2010 год подходит к концу, и мы продолжаем подводить его итоги. Наиболее важными событиями этого года делится с порталом «Правмир» игумен Сергий (Рыбко).
Главное событие в жизни
Главное событие моей жизни – это выступление на рок-фестивале «Рок над Волгой 2010» перед 100 тысячами человек. Слушали очень внимательно, я даже как-то не ожидал. Народ действительно слушал. Считаю это самым значимым событием моей жизни, как священника, за прошедший год.
— Каким было впечатление от довольно, скажем так «специфической» аудитории? Проще говоря, были ли трезвые среди слушателей концерта?
— Контингент был трезвый по очень простой причине. Со своими напитками вход был запрещен, а пиво, которое продавалось, было не дешевле 100 рублей за стакан. Для современной молодежи это дороговато. Впервые к массовой аудитории я вышел во время концерта «Нашествие 2008». Там было где-то 20 000 человек. Скажу честно: страшно боялся, не представлял, захотят ли меня слушать. Хотелось все бросить и тихонько уйти, но все прошло удачно.
В этот раз был совершенно спокоен. Выступал между Бутусовым и группой «Аквариум», а последних я еще должен был представить. И вы знаете, вот этот момент, когда ты выходишь к ребятам, а они затихают, слушают и видишь их заинтересованные глаза – он дорогого стоит. Я почувствовал, что вопреки всему негативу, с которым относятся некоторые к таким акциям, это нужно, необходимо, важно. После выступления ко мне подходили, задавали много вопросов, у людей много накопилось в душе, они ищут выход, ищут ответы. Тем более сам концерт проникнут патриотическими идеями, поскольку был приурочен к дате 12 июля, Дню России.
— Многие приверженцы основательных традиций утверждают, что когда священнослужитель выходит в места «неправедные», люди могут подумать, что не так уж неправильно они живут, если с ними рядом – священник, монах. То есть их далеко не благочестивая жизнь – это «жизнь с Богом» и у них все хорошо. Приходит ложное успокоение совести…
— Иоанн Лествичник сказал одну интересную вещь: в Никее один святой отец ходил голым по улице. Ему сказали: «Отче, ты соблазняешь других, зачем ты так делаешь?». На что он ответил: «Кто хочет соблазняться – пусть соблазняется. А кто хочет назидаться – пусть назидается». Поэтому переубеждать убежденных – бесполезное дело. На рок фестивалях не только можно, а нужно выступать. Время само все поставит на места. Вы понимаете, не каждый из молодежи пойдет в Церковь, слишком многими стереотипами они напичканы. Они должны увидеть, понять, что из себя представляет Церковь на самом деле.
Когда к людям приходит священник и рушит стереотипы, начинается полная переоценка жизни.
Вы знаете, лет пять назад канал РенТВ попросил меня что-нибудь исполнить на колоколах, зная, что свою церковную деятельность я начинал со звонарей. Я исполнил на колоколах «Песню эмигранта» «Led Zeppelin» — потом в Интернете меня за это много подвергли ужасной критике. Так вот, прошли эти пять лет, ко мне в храме подошел молодой человек, сам он из Мурманска, и сказал: «Батюшка, впервые мы с супругой Вас увидели по РенТВ пять лет назад, посмотрели про Вас сюжет и поняли, что Вы очень симпатичны нам. Вы наш человек. Очень захотелось с Вами встретиться, пообщаться». Мы с ним проговорили три часа, он готов обвенчаться, причащаться и причащать детей. Он оказался замечательным человеком, я очень рад этому знакомству. Но первое наше с ним знакомство произошло именно при таких спорных обстоятельствах. Вот это и есть ответы на все вопросы.
Очень многое значит, когда есть простые люди, которые тебя поддерживают. Самое сложное для меня – сомнения. Иногда тоже задаю себе вопросы: «Кому это надо?», «Вдруг ничего не получится?», «Где плоды?». А плоды есть и достаточно серьезные. Священник должен говорить на их языке, никто не говорит, что это должен быть язык жаргона, но он должен быть понятен всем, особенно юным. Просто я прошел все это. Я знаю, что такое рок, что такое неформальное движение, кто такие хиппи. Я их понимаю и сочувствую. Борьба с роком, борьба с джазом – это вообще дело эстетики. Просто одно поколение принимает эту эстетику, другое – нет. Нужно немножко смириться с эстетическими вкусами других людей, предоставить им свободу выбора. Вообще, все музыкальные стили, начиная с джаза – протестные стили. Протестуют они в конечном итоге против зла.
— Но на это некоторые скажут, что водка, наркотики – тоже протест?
— Это не протест. Это протестом оправдывается страсть. Просто некие молодые люди пытаются таким образом расширить свое сознание, а на самом деле – потакают своей страсти. Я был хиппи, но я был изначально противник наркотиков. И вполне рационально мог сказать почему: это не отвечало на внутренние вопросы, а потом – люди из-за них реально гибнут, и не просто физически, а и духовно. А если человек ищет просто острых ощущений – его жаль. Любой поиск должен быть оправдан в первую очередь богоисканием.
Главное событие в Церкви
— Могу сказать, что в целом изменилась жизнь Церкви с приходом нового Патриарха. Та энергия, те требования, которые теперь предъявляются к жизни клириков – мне импонируют. Святейший требует активной миссии, результативной благотворительной деятельности. Сейчас все больше идет возврат к настоящей Церкви. Ведь долгие десятилетия из Церкви выхолащивалась инициатива.
Самая большая беда современной Церкви– это отсутствие ревности священнослужителей. Ее просто выбивали. В семинарии в советский период учили: «ты никуда не лезь, а то не дадут жить». И Святейший с этим активно борется.
Церковь стала более открытой миру, нет неоправданной обособленности, отстранения. Именно такова сейчас современная Русская Православная Церковь.
Церкви не всех стран занимают такую позицию. Например, в Греции Православная Церковь очень обособленна. Монастыри большую часть времени закрыты. Миряне могут туда войти только несколько раз в неделю. Я сомневаюсь, что все остальное время монахи заняты молитвой, просто у них так сложилось. Даже приходские храмы часто закрыты. Паломники имеют весьма ограниченный доступ к мощам величайших святых. Раннее утро и поздний вечер по нескольку часов — вот время доступа к святыням, и то, во время литургии. Но люди должны знать, что у них в любое время есть место, куда они могут прийти помолиться.
Не разделяю пассивную жизнь приходов, мне нравится нынешняя позиция нашей Церкви, она активизировалась. Церковь еще не полностью встала в свой рост, но делает шаги к этому, протягивает руку людям. Это важно и значимо.
Самое значимое событие в жизни общества
Насчет значимых событий в обществе, этот вопрос не ко мне. Политически подкованное общество живет некой своей жизнью, я как монах затрудняюсь ответить на этот вопрос. В обществе живут мои ближние, которым я должен проповедовать Царствие Небесное. Этим и ограничивается моя жизнь в обществе.
Беседовала
Елена Вербенина
Читайте также:
p { margin-bottom: 0.21cm; }h2 { margin-bottom: 0.21cm; page-break-after: avoid; }h2.western { font-family: «Times New Roman»,serif; font-size: 18pt; font-weight: bold; }h2.cjk { font-family: «Arial»,sans-serif; font-size: 18pt; font-weight: bold; }h2.ctl { font-family: «Arial»,sans-serif; font-size: 18pt; font-weight: bold; }h1 { margin-bottom: 0.21cm; page-break-after: avoid; }h1.western { font-family: «Times New Roman»,serif; font-size: 24pt; font-weight: bold; }h1.cjk { font-family: «Arial»,sans-serif; font-size: 24pt; font-weight: bold; }h1.ctl { font-family: «Arial»,sans-serif; font-size: 24pt; font-weight: bold; }a:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; }
Протодиакон Андрей Кураев: «Главное для Церкви событие произошло в российских школах».
Протоиерей Владимир Вигилянский: Надежда в единстве
Епископ Пантелеимон: «Я стал лучше понимать, что такое христианство»
Протоиерей Игорь Пчелинцев – итоги года
Протоиерей Максим Козлов: «Лед тонкий и потрескивает под ногами»
2010 год подходит к концу, и мы продолжаем подводить его итоги. Наиболее важными событиями этого года делится с порталом «Правмир» игумен Сергий (Рыбко).
Главное событие в жизни
Главное событие моей жизни – это выступление на рок-фестивале «Рок над Волгой 2010» перед 100 тысячами человек. Слушали очень внимательно, я даже как-то не ожидал. Народ действительно слушал. Считаю это самым значимым событием моей жизни, как священника, за прошедший год.
— Каким было впечатление от довольно, скажем так «специфической» аудитории? Проще говоря, были ли трезвые среди слушателей концерта?
— Контингент был трезвый по очень простой причине. Со своими напитками вход был запрещен, а пиво, которое продавалось, было не дешевле 100 рублей за стакан. Для современной молодежи это дороговато. Впервые к массовой аудитории я вышел во время концерта «Нашествие 2008». Там было где-то 20 000 человек. Скажу честно: страшно боялся, не представлял, захотят ли меня слушать. Хотелось все бросить и тихонько уйти, но все прошло удачно.
В этот раз был совершенно спокоен. Выступал между Бутусовым и группой «Аквариум», а последних я еще должен был представить. И вы знаете, вот этот момент, когда ты выходишь к ребятам, а они затихают, слушают и видишь их заинтересованные глаза – он дорогого стоит. Я почувствовал, что вопреки всему негативу, с которым относятся некоторые к таким акциям, это нужно, необходимо, важно. После выступления ко мне подходили, задавали много вопросов, у людей много накопилось в душе, они ищут выход, ищут ответы. Тем более сам концерт проникнут патриотическими идеями, поскольку был приурочен к дате 12 июля, Дню России.
— Многие приверженцы основательных традиций утверждают, что когда священнослужитель выходит в места «неправедные», люди могут подумать, что не так уж неправильно они живут, если с ними рядом – священник, монах. То есть их далеко не благочестивая жизнь – это «жизнь с Богом» и у них все хорошо. Приходит ложное успокоение совести…
— Иоанн Лествичник сказал одну интересную вещь: в Никее один святой отец ходил голым по улице. Ему сказали: «Отче, ты соблазняешь других, зачем ты так делаешь?». На что он ответил: «Кто хочет соблазняться – пусть соблазняется. А кто хочет назидаться – пусть назидается». Поэтому переубеждать убежденных – бесполезное дело. На рок фестивалях не только можно, а нужно выступать. Время само все поставит на места. Вы понимаете, не каждый из молодежи пойдет в Церковь, слишком многими стереотипами они напичканы. Они должны увидеть, понять, что из себя представляет Церковь на самом деле.
Когда к людям приходит священник и рушит стереотипы, начинается полная переоценка жизни.
Вы знаете, лет пять назад канал РенТВ попросил меня что-нибудь исполнить на колоколах, зная, что свою церковную деятельность я начинал со звонарей. Я исполнил на колоколах «Песню эмигранта» «Led Zeppelin» — потом в Интернете меня за это много подвергли ужасной критике. Так вот, прошли эти пять лет, ко мне в храме подошел молодой человек, сам он из Мурманска, и сказал: «Батюшка, впервые мы с супругой Вас увидели по РенТВ пять лет назад, посмотрели про Вас сюжет и поняли, что Вы очень симпатичны нам. Вы наш человек. Очень захотелось с Вами встретиться, пообщаться». Мы с ним проговорили три часа, он готов обвенчаться, причащаться и причащать детей. Он оказался замечательным человеком, я очень рад этому знакомству. Но первое наше с ним знакомство произошло именно при таких спорных обстоятельствах. Вот это и есть ответы на все вопросы.
Очень многое значит, когда есть простые люди, которые тебя поддерживают. Самое сложное для меня – сомнения. Иногда тоже задаю себе вопросы: «Кому это надо?», «Вдруг ничего не получится?», «Где плоды?». А плоды есть и достаточно серьезные. Священник должен говорить на их языке, не кто не говорит, что это должен быть язык жаргона, но он должен быть понятен всем, особенно юным. Просто я прошел все это. Я знаю, что такое рок, что такое неформальное движение, кто такие хиппи. Я их понимаю и сочувствую. Борьба с роком, борьба с джазом – это вообще дело эстетики. Просто одно поколение принимает эту эстетику, другое – нет. Нужно немножко смириться с эстетическими вкусами других людей, предоставить им свободу выбора. Вообще, все музыкальные стили, начиная с джаза – протестные стили. Протестуют они в конечном итоге против зла.
— Но на это некоторые скажут, что водка, наркотики – тоже протест?
— Это не протест. Это протестом оправдывается страсть. Просто некие молодые люди пытаются таким образом расширить свое сознание, а на самом деле – потакают своей страсти. Я был хиппи, но я был изначально противник наркотиков. И вполне рационально мог сказать почему: это не отвечало на внутренние вопросы, а потом – люди из-за них реально гибнут, и не просто физически, а и духовно. А если человек ищет просто острых ощущений – его жаль. Любой поиск должен быть оправдан в первую очередь богоисканием.
Главное событие в Церкви
— Могу сказать, что в целом изменилась жизнь Церкви с приходом нового Патриарха. Та энергия, те требования, которые теперь предъявляются к жизни клириков – мне импонируют. Святейший требует активной миссии, результативной благотворительной деятельности. Сейчас все больше идет возврат к настоящей Церкви. Ведь долгие десятилетия из Церкви выхолащивалась инициатива.
Самая большая беда современной Церкви– это отсутствие ревности священнослужителей. Ее просто выбивали. В семинарии в советский период учили: «ты никуда не лезь, а то не дадут жить». И Святейший с этим активно борется.
Церковь стала более открытой миру, нет неоправданной обособленности, отстранения. Именно такова сейчас современная Русская Православная Церковь.
Церкви не всех стран занимают такую позицию. Например, в Греции Православная Церковь очень обособленна. Монастыри большую часть времени закрыты. Миряне могут туда войти только несколько раз в неделю. Я сомневаюсь, что все остальное время монахи заняты молитвой, просто у них так сложилось. Даже приходские храмы часто закрыты. Паломники имеют весьма ограниченный доступ к мощам величайших святых. Раннее утро и поздний вечер по нескольку часов — вот время доступа к святыням, и то, во время литургии. Но люди должны знать, что у них в любое время есть место, куда они могут прийти помолиться.
Не разделяю пассивную жизнь приходов, мне нравится нынешняя позиция нашей Церкви, она активизировалась. Церковь еще не полностью встала в свой рост, но делает шаги к этому, протягивает руку людям. Это важно и значимо.
Самое значимое событие в жизни общества
Насчет значимых событий в обществе, этот вопрос не ко мне. Политически подкованное общество живет некой своей жизнью, я как монах затрудняюсь ответить на этот вопрос. В обществе живут мои ближние, которым я должен проповедовать Царствие Небесное. Этим и ограничивается моя жизнь в обществе.
Беседовала
Елена Вербенина
Читайте также:
Протодиакон Андрей Кураев: «Главное для Церкви событие произошло в российских школах».
Протоиерей Владимир Вигилянский: Надежда в единстве
Епископ Пантелеимон: «Я стал лучше понимать, что такое христианство»
Протоиерей Игорь Пчелинцев – итоги года
Протоиерей Максим Козлов: «Лед тонкий и потрескивает под ногами»