Почти половина россиян верит в чудо, и о реальном опыте встречи со сверхъестественным говорит каждый третий из опрошенных.Таковы результаты всероссийского опроса службы «Среда». Их комментирует настоятель храма Сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище в Москве, публицист, миссионер, писатель игумен Сергий Рыбко:
Молодежь чаще не верит в чудо, и это понятно: ей свойственна самоуверенность. Молодой человек находится в начале жизненного пути, многое видит в розовом свете и в достижении целей полагается только на свои силы. В его картине мира пока просто нет места чуду. А с годами человек начинает понимать, что без посторонней помощи, а точнее, без помощи Божией, вряд ли он чего-то достигнет. И начинает молиться, обращаться к Богу, сначала испрашивая каких-то земных вещей. А дальше уже человек развивается в соответствии с тем, куда направлена его воля, какое чудо ему нужно. Либо преуспеяние в здешней жизни, либо вещи духовного порядка.
Со временем, когда начнутся жизненные разочарования, а они обязательно начнутся, человек увидит ложность того, что принято считать ценностями, а материальные ценности всегда ложные. Рано или поздно, вслед за разочарованием, если человек не впадёт в отчаяние, начнется поиск настоящей Истины. Тогда и чудеса будут – светлые, радостные, утешительные, преобразующие человека.
Бывает экзальтированное стремление найти чудо. А точнее, с помощью чуда добиться чего-то материального, того, чего вдруг захотелось, «приспичило», добиться «здесь и сейчас». И когда в таких случаях Бог не даёт «здесь и сейчас», то человек разочаровывается. Если же духовные поиски не прекращаются, ищущий как раз приходит к истинному пониманию чуда. Но такое чудо нужно заслужить, заработать.
Когда человек несерьезно относится к чуду, к сверхъестественному, он легкомысленно может коснуться опасных, разрушительных вещей. Самым первым «чудом», которое я увидел в своей жизни в возрасте семнадцати лет, была крутящаяся тарелка во время спиритического сеанса. Кончилось это тем, что на меня поехал стол и чуть не убил. Я не считал себя тогда верующим человеком, но произошедшее заставило меня сильно задуматься, и, в конце концов, побудило к поискам альтернативы такого рода «чудесам».
Пожилые люди, которые не верят в чудо, принадлежат к потерянному советскому поколению, у которого вытравляли всякую веру в чудо, в сверхъестественное, в духовное. Советские старики – это циники, им ничего высокого и не нужно. У них есть «смысл жизни»: семья, дети, внуки. С такими людьми трудно говорить о внутреннем, надмирном, и если они и верят в Бога, то очень абстрактно; грешными себя никогда не считают, то есть неспособны на покаяние.
Вполне логично, что люди, часто причащающиеся, чаще сталкивались с «необъяснимым и сверхъестественным». Православный человек открыт для Горнего мира. Причастие само по себе чудо, чудом являются и те переживания, которые человек (правда, не всегда) испытывает после Таинства. И то, как затем складываются обстоятельства его жизни, нельзя объяснить никакой теорией вероятности.
Медики чаще верят в чудо, ведь они воочию наблюдают противостояние жизни и смерти. Например, они знают, как должна развиваться болезнь по данным медицины, и вдруг на их глазах болезнь отступает после молитвы, после исповеди и Причастия.
Я думаю, что любой медик хоть раз в жизни наблюдал чудо, верующий он или неверующий. Как священник я видел исцеление от неизлечимых болезней, когда врачи уже «списали» пациента, а он выздоравливал и попадал под формулировку «случай, неизвестный науке».
Читайте также:
Вера в чудо и опыт встречи со сверхъестественным — всероссийский опрос службы «Среда»
Рушан Аббясов: С точк зрения ислама в устройстве земли и ее обитателей уже есть величайшее чудо
Николай Сванидзе: Самым бедным больше ничего не остается как верить в чудо
Профессор Алексей Осипов: Вера в чудо и неправильное понимание происходящего за Литургией