Куда пойти, как поступить, что выбрать? – вопросы встают перед нами каждый день. Из ответов, как мозаика, складывается вся жизнь. Можно ли прожить ее неправильно? На каких перекрестках принимаются определяющие решения? Есть ли у человека призвание? О том, как ориентироваться по главной карте нашей жизни, корреспонденту «Взгляда-Православие» рассказывает настоятель Свято-Троицкого собора г. Саратова игумен Пахомий (Брусков).
– Отец Пахомий, скажите, пожалуйста, вечные вопросы: в чем смысл жизни? зачем человек приходит в этот мир? – актуальны для православного человека? Или верующие люди на эти вопросы для себя раз и навсегда ответили и живут спокойно?
– Безусловно, для православного человека ответ известен. Но я бы уточнил: не просто для верующего, а для церковного человека, который сознательно пришел к Богу, для него, конечно, все решено, все известно. И он понимает, для чего он живет, к чему стремится и какой дорогой ему нужно идти.
– Значит, православный человек – это человек без душевных терзаний?
– Любой человек хотя бы раз в жизни должен задуматься: зачем он в этот мир пришел, к чему ему стремиться? Потому что цель – это главное. Богат ты или беден, здоров или болен, какое у тебя положение в обществе – это все вопросы второстепенные по сравнению с основным: зачем ты вообще живешь? Особенно вопрос этот актуален для молодого человека. Каждый из нас проходит свой путь развития. Ребенку все предельно ясно в этом мире: мама, папа, школа, игры… Но, по достижении определенного возраста – его еще называют переходным, у человека появляются более сложные обстоятельства и более серьезные вопросы. Этому часто сопутствуют первые неудачи, разочарования, ошибки, падения. Совершенно закономерно, что вслед за этим возникает вопрос: зачем я здесь? Потом, с возрастом, главные вопросы становятся не такими острыми, потому что появляются быт, рутина и в духовной, и в семейной, и в общественной жизни. Поэтому важно задаться этими вопросами именно в юности. Если же ответ на них не будет найден, я считаю, жизнь такого человека будет прожита зря.
– Так категорично? Вся жизнь – зря? Такое, вообще, возможно?
– Это не значит, что Богу такой человек не нужен, что Бог о нем не заботится и забыл о нем. Это как мама и маленький ребенок, который набедокурил, спрятался и думает, что он очень сильный. А мама издалека за ним посматривает и качает головой. Но все равно любит.
Тут дело в другом. Если человек не задался вопросом смысла жизни, значит, не попытался разобраться. Я говорю это как священник, к которому приходят разные люди – и молодые, и пожилые. Встречаются такие, кто ни разу даже не задумывался: зачем я живу? Но ведь когда мы принимаем решение идти в каком-то направлении, например по дороге, мы это для себя объясняем: потому что там моя цель; потому что эта дорога проще и так далее. А как же можно целую жизнь прожить, не задумываясь? Это тоже наш путь!
– Уверена, что среди прихожан храмов есть простые люди, которые ходят на службы, исповедуются, причащаются, веруют в Бога, но не мучаются сложными вопросами: зачем я живу, почему? Живут просто, бесхитростно… Не они ли образец искренности и чистоты?
– Человек, вообще, существо, несмотря на огромное количество индивидуумов, достаточно предсказуемое. В семинарии есть такой предмет «Пастырское богословие». В рамках этого курса будущим священникам рассказывают о типажах людей, с которыми они будут встречаться в храме. В учебниках отмечается, что, исповедуя людей, беседуя с ними, священник обязательно обратит внимание на то, что при всей пестроте есть некие группы. И среди них есть так называемые простецы. На самом деле, настоящая христианская простота – это великая добродетель. Встречается она очень редко и означает, что человек очень цельный внутренне. Для примера можно взять исторический, традиционный уклад русской деревни. Живут люди, знают, что есть Бог, есть царь и видят свое место в этом мире. Рождаются, пашут, сеют, болеют, умирают… Воспринимают все естественно. Но сейчас чаще встречается совсем другая простота. Та, что хуже воровства. И не только в храме. Не стоит делить людей на тех, кто в храме и кто за воротами храма. Мы члены одного и того же общества. Просто Церковь предлагает нам путь, пойдя которым, мы можем усовершенствоваться. Если человек пытается воспользоваться этим путем, он сможет чего-то достигнуть. Если он пришел, но не хочет меняться, да, он будет внутри Церкви, но при этом ничего не приобретет.
– Кроме вопросов: зачем? почему? – есть еще вопрос: как? На жизненном пути он возникает постоянно. Как быть с ним?
– Безусловно, есть какое-то начало пути. Если человек воспитывался в нерелигиозной семье, но понял, что без Бога не найдет ответы на свои вопросы, – он первый шаг сделал. Многие на этом останавливаются. Но надо всегда идти от меньшего к большему. Если ты родился в России – посмотри, кто твои предки, дедушки, бабушки, чем они жили. Узнай их путь. Открой книги, почитай. Конечно, очень многое в самоопределении человека зависит от родителей. Сейчас часто можно услышать: нужно дать ребенку свободу, дать право самому выбирать. Но мы же не даем ему право выбирать язык. Может быть, он хотел бы говорить по-английски? Но такие рассуждения – от нежелания брать ответственность на себя. Только родители дают ребенку основу.
– А в более прикладном, не глобальном смысле? Как понять, к чему тебя призвал Бог? К какому поприщу? Для православного человека существует такое понятие, как призвание?
– Мы каждый день делаем выбор. Чтобы понять, куда отправляться, христианин должен обратиться к Евангелию. Там наш путь очень четко указан. А призвание… У человека может быть призвание к какому-то служению, деятельности. Но если брать более глобально, можно сказать, что любой христианин призван к встрече с Богом. Наша главная цель – встреча с Ним. А приход к Богу всегда обусловлен призывом. И если кому-то кажется – меня никто не звал, – это неправда. В жизни любого человека всегда есть момент, когда Господь его призывает.
Но Господь предлагает нам разные пути и множество средств для достижения главной цели в жизни. Кто-то будет священником, кто-то мирянином. При этом и священник, и певчий, и дворник, и президент? делая выбор, руководствоваться будут верой. К тому же, если человек верующий, он может помолиться Богу и попросить: Господи, Ты мне подскажи! Ведь есть воля человеческая, а есть воля Божья. И очень важно, чтобы наша воля не входила с ней в противоречие.
– У нас есть свобода выбора, но мы должны просить о подсказках. Правильно? Случается, что ожидание подсказок свыше приводит к тому, что человек проводит дни в созерцании и философском безделье. Это типично для русских – ждать озарения, знака свыше.
– Просить обязательно нужно. Но делать это надо в серьезных случаях. Бывает, что человек советуется, когда и сам прекрасно понимает, как нужно поступить. Случается и так, что человек ждет Божьего вмешательства в свою жизнь, ожидая чего-то сверхъестественного. У преподобного Антония Великого есть фраза: спасение и погибель от ближнего. Бог открывается нам в явлениях этого мира, в поступках наших близких. Вот мы с вами поговорили – вы что-то поняли, я что-то вынес для себя. Ведь человек и к Богу-то приходит через кого-то, находится человек, который приводит его в Церковь.
Не надо всю жизнь ждать, что вот разверзнутся небеса, ангелы спустятся и куда-то тебя понесут. Подсказки Бога есть, они рядом, просто мы их не замечаем или не хотим замечать. Примеров масса: у семьи не было детей. Родители помолились Феодоровской иконе Божией Матери. Ребеночек родился. Они говорят: совпадение. Но почему же? Ведь ты просил и получил! И в следующий раз сможешь попросить. Это просто.
– Человек движется по жизни: слушает свое сердце, просит помощи у Бога, присматривается к подсказкам Бога, но есть еще и перекрестки. И есть люди, которые в определенные моменты жизни идут на красный свет. Например, Ломоносов. Родился в деревне, но пошел поперек традиций. Такая стратегия с точки зрения Православия – правильная или нет?
– Смотря чего человек добивается. В том, к чему стремился Ломоносов, не было ничего греховного. Может быть, это не совпадало с привычным для его родителей укладом жизни, но он стремился к просвещению, к познанию Бога и мира. И он проявил себя как волевая личность. Если такое случается, надо задаться вопросом: мой поступок греховен или нет? Обратиться к своей совести и Евангелию. Если не греховен, но ты идешь против мнения людей, против социальной традиции – это вполне допустимо. В жизни приходится и сражаться, и встречать непонимание, и проходить через трудности. В этом нет ничего плохого. Бог не запрещает человеку делать свой выбор. И не надо ничего усложнять.
Все зависит от самого человека. Не принципиально, какая именно у него профессия: можно быть честным барменом и вороватым продавцом в книжном магазине. Конечно, работа бармена с духовной точки зрения опаснее своими соблазнами. Но прямого греха в этом нет. Просто мы постоянно должны взвешивать свои поступки на внутренних весах и спрашивать себя: то, как я поступаю, приближает меня к Богу? Это целая наука, но к этому всю жизнь надо стремиться.
– Вот еще один пример. Мы живем в России. Здесь жить трудно. И возникает мысль: может быть, мы призваны Богом здесь жить? Или лучше просто уехать и не испытывать этих сложностей? Как вы к этому относитесь?
– Есть хорошая поговорка: свинья везде грязь найдет. Можно выехать за границу и остаться там таким же человеком. Вам же приходилось встречать наших соотечественников за рубежом и видеть, как они себя ведут? Да, здесь бывает плохо, грязно, некрасиво. И я не призываю: раз родился на помойке, там и живи. Мы должны разгребать эту помойку. Многие вещи зависят от нас – мое сердце, моя душа, мой дом, мой храм, мои прихожане. Все очень просто – нужно жить по совести. Это значит, создавать порядок внутри себя и вокруг себя. Будь честным продавцом, учителем, врачом – и когда-то ты встретишь честного милиционера, чиновника.
– Есть выражение «мы не ищем легких путей». Значит, легкие пути – плохие?
– Не всегда легкий путь – это бесчестный путь. Человек может споткнуться и на сложном пути. У нас говорят и так: умный в гору не пойдет.
– Вы можете привести пример из собственной жизни о призвании, выборе пути. Как это было у вас?
– На самом деле, всё, что я говорил,– это примеры из моей собственной жизни. Делая выбор, человек должен помнить, что он несовершенен, что есть в жизни вещи, не подвластные ему. Так и приходишь к пониманию того, что есть Господь. А потом начинаешь искать свое место в этом мире. Я для себя понял, что это служение Богу, служение Церкви. Почувствовал это сердцем. Больше этого нет ничего. Это и есть призвание, о котором мы с вами говорили.
Часто человек стремится сделать выбор в чем-то малозначительном и забывает о глобальном. Иногда стоишь на перекрестке и думаешь: на красный цвет пойти или на зеленый. Но дело не в цвете – это же все понимают. Важно, что если пойдешь на красный, можешь вообще лишиться жизни. Это банальный пример, но в жизни глобальный выбор – это очень серьезно.
Беседовала Наталья Зайцева
Источник: Взгляд-Православие