Представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы игумен Филипп (Рябых) принял участие в первой панельной дискуссии ежегодных консультаций под эгидой Комитета министров Совета Европы, посвященные религиозному измерению межкультурного диалога в качестве основного выступающего.
Встреча состоялась 3-4 сентября 2012 года в Дуррасе (Албания), сообщает сайт представительства Русской Православной Церкви в Страсбурге.
В своей речи игумен Филипп предложил конкретные проблемы в реализации общих ценностей в современной Европе:
Всегда было важно, с какой системой ценностей молодой человек войдет в жизнь общества, поскольку именно ценности в значительной мере определяют человеческую деятельность. Несмотря на возрастающую роль новых средств коммуникации в формировании системы ценностей, серьезное воздействие на данный процесс по-прежнему оказывают родители, преподаватели и друзья молодого человека. Они демонстрируют живой пример привлекательного или отталкивающего образа жизни.
Одной из общих ценностей в европейских обществах является не только умение свободно жить самому, но и уважать свободу другого человека. С христианской точки зрения пространство внутренней свободы — безгранично, так как душа человека — это целая вселенная. Эту свободу никто не может ограничить, ибо она является неотъемлемым даром Творца. Однако в земном обществе каждый имеет достаточно конкретное пространство личной свободы, определенное законом. Если это определенное правом пространство свободы нарушается, то демократическое государство и общество применяют те или иные санкции против ее нарушителей.
В мире электронного общения хорошо известно такое понятие как троллинг. В Википедии он определяется как «вид виртуальной коммуникации с нарушением этики сетевого взаимодействия, выражающийся в проявлении различных форм агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения». Человек, занимающийся троллингом, врывается в чужое пространство свободы, чтобы нанести максимум ущерба людям с противоположными взглядами.
К сожалению, мы все чаще становимся свидетелями троллинга в реальной жизни в виде различных перфомансов, публичных акций и других действий в отношении религиозных общин. Подобные события уже происходили неоднократно во Франции, Италии, Испании, Норвегии, России, Украине и других странах.
В них принимает участие небольшая часть молодежи, однако подобные акции совершаются с максимальным оскорбительным и унижающим эффектом. Речь не идет о создании СМИ, организаций или учреждений, которые носят антирелигиозный характер или которые критикуют религиозные организации и религиозные учения. Такого рода реализация свободы совести уже давно присутствует в Европе. Наблюдается новая волна именно вмешательства в пространство верующих людей, которое охраняется законами о свободе совести. Объектами такого нарушения становятся установленные в различных местах религиозные символы, места культа, религиозные кладбища, святые места.
Для многих религиозных граждан европейских стран религиозная жизнь неотъемлемо связана с их индивидуальным достоинством. Когда происходит вторжение в частное пространство верующих и в нем звучат слова или совершаются действия, которые оскорбляют и унижают достоинство верующих людей, то это уже не свобода слова и самовыражения. Это элементарное нарушение прав верующих.
Полагаю, что именно такими действиями создается атмосфера неприятия, агрессии и унижения определенной группы лиц. Это хорошо известно по примерам атеистического прошлого бывших коммунистических стран, а также нацистских и фашистских режимов. Не будем забывать, что эти режимы вызрели при попущении молчаливого большинства из малочисленных групп фанатиков, отрицавших порядок и достоинство других людей. Из советской истории мы знаем, что после того, как рубят кресты, оскверняют синагоги и мечети, начинают рубить людей.
В чем же тогда проблема? Сегодня идет серьезное столкновение разных подходов к ценностям, на которых должна быть устроена общественная жизнь: что позволено и что не позволено? У верующих людей есть своя точка зрения на этот счет, иногда она вступает в противоречие с позицией некоторых других групп общества. Эти немногочисленные, но хорошо сплоченные группы пытаются дискредитировать религиозные общины, чтобы провести свою точку зрения в общественном мнении и объявить ее новой нормой общественной и частной жизни.
Современные европейские общества предоставляют достаточно свободы различным группам людей для ведения своего образа жизни. По всей Европе много разных клубов, обществ, а коммуникационные возможности открывают еще большие перспективы для реализации индивидуальной свободы объединений, самовыражения и убеждений. Но этого оказывается кому-то мало. Некоторые группы хотят, чтобы все общество жило согласно их представлениям и идеалам. Они избирают агрессивную стратегию, связанную с провокациями, дискредитацией, ложью, чтобы совершить ценностный переворот в обществе. Конечно, религиозные общины также хотели бы поделиться своими ценностями с наибольшим числом людей, но они избирают мирный путь — методы убеждения и демонстрации положительного опыта. Их оппоненты воспринимают это как слабость и своей агрессивностью пытаются дискредитировать ценности верующих людей.
В странах Европы существует ряд законов, охраняющих свободу и обеспечивающих юридическое равенство различных религиозных и нерелигиозных групп. Сегодня нет ни одного закона, который бы навязывал или принуждал людей к той или иной вере или мировоззрению. Это знак того, что в европейских странах существует высокий уровень гарантий религиозной свободы. Однако под предлогом свободы слова и собраний сегодня нарушается свобода верующих в рамках их частного пространства, определенного им законом. Это пространство — в опасности, и его надо защитить. Я призываю Совет Европы, страны-члены и общественность законодательно защитить и надежно обеспечить свободу верующих людей