Что такое Резервный фонд и Фонд национального благосостояния?
Резервный фонд (РФ) и Фонд национального благосостояния (ФНБ) были образованы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда на два эти фонда. Оба фонда были сформированы и продолжались формированием за счет отчислений от нефтегазовых доходов. Это, таким образом, инструменты перераспределения нефтегазовых сверхдоходов через бюджетные механизмы в целях обеспечения выполнения расходных обязательств государства.
Оба фонда представляют собой часть федерального бюджета, при этом основной задачей ФНБ является обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан и покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.
Что будет, если истратят Фонд национального благосостояния?
С деньгами возможно всё. Они как мёд: он если есть – то его сразу нет.
Правда, надо думать, что, в силу ряда причин, ФНБ – это последний резерв, который может быть исчерпан, и государство должно будет сделать всё, чтобы он так и остался на самом последнем по времени месте. Потому, что его обнуление будет означать подрыв т.н. пенсионной реформы – поскольку ФНБ представляет собой (в определенной степени) некоторую страховку накопительной части пенсии – явления пока эфемерного, но составляющего основу новых пенсионных отношений между государством и гражданами. А нарушение этих отношений может иметь негативные финансовые последствия – и в плане доступа значительной части населения (пенсионеров) к здравоохранению и лекарственному обеспечению, и с точки зрения потребностей в выплатах по социальной защите, и многое другое. А это будет означать новую нагрузку на бюджет, и далее все будет очень напоминать сложную комбинацию из снежного кома, Тришкина кафтана и шагреневой кожи.
Соль и гречка
Вопрос исчерпания РФ или ФНБ – не самая главная проблема. Как уже сказано, пока что это – вопрос прогнозный, а большинство прогнозов хороши тем, что редко сбываются.
Вопрос в другом: мы хотим ли и будем ли что-то делать сами? Или будет все хором ожидать, когда опять пойдет вверх нефть, и суетиться между делом по поводу «антикризисных запасов» соли и гречки? Все запасы, если их просто запасать и только на них надеяться, сень и соние: соль слежится, а гречка стухнет – ровно так же, как теперь сжимается неэффективно использованный Резервный фонд.
Ведь говорили же: давайте проинвестируем, давайте попытаемся развить приоритетные отрасли экономики – те, которые нужны нам, а не «международному рынку»! Но все заслушивались пророчеств то «сивиллы Кудринской», призывавшей сидеть на деньгах, как собака на сене, то «сивиллы Улюкаевской», зазубренно вещавшей о неэффективности государственных инвестиций и рассыпавших щедрою рукой чудны́е проекты каких-то странных банков и фондов, а заканчивается всё это дело весьма неудачно.
Мы все забыли о том, что экономика – это не проедать зарплату и бюджет и с упоением торговать импортом (у нас же чуть не вся страна теперь торгует – и хоть бы кто своим товаром!). Это – «умение вести дом», прежде всего – СВОЙ дом, а не дома своих соседей и «друзей». Это – когда нуждам моим и [нуждам] бывших при мне послужили руки мои сии (Деян. 20, 34) и еще голова, которая – не для того, чтобы шапку носить.
Что посеет человек, то и пожнет
С древних времен прямой вопрос о дне и часе́ имеет прямой отрицательный ответ: все в руках Божьих, а Бог поругаем не бывает – что посеет человек, то и пожнет (Гал. 6, 7). Когда мы (не кто-то там за нас, а мы сами) начнем – тогда он и начнется. Но пока создается впечатление, что в плане роста все мы тихонько играем в первые тридцать лет и три года Ильи Муромца, да еще и по присловью: «Каждый сам за себя, один Бог – за всех».
На практике (в «чистом» рассуждении – т.е. при исключении негативных факторов, порождаемых нашей собственной экономикой и социальным поведением: предположим, что все всё правильно понимают и предпринимают адекватные действия по изменению ситуации) возможны два выхода из сложившейся ситуации.
Первый – попытаться внедрить некоторую степень автарки́и (т.е. самообеспечения) в нашу экономику, которую мы так поспешно «открыли» для всех ветров, веющих на мировом рынке, причем зачастую – не в нашу пользу. Использовать потенциал импортозамещения.
Поддержать местного производителя, в том числе аграрного, наплевав на требования ВТО (как это делают нормальные развитые страны) и ориентируясь только на наши собственные потребности и экономическую безопасность.
Научиться, наконец, осуществлять эффективные госинвестиции, приносящие прибыль не частным инвесторам (включая иностранных), а государству – т.е. инвестиции, имеющие бюджетную эффективность. И не через банки (банка – это всего-навсего трансмиссия, их цель, по определению, переместить деньги из одного места в другое, изъяв при этом свою прибыль, и не надо ждать от них чудес вроде льготного процента ниже рынка и даже ниже ставки ЦБ – с XIV века они никогда не создавались для благотворительной деятельности), а напрямую, с детальной проработкой и контролем, так чтобы бюджет получил не обузу (как это предполагают инфраструктурные инвестиции, например), а реальные деньги, которые можно было бы перераспределять в соответствии с государственной стратегией экономического роста. Ну, и неплохо было бы выработать, наконец, саму эту стратегию.
В общем – попытаться создать экономику, приносящую доход не путем истощения внутренних сырьевых ресурсов, а из себя самой – т.е. за счет производственного процесса в обрабатывающих отраслях. Причем такую, которая обеспечивала бы себя продовольствием – по американскому принципу: «Мы здесь едим только то, что сами производим».
Второй – продолжать занимать, где возможно, надеяться на нефть и на Божью помощь (просто так, на авось, по принципу «Бог не выдаст – свинья не съест», напрочь забывая о том, что дорога к Богу – это дорога только с двусторонним движением: Бог идет навстречу человеку только тогда, когда сам человек идет к Богу!) и ждать, когда всё это «разрулится» само собой: с помощью Трампа, какого-нибудь внезапного прозрения Ангелы Меркель, планового ухода Олланда, изменения политики ОПЕК и проч.
Греки, вон, тоже ждали. И занимали. И попали в кризис внешнего долга. И получили «стабилизационную программу», которая, будучи изобретенной еще в 80-е годы ХХ века, всегда подразумевает только «затягивание поясов» и решение всех проблем государства за счет населения. И теперь бродят демонстрациями по улицам – а что толку с демонстраций, если не начать работать? если не попробовать научиться содержать самих себя?
В поте лица
Вообще, пора перестать ждать, когда кто-то добрый и великий решит за нас наши проблемы. В поте лица твоего снеси хлеб твой (Быт. 3, 19) – это не благодетелям неизвестным сказано, а нам. У нас достаточно энергии: это глупость, когда нам пытаются вдолбить, что-де у нас низкая производительность труда и проч. Нормальная она у нас – было бы где ее применять. И было бы – кому ее организовать так, чтобы она приносила реальный результат, а не уходила в гудок или в офисное безделье, которое до самого недавнего времени пытались представить как вершину цивилизации и основную составляющую («услуги») валового внутреннего продукта.
Лет 30 назад, когда ныне покойный академик Н.И. Шмелев агитировал за форсированный импорт (не надо-де пыжиться производить то, что́ где-то там умеют делать лучше нас: проще купить), я пытался добиться от него публичного ответа только на один вопрос: а кто оплатит импортный каравай? На сей счет была даже некоторая дискуссия в печати. Но ответа на свой вопрос я тогда не получил. Не вижу его и до сих пор, когда идея Шмелева реализовалась даже с лихвой. Все как-то уверены в том, что платить не надо.
А платить приходится нам всем. Просто надо выбрать – как: из стандартных налогов (которые возникают только в связи с развитием внутреннего производства) или из наших непосредственных доходов (падение зарплат на фоне роста цен, долги по зарплатам, относительное и абсолютное снижение пенсий и иного социального обеспечения и т.д.).
Куда вышел Резервный фонд?
На самом деле, Резервный фонд пока еще не исчерпан. Вопрос о его минимизации пока что – это вопрос бюджетного планирования, а в случае положительных изменений конъюнктуры мирового рынка энергоносителей этот вопрос может быть и вовсе снят.
На 1 декабря 2016 года размер ПФР составляет порядка 71 млрд. долларов и 4 628 млрд. рублей, размер РФ – около 31 млрд. долларов и 2 033 млрд. рублей.Максимальные размеры фондов составляли: ПФР около 89 млрд. долларов (на 01,02,2013) и 5 356 млрд. рублей (на 01,03,2016), РФ – 92 млрд. долларов (на 01,09,2014) и 5 865 млрд. рублей (на 01,02,2015).
В соответствии с Федеральным законом от 30 сентября 2010 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2010 года до 1 января 2015 года нормативная величина Резервного фонда не определялась, нефтегазовые доходы федерального бюджета не использовались для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и направлялись на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Мировой структурный кризис, начавшийся в 2008 году, а также низкая ценовая конъюнктура на рынке энергоносителей оказали негативное влияние на процесс наполнения фондов (в особенности с возникновением в 2014 году серьезных внешних осложнений для России).
При этом никто не снимал с государства взятых на себя социальных и общеэкономических обязательств. Именно в этой пришлось прекратить накопление и начать расходование Резервного фонда. Туда он и ушел – на исполнение финансовых обязательств государства, обобщенных в бюджете.
Другой вопрос – эффективность этих расходов. Но это – тема отдельного разговора.