Игумен Ефрем: аборты и духовный закон
7 июля 2011 года в Москве прошел II Международный фестиваль социальных технологий «ЗА ЖИЗНЬ – 2011». На организационном совещании «Практические аспекты организации епархиальных центров защиты материнства» под председательством епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона прозвучало Слово игумена святой великой обители Ватопед Святой Горы Афон архимандрита Ефрема об абортах.
Аборт – это один из видов убийств, который совершается во всем мире обычно без всякого чувства вины. Это широко распространенная медицинская практика, которая поддерживается многими правительствами и правительственными организациями. Число не рожденных детей убиваемых во чревах своих же матерей по всему миру превышает 50 миллионов в год. Столько убийств не было за все мировые войны. В Греции каждый год совершается по 300 тысяч абортов, из которых 50 тысяч делают девушки до 18 лет. Надеюсь, что в Российской стране дела обстоят лучше. Во всяком случае, нас на Святой Горе этот вопрос волнует и беспокоит.
Обмирщенная культура сегодняшнего мира не видит и не признает никакого зла в абортах. Современный постмодернистский человек с большой легкостью и без чувства вины пользуется абортом. Новая этика, которая подчеркивается в современной культуре, — это биоэтика глобализации. Это та самая безнравственная нравственность, которая основывается на корысти, внешнем благополучии, рационализме и законе буквализма, и которая диаметрально противоположна христианской этике. Даже термины в этой этике используются так, чтобы скрыть действительность и ввести человека в заблуждение. Например, для аборта усвоен термин – искусственное прерывание беременности, чтобы человек думал, что здесь речь о чем-то очень легком, будто нажимаем кнопку и выключаем свет. В наши дни с прогрессом биомедицинских наук, улучшением в области биотехнологий и расшифровкой генетического кода появились большие возможности для всего, что касается деторождения.
Так неужели кто-то полагает, что половой и противозачаточный контроль, возможность выбора пола и видоизменение эмбриона зачастую не ведут к аборту? Никаких оправданий здесь не может быть. Человеку, который живет в сладострастии, невоздержанном себялюбии, у которого поврежден ум от греха и страстей – все позволяется. Но на пользу ли ему это все?
Так говорит и апостол: «Все мне позволительно, но не все полезно». У человека вечное измерение. У него есть по благодати бессмертие бога, поэтому все, что он делает в этой жизни, имеет отклик в будущей – или в вечную погибель или в вечную жизнь.
Наша Церковь и все святые отцы говорят, что с момента оплодотворения уже существует полноценный человек. С момента зачатия существует целый и полноценный человек как психосоматическое, т.е. душе-телесное существо. Зачатие человека считается продолжением сотворения Богом первого человека. Это созидательное действие согласно православному учению продолжается в каждом зачатии человека, конечно же, Божией благодатию и содействием родителей. Из этого становится ясным то, что эмбрион не есть часть материнского тела, как например опухоль, которая органически принадлежит телу и может быть удалена, для того, чтобы исцелиться.
Эмбрион, а лучше сказать человек, гостит в теле матери благодатию Божией – целая жизнь в другой жизни! Само собой разумеется, что никто не имеет право, даже сама мать, лишить жизни другого, иными словами совершить убийство. Православная Церковь никогда не позволяла делать аборты, а считала это смертельным грехом. Для того, чтобы получить прощение этого греха, человек обязательно должен в нем исповедоваться и понести соответствующую епитимию. Уже с апостольских времен аборт причисляется к серьезным грехам. В учении апостолов «Дидахи» читаем: «Не убивай, не прелюбодействуй, не будь мужеложником, не будь блудником, не кради, не волхвуй, не умерщвляй дитяти в зародыше и рожденного не убивай».
И за то, что современный человек избегает креста деторождения или многочадия, что является великим Божиим благословением, приходит крест бездетности. Поэтому очень многие пары, которые для решения проблемы бездетности прибегают к искусственному вмешательству в процесс чадорождения, что ошибочно, вводя в заблуждение, называют вспомогательным родовспоможением, сталкиваются с многосложными безвыходными этическими дилеммами.
Мы молимся, да просветит Господь всех людей на земли, да поймут, что аборт равносилен убийству, что абортов необходимо избегать во что бы то ни стало.
Игумен Всечестной, Священной и Великой обители Ватопед архимандрит Ефрем и со мной во Христе братия.
6 июля (23 июня ст.ст.) 2011 г., Святая Великая обитель Ватопед