Источник: Agionoros.ru
Приветственная речь игумена Священной Великой Обители Ватопед, архимандрита Ефрема при посещении обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Ваше Святейшество,
Высокопреосвященные Архиереи,
Отцы и братья,
С большой радостью и особым умилением принимаем Вас в нашей Обители. Несмотря на то, что прошло почти полтора года, ещё свежи наши воспоминания о принесении в Россию Святого Пояса, самой значительной святыни нашего Монастыря.
Честной Пояс пребывал в России в течение 40 дней. За это время реликвия посетила 15 городов, в которых многие верующие смогли поклониться святыне и получить духовное укрепление. Стечение верующих было настолько большое, что позволило считать его самым большим мирным собранием народа XX-го и XXI-го века во всем мире. Почти четыре миллиона людей приложились ко Святому Поясу и немало из них выстояли ради этого более чем 17-тичасовые очереди.
Множество чудес совершилось во время обнесения Святого Пояса. Они продолжаются и сегодня, особенно чудеса чадородия. В некоторых областях посещение святыни способствовало уменьшению демографической проблемы – статистика показывает необъяснимый подъем рождаемости.
Нам вспоминаются, Ваше Святейшество, слова, обращённые Вами к средствам массовой информации в последние дни нашего пребывания в России: «Мы стали свидетелями великой силы православного русского народа». Действительно сила Церкви велика и в наши дни, а Русская Церковь, как самая многочисленная, имеет большую силу и влияние во всем мире.
Не забыть нам и Вашу безмерную поддержку, оказанную нам в час испытания, за которую мы Вам благодарны.
Связь нашей Обители с Россией, установившаяся благодаря принесению Честного Пояса и укреплённая Вашим сегодняшним визитом в наш Монастырь, даёт нам повод вспомнить прежние исторические отношения Ватопеда и России.
Во времена турецкого владычества, Россия неоднократно помогала Ватопедской Обители и всей Святой Горе, находящимся в духовной юрисдикции Всечестной нашей Вселенской Патриархии. Этому способствовало пребывание в пределах российской державы как преподобного Максима Грека, ватопедского монаха, в XVI-м веке, так и других ученых отцов-святогорцев в разные годы.
Преподобный Максим Грек, выдающийся учёный и добродетельный святогорский монах, прибыл в Россию по приглашению Великого Государя Василия III и московского митрополита Варлаама и, прежде всего, по благословению Вселенской Патриархии, чтобы продолжить переводческую деятельность, начатую святыми Кириллом и Мефодием, став тем самым одним из просветителей русского народа.
В архиве нашего Монастыря хранится славянская рукопись бесед святителя Иоанна Златоуста в переводе святого Максима Грека, написанная его учеником Сильваном в Троице-Сергиевой Лавре в 1524 г. Также хранится икона Божией Матери, которую великий государь Василий III даровал монаху Неофиту, проигумену Ватопедской Обители, сопровождавшему преподобного Максима в Россию в 1517 г.
В XVII-м веке, во время одного из путешествий по Руси, в г. Харькове почил о Господе бывший Вселенский Патриарх, первый ктитор ватопедской келлии святого Антония, впоследствии Андреевского Скита, святой Афанасий Пателлар. Его нетленные святые мощи по сей день освящают и укрепляют своим присутствием русский народ.
В 1771 г., после неудачной попытки греческого восстания под руководством русского адмирала Орлова, во избежание турецкого преследования, в Россию приезжает Серафим II, бывший Вселенский Патриарх и второй ктитор вышеупомянутой келлии святого Антония. Патриарх удостоился личного признания и покровительства императрицы Елизаветы. Почил он на русской земле около 1776 г.
В 80-х годах XVIII-го столетия схоларх известной Афониадской Академии Евгений Вулгарис, после своего ухода из училища, приезжает в Россию вместе со своим учеником Никифором Феотоки. Здесь, пользуясь благосклонностью императрицы Екатерины II, они продолжают свою богословскую деятельность. Впоследствии, оба учёных мужа избираются митрополитами Херсона. В ризнице Обители хранится омофор Никифора Феотоки, дар Екатерины II.
В XVIII-м веке святитель Игнатий Ватопедский, епископ и основатель города Мариуполя, вместе со своей паствой переселяется из турецкого Крыма в Российскую Империю, чтобы спастись от тяжестей турецкого рабства. По прошествии многих лет, прожитых на новой родине в заботах о своей пастве, он почил о Господе, оставив свои святые мощи во освящение русскому народу.
В 1826 г. царь Александр I награждает епископа Иринупольского и Ватопедского Григория, экзарха подворий Обители на подвластных России территориях Бессарабии, за благотворительную и духовную деятельность во благо местных верующих.
С 1890 по 1932 гг. в Москве проживают в статусе игуменов Патриаршего подворья преподобного Сергия, ученые и добродетельные иеромонахи Иаков Димопулос и его племянник Василий, чада и воспитанники монастыря Ватопед. Отец Иаков удостоился особой благосклонности последнего русского царя Николая II. Как представитель Вселенской Патриархии, он присутствовал на интронизации императора.
В ризнице Монастыря хранится золотой наперсный крест с подписью царя Николая II, также вышитые золотом 4 священнических и 3 диаконских облачении, подаренные российским самодержцем ватопедскому проигумену Иакову Димопулосу, в день своей интронизации и свадьбы.
В нартексе соборного храма Монастыря хранятся выносные иконы Христа и Богородицы – дар Царя Петра I Великого в 1690 г.
Среди многих русских облачений, хранящихся в нашей ризнице, достойны внимания епитрахиль, подаренная царём Феодором Ивановичем в 1585 г. и вышитые золотом хоругви, подаренные императрицей Екатериной II.
Наша Обитель сохранила большое количество, около полутора тысяч, русских икон, письма XVI-го и более поздних веков. Это собрание считается самой большой коллекцией русских икон вне российских пределов, что свидетельствует о духовной связи России с Ватопедским Монастырем.
Многие серебряные сосуды и мощевики Обители были произведены в Москве, иждивением греческих или русских благодетелей, как, например: а) ковчег Святого Пояса 1818 г.; б) боковые паникадила (полиелеи), дар жителей острова Санторин, 1830 г.; в) позолоченные оклады иконостаса Собора 1857 г., созданные под наблюдением иеромонаха Феодорита Ватопедского.
В архиве Монастыря сохранились грамоты русских царей Феодора Ивановича (1632), Алексея Михайловича (1653-6), Ивана Алексеевича (1680) и Петра I Великого (1688). Это или дарственные, сообщающие о денежных пожертвованиях для покрытия разных монастырских расходов, или просьбы-разрешения о принесении святых мощей на территорию Русского государства.
Достойно внимания большое собрание русских документов XIX-го в., касающихся Свято-Андреевского Скита.
В 1842 г. Ватопедский Монастырь уступает свою келлию святого Антония русским монахам, а в 1849 г. она преобразовывается в скит, с разрешения Вселенской Патриархии, согласия Священного Кинота Святой Горы и нашей Обители, и благодаря стараниям и участию русского князя и консула России в Константинополе Андрея Муравьева.
В ризнице Обители хранятся вышитый золотом мундир Андрея Муравьева и архиерейская панагия. Оба – дары самого князя Обители: первый – после своего посещения Святой Горы, а второй – Митрополиту Адрианупольскому Григорию, жившему тогда на покое в нашем Монастыре. К слову, митрополит Григорий представлял Вселенскую Патриархию и Ватопедскую Обитель на чинопоследовании преобразования келлии в скит святого Андрея.
Безусловно, существуют и многие другие исторические свидетельства связей между нашим Монастырём и Россией. Историческое общение и единство ватопедских отцов и русского народа является фактом, о котором мы можем говорить с уверенностью.
Мы живём в те времена, когда секуляризация и обмирщённый образ жизни угрожает и влияет даже на жизнь Церкви. Ставятся под сомнение традиционные ценности, умножаются всякого рода кризисы. Настала пора необходимости единства всего Православия. Это обязательно для того, чтобы проявилось его величие, как истинного Божественного откровения и подлинного образа жизни каждого человека. В нынешнее время Православие должно показать свой истинный вселенский характер и этому, на наш взгляд, можете способствовать Вы, Ваше Святейшество, как Предстоятель самой многочисленной Православной Церкви.
Ваше Святейшество, разрешите молитвенно пожелать Вам, чтобы Ваше четырёхдневное посещение Святой Горы стало душеполезным и во всех отношениях плодотворным как для Вас самого, так и для Вашей уважаемой делегации.
Христос Воскресе!