Министерство образования и науки привело данные по выбору родителями четвероклассников модулей по основам религиозных культур и светской этики:
По стране в целом:
основы православной культуры – 31,7%
основы исламской культуры – 4%
основы мировых религиозных культур – 21,2%
основы светской этики – 42,7%
По Москве:
основы православной культуры – 23,43%
основы исламской культуры – 1.02%
основы мировых религиозных культур – 27,7%
основы светской этики – 47,4%
По Санкт-Петербургу:
основы православной культуры – 9,46%
основы исламской культуры – 0,07%
мировые религиозные культуры – 37,7%
светская этика – 52,6%.
Как относиться к этим данным? Какие выводы можно сделать? На чем основывается выбор большинства родителей в пользу светской этики? О чем говорит сравнение данных по Москве и Санкт-Петербургу? Можно, основываясь на этой информации, говорить о симпатиях и антипатиях к религии или уровню образованности населения в России?
Отвечает ректор Российского православного университета игумен Петр (Еремеев):
Выбор родителями и школьниками той или иной дисциплины в рамках предметов Основ религиозных культур и светской этики нельзя воспринимать как некое голосование за принадлежность, симпатию к той или иной религиозной культуре, либо атеистическому мировоззрению.
Тут очень много факторов, и, общаясь с родителями и школьниками, могу выделить примечательный факт: случается, что родители православных детей, которых воспитывают в семье и дают религиозное образование в воскресной школе, целенаправленно выбирают светскую этику или основы иной религиозной культуры. Некоторые из моих знакомых в Казани даже думают, не выбрать ли им основы исламской культуры, в силу того, что необходимое православное образование их чадо получает дома и при храме. А ребенку для утверждения в собственном православном религиозном выборе и подготовки к будущей самостоятельной жизни в российском мультикультурном, мультирелигиозном обществе потребуется знание и о других религиозных традициях.
Поэтому, оценивая имеющиеся процентные соотношения в выборе учебных курсов в рамках ОРКСЭ, нужно понимать, что это вовсе не показатель симпатий или антипатий детей и их родителей к религиозной культуре, или светской этике.
Можно добавить, что наряду с таким осмысленным восприятием этого предмета мне гораздо чаще приходится встречать непонимание или искаженное понимание родителями и, тем более, детьми, о чем вообще идет речь.
До сих пор содержание и задачи ОРКСЭ на местах недостаточно разъяснены по существу тем, перед кем поставлен этот непростой выбор. И поэтому восприятие этих дисциплин рассматривается через призму определенных стандартов, а, скорее, фобий, которые сопровождали обсуждение преподавания основ религиозных культур в далекие 90-е и в начале 2000-х годов. Тогда ведь велась целая компания по намеренному искажению самой сути предлагаемых к изучению предметов. Их именовали как угодно, вплоть до «Закона Божьего», чтобы создать представление у школьников и у их родителей о том, что данные курсы будут вероучительными и дискриминационными.
Но сегодня, чем чаще мы говорим об этом предмете с людьми, чем доступнее учебные пособия и более известен успешный опыт регионов, где основы религиозных культур преподаются уже не первый год, тем все больше и больше родителей делают выбор в пользу религиозной культуры. Люди ведь понимают, что если в семье ребенок не сможет получить эти знания, если у него нет возможности посещать воскресную школу, то, по крайней мере, в общеобразовательной школе его научат ориентироваться во всем богатстве русской религиозной культурной традиции. Помогут в рамках этого курса подготовить себя к восприятию жизни во всем многообразии, в том числе к уважению чужой духовной культуры и религиозного выбора.
Я убежден, что именно начало повсеместного преподавания ОРКСЭ в общеобразовательной школе позволит в течение этого и ближайших годов родителям и школьникам, а также школьным педагогам убедиться в полезности этого курса и далее делать выбор более осознанный, а значит и более плодотворный.
Читайте также: