Листая свои многочисленные интервью, которые выйдут в день космонавтики, отец Иов будет расстраиваться: опять все фотографии, где он в скафандре! И понятно — священник, прошедший всю предполетную подготовку, знающий лично и окормляющий многих космонавтов, да еще и в скафандре!
Настоятель Патриаршего подворья храма Преображения Господня в Звездном городке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры игумен Иов (Талац) в канун 50-летия Первого полета в космос Юрия Гагарина специально для портала «Правмир» делится своими мыслями о космонавтике, монашестве, разных путях познания Бога.
Кто не встретил Бога на Земле, никогда Его не встретит и в космосе
– При подготовке фильма «Космос как послушание» Вы нашли неопубликованные материалы, которые показывают личное отношение к вере космонавтов, в том числе, Юрия Гагарина. Может, что-то поразило Вас в этом открытии?
Я знал, что так оно и было.
Я хорошо знаю Валентина Васильевича Петрова, который дружил с Юрием Алексеевичем Гагариным, он и сейчас преподаёт в академии им. Ю.А.Гагарина в Монино. Он рассказывал, что ездил с Юрием Алексеевичем сюда, в Лавру, неофициально. После встречи с наместником монастыря они ходили в наш музей. Гагарин подошёл к макету храма Христа Спасителя и спрашивает: «Где такая красота была? Где стояла?» Ему говорят: «Это там, где сейчас лужа в Москве, бассейн Москва».
А через какое-то время, в конце декабря 1965 года был Восьмой Съезд ЦК ВЛКСМ «Воспитание молодёжи в Белорусской и Ивановской области». Гагарин там выступал и сказал:
«На мой взгляд, мы еще недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».
Из стенограммы VIII пленума ЦК ВЛКС
Партию обвинить в том, что они варвары! Гагарин сказал об этом. Знаю, что накануне он встречался с Сергеем Павловичем Королёвым. А отношения у них были, как у отца к сыну, а у сына к отцу. Думаю, что не без совета Сергея Павловича он высказался. Валентин Васильевич утверждает, что Гагарин говорил что-то ещё, что не вошло на бумагу.
Космонавты А.А. Леонов и В.В. Петров о Гагарине и протокол выступления Гагарина на Пленуме.
Когда я позвонил человеку, который помог мне найти эти материалы, он мне сказал: «Батюшка, Гагарин не мог и близко об этом говорить. Поверьте, те времена, 60-е годы, нет, батюшка, что вы! Не может такого быть! Но давайте так, 10 дней мне дайте». Позвонил даже быстрее, через 6-7 дней, сказал: «Удивительно, но на эту тему есть разговор».
– Получается, что не удалили эти свидетельства?
Не удалили. Никто их не брал сорок лет. Потому что думали, что всё это басни, попы придумали легенды всякие.
3-4 года назад в «Огоньке» появилась статья, я кратко дал интервью о том, что многие космонавты – верующие люди. Я не сказал, что все, потому что не все. Начали писать статьи, в т.ч. в Интернете, что это басни и такого быть не может. Потом сказали про космонавта Федора Юрчихина: «Видите, космонавт разговаривал с попом. Видно, что он не верующий человек, просто посадили, навязали попа космонавту, бедный космонавт не знал, что делать». Не зная о том, что ребята все переживают, как раз эти ребята исповедуются и причащаются.
Но когда появился фильм «Космос как послушание», где сами космонавты говорят о своей вере в Бога, то те же люди начали говорить другое: «Наши космонавты совсем сбрендили, значит, конец нашей космонавтике». Жалко их, по большому счёту. Конечно, такие люди, которые в большой злобе находятся, они очень сильно страдают. Они как бы в затмении. Единственное, что осталось – молиться за них.
– Гагарин говорил, что Бога не видел?
— Он правду сказал! Он летал в космос и Бога не видел. А как он мог Его видеть?
Вообще, если вы знаете, наше церковное предание говорит: у нас есть три неба. Первое небо – это атмосфера, второе небо – это Горний космос, твердь, на которой находятся звёзды, галактики, огромные бесконечные миры; а третье небо – это Горний Мир, там, где Господь, где ангелы, где святые. Туда человек на ракете никогда долететь не сможет, это другая Вселенная. Мы можем находиться только на первом и втором небе, а дальше человек вознестись может не на ракете, а благодаря чистому сердцу. «Блаженни чистые сердцем, ибо тии Бога узрят», – сказано в Святом Писании. Юрий Гагарин был очень светлым человеком и очень добрым! Сколько он добра сделал, даже перечислить нельзя! Но той святости, той чистоты, которая помогла бы ему узреть Бога, у него не было. И он об этом знал.
Уже в неофициальной обстановке его спросили, видел ли он Бога. Он сказал, знаете как: «Тот, кто не встретил Бога на Земле, никогда Его не встретит и в космосе». Другой ответ.
– А говорят, что и Хрущеву он ответил, что видел Бога.
Есть и такое мнение. Алексей Архипович Леонов рассказывал, что Гагарина спросил Хрущёв, видел ли тот Бога. Юрий Алексеевич смотрит так несерьёзно (мол, какие глупые вопросы задаёт) и говорит: «Да, видел». Хрущёв подумал-подумал, а потом палец к губе – мол, смотри, никому больше об этом не рассказывай. Как хотите, думайте, но я считаю, лучше первый вариант, который был более правдоподобный, когда Юрий Алексеевич честно сказал.
На одном из приемов в Георгиевском зале, посвященном полету Гагарина, Хрущев спросил Юру, не видел ли он в космосе Бога. Тот, заметив, что Хрущев спрашивает шутя, возьми да и ответь: «Видел». Хрущев посерьезнел и сказал: «Никому об этом не говори».
Из воспоминаний космонавта Алексея Леонова
Наш великий святитель, митрополит Алма-Атинский Иосиф говорил, что сотрудники КГБ как-то попросили его пофилософствовать на тему – наш молодой парень полетел в космос и сказал, что Бога не видел. Владыка вышел в храме на проповедь и сказал примерно такое: «Братия и сестры! Недавно наш молодой парень Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Говорят, что он Бога не видел. Да, он Бога не видел. Но Бог его видел и благословил». Ещё один вариант. Это не легенда, реальный случай такой был.
Игумен и космос
– Когда Вы начали заниматься на тренажёре, отрабатывающем выход в открытый космос, — это был Ваш личный опыт или Вы хотели лучше понять космонавтов?
В первую очередь – понять ребят, понять частично их трудности и поддержать их.
Я первый раз попал в Звёздный в начале 2003 года. Завязались отношения с ребятами, они начали приезжать в Лавру семьями, я начал приезжать туда, освящать кабинеты, управление, самолёты.
Как-то Василий Васильевич Циблиев, бывший начальник Центра подготовки космонавтов, генерал-лейтенант, сказал мне: «Батюшка, Вы бы не хотели поработать на тренажёре «Выход-2»? Это уникальный тренажёр, ни у кого больше такого нет, даже у американцев. Это отработка в скафандре «Орлан-МТ» выхода в открытый космос, но на Земле».
Я согласился на это. Мы с космонавтом Валерием Григорьевичем Корзуном часа два трудились, перед этим я прошёл небольшой курс, как управлять скафандром, как переключать, что делать. Такой вот первый маленький опыт был.
Игумен Иов в гидроизляции и невесомости
Потом тот же Василий Васильевич говорит: «А на «невесомость»?» У нас есть два уникальных самолёта, которые на вид как ИЛ-76, но от него там мало что осталось. Такой самолет поднимается на высоту и «совершает горки», это единственно, где можно ощутить невесомость, как в космосе. Она длится примерно 35 секунд, 10-15 горок за один полёт. После этого идут нагрузки 2-3 G, то есть давление, как это обычно бывает. Я несколько раз так летал на «невесомость».
Потом предложили пойти на «гидроневесомость». На глубине 12 метров под водой стоит тренажёр космической станции, и идёт отработка в скафандре «Орлан-МТ», в котором выходят в открытый космос. Я помню, что почувствовал труд выхода, я был в общей сложности 2 часа под водой, а сама работа занимала чуть больше часа, и я потерял где-то полтора килограмма за это время. Когда космонавты в открытом космосе находятся, обычно 5-6 часов, они теряют 5-6 кг, в час примерно 1 кг. Я был уставший. Но когда я ребят спрашивал, они говорили: «Это Вы, батюшка, устали, мы тренируемся и тоже очень сильно устаем, что-то просто закрутить не хватает сил».
Когда я шёл на «гидроневесомость», врач спрашивал меня: «Я с 1976 года всех космонавтов провожаю, но сам туда ни разу не ходил, есть определённая опасность, зачем Вам это надо?» Я ответил словами апостола Павла: «…для Иудеев я был, как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных я был, как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, чтобы приобрести чуждых закона. Для немощных я сделался немощным, чтобы привести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы приобрести, по крайней мере, некоторых. Это я делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Коринфянам 9:19-23). Говорю: «Вот, я, наверное, ответил». А он, будучи нецерковным человеком, говорит: «Да, батюшка, Вам нужно идти». И я после этого пошёл на «гидроневесомость».
Юра Лончаков (космонавт, герой России — прим. ред.) немного помог в изучении космического аппарата. Мы сидели в скафандрах в космическом корабле, Юра мне объяснял, как начинается подготовка к старту, как, что переключается. Конечно, я всего этого не запомнил, люди готовятся по десять лет. Но первые азы, чтобы я мог понять ребят, их ощущения, я получил.
Мы смотрим – ребята сидят в скафандре. А, знаете, часика 2-3 посидеть, это немножко другое. Ты сидишь, понимаешь: а-а, жмёт! Просто сидеть – это ничего, но когда ты знаешь, что 20 млн. лошадиных сил под тобой, а они могут взорваться, есть риск определённый, то ты по-другому всё воспринимаешь.
От редакции: Святейший Патриарх Кирилл, когда был в Смоленске, сказал командиру авиационно-истребительного полка, что «до тех пор, пока я сам не испытаю их (летчиков) нагрузок, не буду к ним обращаться, не имею морального права этого делать». Потом много часов провел на тренажерах, обучался технике. Получил разрешение главнокомандующего ВВС России на полет. Два раза управлял истребителем… «Очень интересно, не страшно, но больше не буду. Очень большая нагрузка на организм. После этого хорошо понял, что такое быть пилотом – это одна из самых тяжелых профессий», – резюмировал Святейший.
Как космонавты приходят к вере
– Космонавты – люди, которые до сих пор считаются легендарными, с невероятной силой духа. И вот космонавт приходит к вере: «сила Моя совершается в немощи». Как? Через испытания? Какие есть примеры?
Все люди по-разному приходят, нет одинакового пути к Богу. Кто-то приходит с Божией помощью, сам, но без особых внешних обстоятельств. Просто у человека в душе вдруг начинается горение любви к Богу, и Сам Господь Себя открывает человеку. А другому требуются какие-то обстоятельства, какие-то катаклизмы, особые испытания, чтобы придти к Богу.
Знаю, что Валерий Поляков долгое время не мог полететь в космос. И, проезжая мимо каждого храма, он вздыхал: «Господи, помоги мне!» И полетел в космос. А когда был в своём крайнем длительном полёте (как говорят космонавты: не в последнем, а в крайнем), то он там даже Пасху праздновал: «Христос Воскресе» пел, пасху замесил из печений или тортов, что было под руками. Юра Лончаков, Валера Корзун, который тушил пожар, – тоже верующие.
Космонавт Валерий Корзун: Бывают ситуации, когда кроме Бога уповать не на кого
А вот Саша Лазуткин был даже некрещёный, и уже перед самым полётом в космос его крестили. Геннадий Монаков стал верующим после выхода в открытый космос. Когда он выходил в космическое пространство, то увидев эту красоту: Землю, звезды, – сказал, в душе: «Хаос не мог породить такую премудрость и красоту. Это Кто-то сотворил, этот Кто-то и есть Бог». Гена так пришёл к Богу. Случаи есть самые разные.
Когда возникает опасность – человек начинает молиться. Один космонавт мне рассказывал, что, когда возвращался со своего крайнего полёта, у них отказала тормозная система: парашют не открылся на высоте десять километров, а открылся на высоте шесть-семь километров, и вот эти четыре километра они летели без парашюта. Как профессионалы они прекрасно понимали, что их ожидает. В это время они начали сердечно молиться.
Кого как Бог приводит: кого палкой, а кого словом. Это уже зависит от нас с вами. Как старец Иосиф Исихаст говорил, что есть люди мягкие, мягкие люди могут врачеваться словом, им этого хватает; а есть люди жёсткие, их нужно палкой и многими скорбями, но спастись могут те и другие. Но кто-то с большими трудами.
– Космонавты – люди мягкие или жесткие?
Все разные. Космонавт – это человек, который выбирает особую профессию, конечно, это люди неординарные. Последнее время некоторые стали говорить, что это обычная профессия. Ничего похожего, пока это необычная профессия. Это люди, которые не хотят жить только временным и земным. Их интересует нечто другое, кроме хлеба насущного, какие-то высшие идеи, эти люди в поиске. Так как они пока Бога не нашли, то они постоянно ошибаются. Но всё равно не могут удовлетвориться только земным. Они ищут что-то другое. А что? То, что Вечно и не имеет Предела, То, что не имеет Конца, То, что имеет Бессмертие.
И когда ребята летят в космос, у них есть высшая цель, но не всегда правильная. Они ищут то, что может успокоить их сердце. Но, когда не опираются на Господа, они не находят успокоения. И в конечном итоге, я верю, они поймут – полнота в Боге. Тело смертно, оно требует смертных утех. Душу это не интересует. Она требует бессмертной пищи. Бессмертная пища – это Бог, Его благодать Духа Святого. Когда она наполняет сердце, тогда человек успокаивается.
Величайший математик Блез Паскаль как-то сказал «Я делю людей на три категории. Первая категория – это люди, которые встретились с Богом и служат Ему, это умные и счастливые люди. Вторая категория – это люди, которые ищут Бога, но пока не встретились с Ним и не служат Ему, это умные, но пока несчастные люди. Третьи, которые не ищут Бога и не хотят Ему служить, – это глупые и несчастные люди». Лучше, чем Паскаль, мне сказать будет сложно.
– Отец Иов, с чего началась Ваша любовь к космосу?
Начала, как такового, и не было, любовь присутствовала изначально. Интерес к космосу, любовь к тому миру, который сотворил Бог, заложена в каждом человеке. Если перевести с греческого языка слово «антропос» (греч.) – человек, то это – «смотрящий вверх». Человек с самого начала всегда тянется к Богу – знает он об этом или нет, но он тянется. Я с самого детства постоянно смотрел на звёзды, спрашивал папу: «А что это? Как это далеко?» У меня был свой телескоп, бинокль, карты звездного неба.
Потом ракеты пытался строить, они метра на два подлетали вверх и взрывались. Отцу жаловались: «Твой сын всё время что-то взрывает». Я шёл за город, проводил там все эти испытания.
Потом я собрался поступать в лётное училище, после него я мог поступить в отряд космонавтов.
Я был церковным, верующим человеком, с самого детства знал молитвы, молился, у меня не было такого момента, что я пришёл к Богу. Я был верующим всегда, по крайней мере, сколько себя помню.
Чем больше человек-учёный изучает мир, мироздание, тем ближе он приближается к Богу. Изучая Творения, ты начинаешь сердцем тянуться к Тому, Кто это всё сотворил.
Я смотрел на далёкие звёзды и еще в школьные годы удивлялся: «А какой же Он – Тот, Который всё это сотворил?! Какой Он из себя?» Хотелось «видеть Бога как Он есть». Ведь Он так премудро и гармонично все устроил. Такой огромный и прекрасный мир сотворил! Помню, когда первый раз увидел Сатурн, Юпитер в телескоп, не мог сразу в себя прийти – надо же, какая красота! И всё это творение Божие!
Ломоносов хорошо сказал, что Господь роду человеческому дал две книги: одну книгу – это видимый сей мир, чтобы человек, видя огромность всего устроенного, удивлялся премудрости Того, Кто всё это сотворил, вторая книга – это Святое Писание, где человек должен узнавать премудрую волю Божию о себе.
Поэтому, может, более нужно удивляться не миру, сотворенному Господом, а человеку, который сотворен по образу и подобию Божию. Мы ценнее и более требуем восхищения сами по себе, чем всё мироздание, потому что оно создано для нас. Мы, как человеки, как личности, как персоны, – как говорил старец Софроний Сахаров, – должны быть управителями всей Вселенной. Мы созданы для того, чтобы управлять. Конечно, с Господом Богом.
Космонавтика – это один из путей мирского человека. Монах идёт к Богу – он живёт в монастыре, он подвизается. А человек, который занимается космонавтикой и является христианином, занимается наукой, занимается серьёзным изучением мироздания, он тоже идёт к Богу. Просто пути разные.
Космос как послушание
– Как снимался фильм «Космос как послушание»?
Мне позвонили из Роскосмоса и попросили помочь им снять этот фильм, у них ничего не получалось.
Во-первых, ребята все отказались сниматься; во-вторых, они не знали, о чём снимать. Тогда Фёдор Юрчихин дал им мой телефон. Мне позвонила сценарист Надежда Суслова, я немножко ее «духовно нагрузил». Я ей давал книжки читать, а она потом кратенько мне их пересказывала – что она прочитала, как она это понимает. Мы много беседовали с ней. Я дал ей прочитать книги «Старец Силуан Афонский», «Видеть Бога, как Он есть» старца Софрония Сахарова. Это сложные книги, но я потом сам увидел, что она их очень полюбила. Потом Оптинских старцев давал читать, Авву Дорофея, Иоанна Лествичника. Надежда начала их читать, прорабатывать, вот так начали снимать фильм.
Потом я попросил всех ребят участвовать в съемках фильма, сказал, что это их проповедь, их слово, что, если кто-то, благодаря их выступлениям, придёт к Богу, то Господь должником не будет. Ибо каждая душа бесценна пред Богом. Они согласились. Получился фильм такой, какой вы видите.
– Продолжение планируется?
Продолжения не может быть, нужно снимать совсем другой, новый фильм. Если будет воля Божия.
– О храме в Звёздном — там, где разделялось – Бог и наука.
Возведение храма в Звездном было не случайно. У Господа нет случайностей. Великий Промысел Божий всё устрояет, но для этого требуется и желание самих людей. Господь может всё сотворить, кроме одного – Он не может без человека спасти самого человека. Если появляются люди, которые хотят, чтоб в этом храме возносились их молитвы, то он будет воздвигнут. Но эти люди должны желать. А желать, это не просто сесть на кровать, на диванчик, сказать: я желаю. Нужно ещё и потрудиться. Духовно потрудиться.
Как-то сказал: «Батюшка, было бы неплохо, чтобы в Звёздном был храм». Вопрос, кроме желания, стоял очень важный – деньги. И Господь через два месяца послал человека, который согласился построить храм. Ребята хотели, чтобы храм в Звёздном городке подчинялся Святейшему Патриарху и Лавре, они написали письмо на имя Святейшего, чтобы их храм был под особым омофором. Через какое-то время пришло письмо, что Святейший Патриарх благословил закладку храма. Я закладывал, это было 4 августа 2008 года, на святую Марию Магдалину. А через год мы уже начали служить Литургию. 2
8 ноября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил Великое Освящение нашего храма в Звёздном. Придал статус храму – Патриаршее Подворье, храм Преображения Господня, с окормлением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Такая связь у нас получается: со Святейшим Патриархом, главой нашей Церкви, и, непосредственно, с монастырём преподобного Сергия.
Были трудности. Космонавты приходили, поддерживали и помогали. Из Роскосмоса поддержка была. Храм построен, слава Богу! Ещё много работы, нужно строить домик для священника, чтоб был там Патриарший уголочек, Подворье небольшое. Не сразу. Главное, чтобы люди начали в храм ходить, чтобы у них потребность была. Есть такая русская пословица: храм не в бревнах, а в ребрах.
– В храме есть уникальные иконы, которые побывали в космосе.
У нас есть частичка мощей святителя Николая, нам настоятель храма из Венеции, отец Алексей, дал частичку. Настоятель базилики в Бари дал нам часть древа, в котором находились мощи святителя Николая, когда их перевозили из Мир в Бари. Эту частицу никогда никому не давали. Она у нас полетела в космос с экипажем Фёдора Юрчихина, полгода находилась там, сейчас часть вернулась в Бари, как они и просили, а часть находится у нас в храме на иконе святителя Николая. Есть у нас часть Животворящего Креста Господня, которая с экипажем Максима Сураева побывала в космосе. У нас она сейчас вложена в распятие.
В космосе также были мощи преподобного Сергия, Юрий Лончаков, который летал в свой крайний третий полёт, брал эту часть мощей преподобного Сергия, они были там полгода. Юрий два раза с ними в открытый космос выходил, мы его просили, чтобы он благословил этими мощами Землю. Иконок много я давал, даже перечислить все не смогу. Мощи – это особая святыня, не всем космонавтам и не всегда я мог дать, только тем, кто исповедуется и причащается. Потому что они должны бережно к святыням относиться. У нас появилась возможность, думаю, не без промысла Божия, провести крестный ход вокруг Земли с мощами святых угодников.
– Наука противоречит православному мироощущению, мировоззрению? Можно ли науке и учёным доверять?
Думаю, позиция непростая. С одной стороны, полностью научному мировоззрению доверять нельзя. Возьмите историю научных открытий. Самое простое вспоминается: это начало Второго века, была создана система Птолемея, которая отражала научное мировосприятие тех времён. Учёные, образованные люди того времени считали, что в центре нашей Вселенной, нашего мироздания, находится Земля. Вокруг Земли вертится Солнце, Сатурн, Юпитер, Марс, а на окраине недвижимый свод звёзд. Это система царствовала 1400 лет. И те люди, которые, не дай Бог, говорили, что это не так, считались отсталыми, глупыми, мракобесами.
Но прошло 1400 лет, родился Коперник, написал знаменитую книгу «О движении небесных сфер», где он говорит: в центре мироздания – не Земля, а Солнце. А вокруг вертятся планеты. А на окраине нашего мироздания, нашей Вселенной недвижимый свод звёзд. И про тех, кто считал, что это не так, говорили: вы человек очень необразованный, ни в чём не разбираетесь. Но прошло 50-60 лет, Галилео Галилей и Кеплер констатируют: мир бесконечен, недвижимых сводов звёзд нет, планеты движутся не по кругу, как считалось по Системе Птолемея, а по эллипсу. Прошло 200-300 лет, и великий американский астроном Харбор доказал: это не всё звёзды, некоторые – целые звёздные острова, галактики.
Видите, сколько я насчитал разных мировоззрений разных эпох, можно ли им полностью доверять? И Церковь никогда точно не доверяла, потому что люди могут ошибаться, особенно, когда разум не просвещён благодатью Духа Святого, Мудростью Божией. Поэтому, пока нет конкретных доказательств, доверять такой науке мы не можем. Я говорил сейчас о честных учёных, которые заблуждались, но искренне интересовались мирозданием. Они все были верующими, кроме Птолемея, кстати. Он был язычником. Коперник написал «О движении небесных сфер», а он был клириком. (Которого попы якобы гнали и запрещали!) Джордано Бруно, которого сожгли, был монахом. Вначале, все учёные были монахи, большинство из них. Галилео Галилей глубоко верующим человеком был. И Паскаль, и Ломоносов, и Кеплер. Всех перечислить не могу. Легче перечислить тех, кто был безбожником. Их меньше, их очень мало.
А настоящие учёные были глубоко верующими людьми. Эйнштейн как-то сказал, что «я не встречал ни одного великого учёного, который проникал в тайны мироздания и был бы человеком неверующим. Проникая в тайны мироздания, мы видим руку Божию».
Воистину, когда человек начинает серьёзно исследовать мироздание, именно там он встречает Бога. Известный американский астронавт Фрэнк Борман, который первый облетел вокруг Луны на «Апполоне-8», на вопрос, видел ли он Бога в космосе, ответил: «Бога не видел, но видел кругом следы Его присутствия». Именно, учёные видят следы присутствия Божия, когда изучают этот мир.
Ломоносов хорошо сказал, что «не прав тот математик, который хочет волю Божию измерить циркулем и линейкой. И не прав тот богословия учитель, который хочет изучить движение светил по Псалтири». Всему своё. Но человек, который может соединить и то, и другое, будет наделён премудростью Соломоновой.
Фильм КОСМОС КАК ПОСЛУШАНИЕ
Беседовала Амелина Тамара
Видео: портал «Правмир» Петр Каминский и фрагменты фильма Роскосмоса «Космос как послушание»
Читайте также:В день гибели Гагарина