В преддверии выборов в Государственную Думу портал «Правмир» задает вопросы священникам разных политических взглядов и общественных позиций. Ходить ли на выборы? Изменит ли что-то один голос или все голоса подсчитаны независимо от участия?
Своей точкой зрения с читателями «Православия и мира» делится настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, миссионер игумен Сергий (Рыбко).
Священникам запрещено заниматься политической деятельностью, но не запрещено пойти на выборы. Но я не пойду, поскольку являюсь монахом.
На выборы я ходил всего два раза в жизни, причем один – по послушанию, по собственной воле не пошел бы. Для меня поход на выборы – это все-таки выход в мир, и думаю, что у монашествующих есть право не ходить голосовать. Помолиться, я помолюсь, чтобы избрали того, кто сейчас наиболее необходим стране. А ходить на выборы, считаю, это не монашеское дело. Монахов – немного, и если даже мы все вместе не пойдем, ничего от этого не изменится.
А вот миряне должны понимать: от их выбора зависит их дальнейшая жизнь. Государство и народ – не отдельные понятия. И на самом деле каждый из нас может что-то изменить к лучшему. Так что, отвечая на вопрос, может ли христианин участвовать в политике, отвечаю, что не только может, но и должен.
Но если с вопросом, идти или не идти на выборы, ко мне обращаются прихожане, с каждым я решаю этот вопрос индивидуально. Учитывая духовную зрелость каждого.
Тот, кто «отдает» свой голос за ту или иную партию, все-таки совершает некое действие, пытается участвовать в судьбе государства. А если человеку не нравится правящий режим, и он не пошел на выборы, ему остается только пенять на себя. Ведь он не предпринял никаких попыток, чтобы изменить ситуацию. А если в стране происходит что-то не так – будет страдать и лично он, и его дети, причем осознавая, что в этом есть и его вина.
Хотя мы живем верой в Царствие Небесное, совсем от мирской жизни отстраниться мы не можем. Например, настоятель храма – взаимодействует со светскими властями. А от того, какая власть центральная, зависит и власть на местах. Церковь – это и общественная организация, которая много делает на пользу общества, и если у нее будут проблемы с властью – это явно ни к чему хорошему не приведет.
Другое дело, политический расклад сейчас таков, что кто бы как бы ни проголосовал, итоговый результат вполне предсказуем. Так что стоит ли тратить время на поход к избирательному участку — каждый человек решает сам для себя.
Вот если бы ситуация была такая, что и один голос мог бы изменить ситуацию в ту или иную сторону, тогда, возможно, этот поход был не напрасным. При современных технологиях в той стране, в которой мы живем, мы изменить ничего не можем.
С другой стороны – а надо ли? На переправе коней не меняют. Может, у нас и не самое лучшее правительство, но в условиях глобального экономического кризиса – самое подходящее, поскольку уже неплохой имеет опыт. И я не считаю, что в правительстве все воры и взяточники. Думаю, там есть люди, которые хотят что-то делать полезное для своего Отечества.
Когда люди разделяют — вот есть «мы», а есть «они», правительство — это такой посткоммунистический синдром. Когда мы жили при коммунизме, так оно и было. Коммунизм – рабовладельческий строй. Была каста номенклатурщиков – рабовладельцев и каста рабов – всех остальных граждан.
Сейчас ситуация все-таки немножко другая. Государство, несмотря на все «но», все-таки зависит от волеизъявления граждан. Ведь если мы все завтра выйдем с автоматами на улицу, то с нами придется считаться. С другой стороны, быть в оппозиции ко всем – это тоже неправильно, тоже разновидность «посткоммунистического синдрома», когда любая власть мыслится враждебной, не от Бога.
Но можно верить и быть законопослушными гражданами. Церковь при каких только режимах ни жила, начиная от римских императоров и заканчивая советской властью. Однако нет ни императоров, ни советской власти, а Церковь – стоит. Все в руках Божиих. А нам – нужно только понимать, где стоит вмешиваться в жизнь государства, а где это не нужно.
Мы знаем имена святых, которые имели прямое отношение к политике. Например, все благоверные князья. Это было их послушание, их задача. А, скажем, восстание греков против турок подняли по благословению священномученика Григория V, Патриарха Константинопольского. И история показала, что Господь был на стороне православных греков. Или наше Смутное время, 400-летие окончания которого в будущем году мы будем отмечать. Если бы не участие Церкви, трудно представить, что бы случилось со страной и с нацией. Одни Минин и Пожарский ничего бы не сделали. Все начал Святейший Патриарх Гермоген и другие святители, которые рассылали грамоты, поднимая народ на борьбу с поляками. Они провели идеологическую подготовку восстания против поляков.
Подготовила Оксана Головко
Читайте также: