Что такое христианское искусство и возможны ли его современные проявления?

Православные выступают против выставки «Духовная брань» и ей подобных, но не против против библейских сюжетов Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Активисты протестуют против рок-оперы «Иисус-Христос-суперзвезда», потому что там искажается образ Христа, но не протестуют против «Мастера и Маргариты» Булгакова.

Где проходит граница допустимости в создании произведений на евангельские темы?

Комментирует игумен Сергий (Рыбко):

Что касается рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда», то мне кажется, ростовские активисты зря протестуют. Насколько я знаю, в Ростове оперы собирались показать в русском переводе, в том варианте, который гораздо ближе к Евангельским текстам, чем исходный вариант Уэббера. Люди, которые ее показывают, позиционируют себя как православные, и все фривольные толкования текста протестантского толка они постарались сгладить.

Что в итоге получилось — не знаю, поскольку я не видел результата. Действительно я встречал людей, и не одного человека, которого рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» привела, по крайней мере, к желанию прочитать Евангелие, а дальше начался их путь к Богу.

Если сравнить то что делают всякие тер-огоняны и гельманы и, скажем, произведения Сальвадора Дали, то водораздел проходит по такому понятию, как страх Божий. Если человек с уважением относится к евангельскому сюжету и что-то изображает, то получается по слову
Евангелия: «Кто не против вас, тот за вас». То есть человек так выражает свою веру, свое уважение и почитание Бога. Если человека обращается к божественным темам с издевательской целью, чтобы унизить чувства верующих, поиздеваться, оскорбить чувства православных
христиан, то здесь начинается грех и недопустимые вещи.

Когда маленький ребенок хочет изобразить икону, а получается каракули, никто его не будет за это ругать, он хотел, как лучше, но сделал, как смог. Все дело в побуждении — что человек хотел своим произведением сказать. А с теми, кто считает возможным оскорблять Бога, оскорблять святыни, нужно бороться.

Бывает, что художник для себя не решил какие-то религиозные и философские вопросы, и он пишет картину, знаете, есть такая картина Нестерова «Философы», на ней о. Сергий Булгаков и Павел Флоренский? Бог в ней, вроде бы не присутствует, но мне кажется в ней больше о Боге сказано, чем во многих других картинах. Если человек размышляет на религиозные темы и пишет картину, пусть в абстрактном стиле, если он в таком стиле привык писать, в этом ничего оскорбительного нет, это его богоискательство.

Человек либо почитает Бога, либо оскорбляет, третьего не бывает. Если человек неверующий сохраняет храм, хотя в Бога не верует, а к храму относится, как к некой культурной ценности, все

Читайте также:

Прот. Алексий Уминский: Через искусство человек может поделиться опытом богопознания, лишать его этого права нельзя

Ольга Седакова: Искусство — повод не для протеста, а для обсуждения

Гор Чахал: Чем ближе к алтарю произведение искусства, тем строже надо к нему относиться

Есть ли будущее у церковной архитектуры? (ФОТО)

Иконописные «курсы»: простота или шарлатанство?

«Духовная брань» в правовом поле

Прот. Александр Ильяшенко о выставке «Духовная брань»: Нужно воспитывать у людей художественный вкус

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.