В последние недели все больше разговоров о новом антиклерикализме. Есть ли действительно в обществе рост антиклерикализма, каковы его причины и перспективы? Отвечает игумен Петр (Еремеев), ректор Российского православного университета.
Говорить о росте антиклерикализма было бы преувеличением. Я обратил внимание, что сегодня в интернете вопросы православия и церковной жизни занимают все больше места.
Во-первых, это связано с тем, что наши сограждане всех возрастов и любого достатка осваивают интернет семимильными шагами. Во-вторых, сегодня тема религиозной жизни стала гораздо интересней и ближе большинству наших сограждан.
Многие живут в вере, кто-то находится на пути к Богу, кто-то разочаровался или не дошел в своих религиозных поисках до конца, кому-то вообще эти вопросы интересны постольку поскольку. Но, в целом в сети можно наблюдать интересное явление.
Сегодня почти каждый считает себя способным обсуждать вопросы религиозной жизни, жизни Церкви. И чем упрощенней дискуссия, тем большее число людей в ней принимает участие.
Поэтому если и говорить о росте антиклерикальных настроений, то лишь в контексте общих тенденций развития и рунета. Действительно, в социальных сетях и на отдельных сайтах в отдельные моменты можно наблюдать высокий градус в оценках сторон многогранной религиозной жизни страны. Но, как правило, пользователи, которые сами не живут верой и достаточно далеки от вопросов религии, ограничиваются общими рассуждениями о тех символах религии, которые являются наглядными и понятны им – это духовенство, храмы, монастыри.
Можно ли назвать суждения этих людей, порой даже резкие, сформированным движением антиклерикализма? – едва ли.
Но даже эти сигналы мы должны воспринимать со всем вниманием и помнить о той высокой ответственности перед паствой и обществом, которая лежит на каждом клирике.
Не вижу никакой разницы между критикой Церкви, которую так называемые «антиклерикалы» адресовали духовенству в прежние времена и сегодня. Откройте дореволюционного классика или периодику начала ХХ века и вы удивитесь, что многие сегодняшние антицерковные пассажи являют собой кальку с эпизодов давно минувших лет. Более того, эта критика схожа со ставшими уже классическими обвинениями и фантазиями в отношении Церкви, высказываниями язычников и еретиков из истории Древней Церкви.
По большому счету то, что мы сегодня называем антиклерикализмом, таковым не является. В классическом понимании антиклерикализм это ограничение роли духовенства в решении государственных вопросов, это движение за отделение Церкви от государства. Прекрасной иллюстрацией этого явления можно назвать Французскую революцию и предшествовавшую ей практику непосредственного участия иерархов Католической Церкви в жизни Французского государства.
Но ведь очевидно, что иерархи Русской Православной Церкви сегодня не являются ни министрами, ни губернаторами, духовенство пока не избирается в законодательные собрания страны, регионов или органов муниципальной власти. Поэтому участие Церкви в лице своих представителей, облеченных священным саном — клириков, в жизни нашего государства ограничивается участием в общественной жизни, выражении гражданских позиций по тем или иным вопросам, касающимся жизни нашей Родины. Более того, Русская Церковь учитывая уроки прошлого дорожит своей свободой, которая была ограничена, если бы ей была отведена некая роль в системе государственного управления.
Когда в 2005 году я прибыл к месту своего служения в Хабаровск, то отчетливо пережил те чувства, которые были у меня еще раньше, в начале 90-х, когда я только пришел в Церковь. Процессы, характерные для Европейской части России, которые здесь уже давно пройдены, в других местах нашей большой страны еще продолжаются, а где-то и вовсе только начинаются. Этим сегодня и обусловлено увеличение количества епархий в нашей Церкви. Такая мера необходима для того, чтобы даже в пределах отдельного региона у Церкви были возможности адекватно и быстро реагировать на вызовы времени, так, чтобы церковная жизнь везде была жизнью в полном смысле слова, жизнью людей, которые обретают Христа и не становятся чужими для окружающих.
Мы живем в большой стране и большой Церкви. Поверьте, множество вопросов волнующие верующих в Москве уже будут неактуальны в каких-нибудь ста километрах от столицы. Поэтому обобщать развитие церковной жизни нашей с вами позиций или оценками было бы неправильно.
Каковы сценарии развития ситуации? Идет духовная жизнь, в которой есть взлеты и падения, искушения и их преодоление. Все положительные и отрицательные моменты в нашей церковной действительности можно рассматривать как в масштабе жизни одного человека, так и в масштабе целого общества. Все постоянно меняется. Это жизнь.
Не вижу причин называть кризисом какие бы то ни было трудности в жизни земной Церкви, как сообщества людей. Но и игнорировать кого бы то ни было мы не имеем права. Земная Церковь должна жить интересами и взглядами каждого своего члена.
Почти ни один из тех антиклерикальных тезисов, которые можно встретить в интернете, ни от одного человека в реальной жизни я не слышал. Такое впечатление, что в виртуальном мире формируется некая среда, оторванная от реальности, в которой развиваются процессы, мало волнующие обычных людей. И я обратил внимание на этот факт как раз потому, что у меня широкий и разнообразный круг общения.
И враждебности на улицах не больше чем десять или двадцать лет назад. Бескультурье было во все времена. А вот под благословение в метро или на улице люди стали без смущения подходить именно в последнее время.