Источник: «Аргументы и факты»
О месте церкви в школе рассуждает ректор Российского Православного университета игумен Пётр (Еремеев)
В этом году эксперимент по введению в школах «Основ православной культуры» может быть распространён на всю страну. О нём, а также о других проблемах школ рассуждает ректор Российского православного университета игумен Пётр (Еремеев).
— У нового предмета достаточно большое число противников среди родителей. Мол, «нечего детям засорять мозги лишней информацией, да и неверующие мы — зачем нам это всё изучать»…
— Чтобы понять важность изучения этого предмета, достаточно просто взглянуть на статистику. Она неопровержимо свидетельствует — в тех регионах, где изучают основы религиозных культур, детская, подростковая преступность многократно снизилась. Изучение основ религиозной культуры приобщает ребёнка к тому настоящему богатству, смыслу жизни, который сейчас, к сожалению, никто ему не даёт.
Взросление и социализация подростков сегодня происходят стихийно, коряво. Они знакомятся с правдой жизни, с добром и злом если не в подворотне, то с помощью телевизора и Интернета. И что же им предлагается? Жвачки телесериалов, чаще всего жуткие или бессмысленные мультфильмы, доступные сайты «для взрослых»… Вечные грязь, блуд, насилие, трупы вместо разумного, доброго и вечного. Тяжело сегодня в этой атмосфере всем. У нас создалось общество потребления, которому чужды простые христианские истины. Всего важнее добывание денег, их накопление и потребление. Мы дошли до такой точки, когда у части людей вроде бы «жизнь удалась», а счастья нет как нет.
Так чему и у кого учиться нашим детям? Кто-то готов оставить их наедине со взрослой жизнью, но ведь у умудрённого опытом жизни взрослого и у малого дитяти абсолютно разное восприятие одной и той же информации: первый выслушает вполуха, пожмёт плечами, а второго вся эта грязь воспитывает, прививает ему определённые ценности. Дети и подростки дезориентированы. Это не может не волновать нормальных родителей и зрелое государство.
Знакомство детей с новым предметом учит их правильно расставлять акценты, персонифицирует добро путём знакомства с правильными примерами для подражания, коих множество в отечественной истории. В своё время, поступив в духовную семинарию после советской школы, я был впечатлён, узнав, что в истории России нет такого национального героя, который бы не почитался Церковью как святой или праведник. Потому что все их подвиги были сопряжены с духовным подвигом. Святой Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Фёдор Ушаков, Александр Суворов… Мы ведь можем и должны дать детям живой, действенный образец для подражания.
— Курс читают обычные учительницы истории. Те самые, что плохо учили нас в школе…
— Не согласен. Все учителя «Основ православной культуры», с которыми мне посчастливилось общаться, с большим чувством относятся к данному предмету. Проходят курсы повышения квалификации, много читают. Сегодня столько доступной литературы, столько интернет-ресурсов, что любой педагог имеет возможность постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Научить жить
— Вы много общаетесь с молодёжью, подростками. Право старшее поколение, утверждая, что дети изменились — стали более эгоистичными, злыми?
— Изменились, но не стали хуже. Меняются условия жизни, а с ними меняется и молодёжь. Мы с вами росли на примерах самопожертвования и уважения к труду, когда играли в «войнушку» или неизменно читали при входе в школьную столовую «Хлеб всему голова»… Сегодня у молодёжи нет таких внутренних посылов — представить себя героем, закрывающим собой амбразуру. Может быть, и хорошо, что так. Но плохо другое. Общество потребления с его ценностями так обольстительно красиво, так привораживающе привлекательно. Лозунг «Бери от жизни всё» формирует противоположный христианству и русскому духу ценностный ряд — это эгоизм, изворотливость, готовность и способность обмануть, неумение дружить, любить.
Всё в нашей жизни должно быть нацелено на взращивание в ребёнке прекрасного, доброго, вечного. И все мы, взрослые, должны заботиться и воспитывать подрастающее поколение. Хотя бы в качестве заботы о своём завтрашнем дне.
И вот в этом, как мне кажется, заключается ужасная парадоксальная черта современной жизни. Сегодня ни общество, ни государство, ни семья не испытывают потребности и чувства долга в воспитании детей и молодёжи. В большинстве своём наши будущие кормильцы и защитники брошены на произвол судьбы. И это вовсе не проблема молодёжи. Это наша с вами проблема, проблема старшего поколения.
Чем православная лучше мирской
— Многие родители сегодня предпочитают православные школы, университеты, даже если сами в церковь не ходят. Как вы к этому относитесь?
— Очень положительно. Ребёнок, попав в такую среду или даже просто соприкоснувшись с миром веры, где так высоко почитаются трудолюбие, уважение к старшим, любовь к ближнему, вырастет хорошим гражданином, ценным работником, а также помощником родителям в годы старости. И, безусловно, большинство из нас это интуитивно понимают. Именно поэтому сегодня такие большие конкурсы в кадетские корпуса, в православные гимназии и лицеи.
Люди ведут детей в порой ещё не совсем благоустроенные здания ради атмосферы добра и света, которая здесь создаётся, чтобы за время обучения молодой человек или девушка получили возможность погрузиться в мир положительных эмоций, в богатую культурную среду. Это же касается и высшего образования. В нашем вузе мы всеми силами стараемся реализовывать главный принцип университетской жизни, когда профессор является скорее старшим братом для студента. Поэтому нас и выбирают.
Юлия Тутина