в храме телами, но душою предстоим у Престола Божия и говорим: «Господи, прости нас или дай нам».
— Когда будет первый выпуск семинарии?
— Мы же преемствовали училищу, сюда вслед за владыкой приехали четверокурсники, мы зачислили их на пятый курс и в прошлом году выпустили двух студентов. Оба поступили в духовную академию.
— А вернутся в Якутию?
— Они поступили заочно и оба служат здесь: один в Нерюнгри, другой — в Томмоте. В этом году у нас семь выпускников. Им еще предстоят экзамены, дипломы. Служение Богу и людям.
Автор: Колбасина Марина