Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по докладу «Преодоление дискриминации на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации» с призывом к политикам и другим публичным деятелям «установить отношения диалога и доверия с ЛГБТ-сообществами также посредством участия в гей-парадах», «воздержаться от гомофобских и трансфобских речей и публично осудить их». Кроме того, в документе выражена озабоченность введением законов о запрете пропаганды гомосексуализма в ряде стран-членов Совета Европы. Глава представительства Московского патриархата при Совете Европы в Страсбурге игумен Филипп (Рябых) в интервью журналистке РИА Новости Ольге Липич ответил на вопросы, в чем видит причины наделения сексменьшинств все большими правами, почему запрещается критика гомосексуализма и к чему это ведет Европу и мир в целом. Священнослужитель рассказал об отношении Русской православной церкви к людям нетрадиционной ориентации, о «виртуальности» однополых семей и утопичности модных тенденций.
— Отец Филипп, как бы вы охарактеризовали наметившуюся в Европе тенденцию легализации и одобрения пропаганды однополых союзов, усыновления ими детей — расширения прав сексменьшинств?
— Недавно были приняты законы об однополых «браках» во Франции и Великобритании. В некоторых странах введены меры против дискриминации на основе сексуальной ориентации. Несколько дней назад в Страсбурге закончилась летняя сессия ПАСЕ, на которой обсуждался давно запланированный доклад по борьбе с дискриминацией на основе сексуальной ориентации и гендерной самоидентификации. По итогам обсуждения документа была принята резолюция. В ней Ассамблея потребовала от стран-членов Совета Европы разработать законодательные меры, ввести образовательные программы и проводить политический курс по поддержке специфических прав людей, придерживающихся гомосексуальной ориентации. Этот документ поддержал 51 человек из присутствовавших на заседании 77 депутатов. А Комитету министров депутаты рекомендовали ввести эту тему как основную на всех направлениях работы Совета Европы, в том числе в программы религиозного измерения межкультурного диалога.
На наших глазах делаются попытки совершить цивилизационный переворот. Представление о человеке, основанное на естественном законе, заменяется виртуальной антропологией. Если до сих пор законодательство государства о семье и отношениях между полами опиралось на законы природы, то теперь оно поставляется на зыбкую почву человеческих предпочтений и фантазий. А что дальше? Законодательное закрепление и защита прав сторонников педофилии, зоофилии, полигамии и разных смешанных форм человеческих отношений? Но только почему это должно становиться фундаментом общественной жизни и государственной политики?
Настораживает и то, что все больше стал проявляться тоталитарный характер сил, которые навязывают изменение законодательства в области семьи, детства и отношений между полами. Перенесение вопросов пола и сексуальности из плоскости личной нравственности в плоскость государственной политики неизбежно приведет к диктату в области представлений о человеческой природе и сексуальности.
— Почему именно сейчас усиливается такая тенденция? Стоят ли за этим какие-то определенные силы с определенными целями?
— По моему мнению, скопилась критическая масса. За этой тенденцией стоят не только лобби людей нетрадиционной сексуальной ориентации, но и люди, уверовавшие в новую социальную утопию. Это новая интеллектуальная и политическая мода, как когда-то был коммунизм. Ее сторонники утверждают, что человек имеет свободу выбора в области половой самоидентификации и половой ориентации, независимо от объективных физиологических и психологических различий между мужчинами и женщинами. Сторонниками этой утопии также отвергается существование какой-либо нормы мужского и женского полов.
— По моему мнению, проблема не в том, влияет это или не влияет на увеличение в обществе числа людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Очевидно, что в обществе есть разные подходы к сексуальной морали.
Современное общество гарантирует, что каждый человек имеет право на свои взгляды в этой области, но только границы их существования должны определяться частным пространством. Конечно, не может идти речи о навязывании своей точки зрения другой части общества, особенно с помощью законов и усиленной пропаганды. Также должны преследоваться преступления на сексуальной почве, которые угрожают жизни или здоровью другого человека, особенно детей.
Например, по данным Центра по эксплуатации и он-лайн защите детей (Child Exploitation and Online Protection Centre), в 2012 году по сравнению с предыдущим годом количество фото- и видеоматериалов педофилического содержания и их пользователей возросло в два раза. Цифра материалов равна 70 тысячам, а число их пользователей достигло 8 тысяч человек.
Вообще, когда общество активно выносит вопросы сексуальности в публичную сферу и потакает реализации любого полового желания, то число преступлений и злоупотреблений на данной почве неуклонно растет. При этом не надо забывать о баснословных и легких деньгах, приносимых бизнесом, построенном на эксплуатации сексуальных чувств.
— Каковы сценарии развития наметившейся тенденции в Европе и мире, к чему она в итоге приведет? И какие перспективы у России?
— Как выразилась одна современная французская мыслительница Беатрис Бурж, «цивилизация находится в смертельной опасности». Не хочу быть еще одним пророком заката Европы, но, по-моему, происходящее может привести европейские страны либо к катастрофе, либо к глубокому обновлению. Катастрофой будет появление нового тоталитарного режима, построенного на диктате в области человеческой природы и межличностных отношений. Обновление связано с возвращением к реальным вещам и естественным понятиям в экономике, политике, культуре, семье.
Человек, имеющий гомосексуальные влечения, как и любой другой человек (кто без греха?) может исповедаться и причащаться, если он признает, что его состояние не является нормальным, и он ведет с ним борьбу. Между прочим, это касается любого греха. Если на исповедь придет человек, подверженный страсти гнева, и будет утверждать, что он не видит в ней ничего плохого и намерен ее развивать, то его опасно допускать к причастию. Между прочим, святые отцы самой страшной и опасной страстью называют гордыню. Процесс борьбы с грехом и преодоление греховного состояния может занять долгое время. Важно, чтобы человек искренне каялся и стремился к исправлению.
— Какое место в обществе, на ваш взгляд, должны занимать люди нетрадиционной ориентации? И с какими словами вы бы обратились к ним сегодня?
— Самое обычное, как и все остальные люди. Разве они сегодня не пользуются в России или других европейских странах всем комплексом гражданских прав? Зачем им нужны, какие-то специфические права и привилегии? Люди традиционной ориентации не устраивают демонстраций своей ориентации на улицах города. Зачем это делать людям с другой сексуальной ориентацией?
Дети, ради которых создаются семьи, будут все равно рождаться от женщины и мужчины, даже если клетки представителей двух полов соединят в пробирке, а рожденное дитя передадут однополой паре. Зачем тогда однополые отношения называть «семьей» и поддерживать их из государственного бюджета? Это все виртуальный мир, который входит в столкновение с реальностью, которую создал Бог и у которой есть свои законы.
Любовь Божия простирается к нам всем. Если люди гомосексуальной ориентации считают свое состояние нормальным, то хотелось, исходя из элементарных правил человеческого общежития, чтобы они не навязывали свою точку зрения тем, кто так не думает.
Тем, кто осознает гомосексуальное влечение, но понимает его ненормальность, я бы пожелал бороться с ней, не отчаиваться и уповать на милость Божию. Надо помнить, что мы все находимся в падшем состоянии и общий удел всех людей иметь сокрушение о своих грехах, а радоваться о милосердии Божием.
— К чему как представитель Церкви вы призываете европейских политиков и общественных активистов?
— Надо уважать друг друга. Нельзя разгонять, как это было во Франции, мирные демонстрации молодежи, детей и стариков с помощью слезоточивого газа только потому, что они якобы являются носителями, с чьей-то точки зрения, нетолерантных взглядов.
Не надо считать, что новые взгляды на пол и сексуальную ориентацию — прогрессивные, а у остальных граждан они — отсталые, которые можно называть «предрассудками» или «фобиями», как это все чаще звучит, например, из уст европейских политиков и в речах официальных представителей Совета Европы.